Последний день лета 2017 года я провёл в поездке в одно из самых красивых мест Сербии - посёлок Голубац и крепость Голубачки град.
Билет от БАС (Београдска Аутобуска станица) до Голубаца и обратно обошёлся мне в 1700 динар, то бишь 982 рубля - довольно много для расстояния в 132 километра. Правда, маршрут автобуса был несколько длиннее из-за заездов в Пожаревац и Велико-Градиште, но тем не менее. Выехал я в 9 утра.
Голубац находится в Браничевском округе, на востоке Сербии, возле границы с Румынией. Ещё на подъезде к посёлку я, глядя на вид из автобуса, поражался невероятной красоте здешних мест. Даже коттеджи сербов радовали глаз своим разнообразием - тут есть дома белого, жёлтого, зелёного, даже синего цвета!
Кстати, в районе Голубаца Дунай имеет наибольшую ширину (более 5 километров), после чего начинается его резкое сужение в Джержапском ущелье.
Ветряные электростанции на том берегу - это уже Румыния, коммуна Коронинь. Чё там, говорите, румыны - это цыгане, аха? Ну ничего такие цыгане, с новыми технологиями дружат (хотя страна нефтедобывающая).
Атмосфера в Голубаце сразу просто убаюкала меня. Дунайские волны, бьющие о берег, крики чаек, полуденная жара, тишина и спокойствие... В Голубаце проживает приблизительно 1600 человек, но этот городок - центр общины с более чем 8-тысячным населением.
Милиции уже давно нет, а указатель остался:
А вот и цитадель самих милиционеров-полиционеров:
Чайки на пирсе. Или не чайки?
Ещё и видео снял:
В центре посёлка:
В этом здании заседает скупщина общины:
А это - спортивный центр с бассейном:
Отличная набережная тянется по всему посёлку:
От бассейна до Голубацкой крепости - примерно 3,6 км по автодороге. Я пошёл пешком. К сожалению, на протяжении почти всей дороги не было нормальной обочины, а дорога и так весьма узкая и опасная. Кроме сербских номеров, я видел чаще всего румынские, украинские и швейцарские. Вот фотографии самого шоссе:
Немного сельской идиллии по пути:
И ещё одно короткое видео:
Старый римский дом, турецкий хамам и средневековая белильня:
Ну вот я наконец подошёл к стенам самой крепости...
...и выяснил, что крепость закрыта для посетителей! Ну, собственно, строительные леса должны были косвенно намекнуть на это. На лесах копошилась и бригада рабочих.
Я вернулся в инфоцентр при входе в комплекс, где спросил у работницы, когда же откроют Голубац для туристов. Она ответила мне, что вроде бы как в 2018 году. Там же я приобрёл два прикольных магнита за 300 динар.
Голубац был построен примерно в конце XIII- начале XIV века. До сих пор точно неизвестно, кто конкретно строил крепость - венгры или сербы. Так или иначе, в 1335 году Голубац упоминается как крепость, в которой размещён венгерский гарнизон. С другой стороны, крепость построена на сербском берегу Дуная, то есть более логичным было бы сербское происхождение твердыни с возможным последующим захватом её венграми. Что интересно, в венгерской Википедии даже нет статьи, посвящённой Голубацкой крепости. Да и славянское название говорит само за себя.
Конечно, Подунавье стало одним из последних регионов Сербии, попавших под власть турок. Не стал исключением и Голубац. Но не всё было так просто. Между 1402 и 1410 годами в знак добрых отношений между двумя странами, венгерский король Сигизмунд I передал право на Голубац сербскому деспоту Стефану Лазаревичу (о Стефане я уже писал ранее
https://viktorbobrov89.livejournal.com/33869.html). Однако, после смерти Стефана крепость должна была вернуться под власть Венгрии, согласно договору 1426 года. Кстати, такая же участь должна была постигнуть также Белград и Мачву. Стефан Лазаревич умер в 1427 году, но комендант Голубаца, по имени Еремия, передал крепость не венграм, а туркам, за что получил от них 12 тысяч дукатов. Разозлённый Сигизмунд I отправился в поход на Голубац в 1428 году, но потерпел неудачу. В одном из сражений турки взяли в плен знаменитого польского рыцаря Завишу Чёрного, которого впоследствии казнили.
По Сегедскому миру 1444 года османы вернули Голубац под контроль сербского деспота Георгия Бранковича. Георгий скончался в начале 1457 года, а в следующем году турки снова заняли Голубац. Это был закат Сербской деспотовины и вообще независимой Сербии. На следующие 400 лет Голубац стал одним из множества опорных пунктов Османской империи на Дунае. Турки расширили фортификационную систему крепости, приспособив её для ведения артиллерийского огня.
Вот эта башня слева, в воде, как раз и была построена турками для охраны Дуная.
Лишь на короткое время турки теряли Голубац - в 1481 году крепость брал венгерский король Матьяш Хуньяди, в 1688-1690 здесь правили австрийцы, а во время Первого и Второго сербских восстаний в начале XIX века гайдуки тоже брали Голубац. Но окончательно крепость перешла в состав Сербии только в 1867 году, то есть уже спустя много лет после провозглашения автономии Сербии в 1830 году. Да, так велико было стратегическое положение Голубаца в излучине Дуная.
После Первой мировой войны через ворота крепости была проложена автомагистраль, по которой, собственно, я и шёл пешком. А в 1960-е годы немного ниже по течению Дуная началось строительство югославско-румынской гидроэлектростанции "Джердап I". Образовалось водохранилище, которое частично подтопило Голубац.
В 2012 году начались работы по реконструкции Голубацкой крепости. Разумеется, на это были выделены средства и Европейского союза. К примеру, автодорогу убрали немного в сторону от Голубаца, пробив новый 150-метровый тоннель:
Благодаря тоннелю, мне удалось увидеть и заднюю сторону крепости:
Ну что ж, пора было двигаться назад, у меня оставалось не более полутора часов до обратного автобуса. Я двинулся назад той же дорогой и наткнулся на кое-что. Сначала подумал - о, неужели наши туристы побывали? Но нет, это болгарский язык.
Я прошёл около километра, как вдруг натолкнулся на пожилого серба, садившегося в свою машину.
- Куда идёшь? - спросил дед.
- До Голубаца, - ответил я.
- А потом?
- В Белград.
- Автостопом путешествуешь?
- Нет, просто иду пешком.
- Садись, подвезу до Голубаца.
Упрашивать дважды не пришлось - я сел в машину деда, он быстро доехал до крепости, чтобы развернуться, и потом подвёз меня до посёлка. Он предлагал довезти и до Белграда, так как сам оказался белградцем, приехавшим сюда на рыбалку. Я отказался - жалко было потраченных на автобусный билет денег.
Зато у меня появилось время ещё побродить по Голубацу. Сначала я зашёл в какой-то ресторан на берегу Дуная и заказал там рюмку ракии со стаканом сока. Вышло на 420 динар. Неслабая цена.
Тут же болтался какой-то местный пёс-приживала:
Выйдя из ресторана, я решил посидеть на бережку и позагорать, благо солнце светило что надо.
Велодорожка всё ещё продолжалась:
А вот и домик не в самом лучшем состоянии:
Автобус приехал по расписанию. Кстати, на автостанции я узнал, что при покупке такой же "повратной карты" уже из Голубаца в Белград и обратно я заплатил бы не 1700 динар, как в Белграде, а 1560. Разница почти 100 рублей нашими.
"Путарина" - пункт оплаты дороги. Эх, как же много их в Сербии!..
Вот и Белград. Напоследок я немного прогулялся в районе железнодорожного вокзала:
И ещё раз посмотрел на разбомбленные в 1999 году здания югославского Генштаба:
В общем, граждане, Голубац - это место, в которое стоит съездить. Особенно после открытия крепости для посетителей. Кроме того, Голубац - это начальный пункт сербского национального парка "Джердап", тоже прекрасного места для отдыха.
Спасибо за внимание!