Сербия. День четвёртый. 24 апреля 2014 года

Aug 05, 2016 22:46


    Только лишь в четвёртый день моего сербского турне я вырвался куда-то за пределы Белграда. И этим «куда-то» стал город Смедерево, находящийся в 46 километрах к юго-востоку от Белграда, на правом берегу Дуная.

Смедерево знаменит прежде всего своей крепостью, построенной в пятнадцатом веке деспотом Сербии Георгием Бранковичем. Собственно, крепость и была главной целью моей поездки в Смедерево.

В четверг, 24 апреля 2014 года, погода в Белграде опять не радовала глаз - облака, мелкий дождь, прохлада. Но меня это мало останавливало. Рано утром я вышел из хостела в сторону автобусного вокзала «Ласта» («Ласточка» по-русски), благо, что путь шёл в основном вниз, к Саве. А вот идти в обратную сторону - от вокзалов к центру Белграда - соответственно, намного тяжелее.

Стоимость билета на автобус до Смедерева составила 560 динар. Отправления я ждал недолго, занял место в автобусе (любое свободное, а вовсе не то, которое прописано в билете), и мы тронулись на юго-восток через развязку, которая называется «Аутокоманда».

Хотя дороги в Сербии в целом хорошие, и автобус ехал неплохо, но всё-таки путь оказался довольно долгим. Я в это время любовался сербскими пейзажами, многочисленными посёлками и деревнями, через которые мы проезжали, и немного поёживался от холода.

Примерно в 10.30 наш автобус остановился на смедеревском автовокзале. Я решил дойти до киоска и купить карту города, чтобы не заплутать - Смедерево не Белград, туристов тут намного меньше, соответственно, и всяческих указателей тоже меньше. И когда я подошёл к киоску и уже собирался покупать карту, как вдруг решил просто спросить у продавщицы, где находится крепость.

- Да вот она, в пятистах метрах отсюда, - указала киоскёрша рукой в ту же сторону, где находился и вокзал.

Оказалось, что крепость действительно стоит совсем рядом с вокзалом. Я сразу же прошёл к воротам.

Смедеревская крепость на открытках и фотографиях выглядит, конечно, красивее, чем в реальности. Многие башни уже потрескались и частично обвалились, где-то они зарастают листвой, а внутри некоторых башен дак вообще образовались вонючие общественные туалеты. Зато я увидел парочку сербов, занимавшихся бегом внутри крепости - а что, пейзаж приятный, дорожки есть, бегай - не хочу.

Погода по-прежнему была пасмурная, день был рабочий, поэтому никаких толп ни туристов, ни местных жителей внутри крепости не наблюдалось. По традиции, я умыл руки в реке и бросил туда пару монеток. Кстати, на набережную Дуная можно пройти, если сразу обойти крепость со стороны то ли протоки, то ли озерца под названием Езава, но я прошёл через центр, просто перемахнув через стену крепости. Вот через эту стену:



В такую пасмурную погоду Дунай и небо просто сливались в один цвет, что было довольно интересно. Чистотой, конечно, Дунай уже давно не блещет.

Внутри крепости, на том её углу, что находится на пересечении Дуная и Езавы, есть ещё и цитадель со своей стеной, отделяющей её от основной части крепости. Это место - самое интересное в крепости, и вход туда платный, он обошёлся мне в 120 динар. Зато в цитадели установлены зрительские кресла (видимо, там проходят концерты или выступления), стены и башни там сохранились лучше всего, а, что самое главное, в цитадели можно подняться на самый верх крепости, что я, естественно, и сделал.



Около входа в цитадель находилась сувенирная лавка, в которой я незамедлительно приобрёл «дежурный» магнит.

Погулять по стенам смедеревской крепости я, конечно, рекомендую. Приятно побывать на такой высоте, посмотреть на город, пофотографировать. Кроме того, на одной из деревянных лестниц я совершил небольшой вандализм, последовав примеру многих других посетителей Смедерева - вырезал квартирным ключом своё имя и сегодняшнюю дату на опоре лестницы.

Обходя крепость уже с внешней стороны, я увидел поезд, загонявший вагоны куда-то недалеко от крепости. В 1941 году, вскоре после немецкой оккупации Югославии, такие же поезда с немецкими боеприпасами загоняли в смедеревскую крепость. А 5 июня, когда в стенах крепости находилось боеприпасов объёмом примерно на 450 вагонов, произошёл невероятной силы взрыв, который некоторые называют «сербской Хиросимой». Взорвавшиеся боеприпасы унесли жизни около 2500 человек, а две трети Смедерева оказались разрушены.

Со внешней стороны цитадели стоит маленькое одноэтажное здание с вывеской «Железничка индустриjска школа» - то бишь, железнодорожный техникум. Рядом с техникумом (буквально в 100 метрах от стен цитадели) расположено обязательное в Сербии футбольное поле. Здание техникума обнесено забором, а вот футбольное поле - нет.



Я заглянул на берег Дуная - там как раз какой-то буксир волочил за собой баржу. В порту работал кран, но чувствовалось, что особой спешки там нету, работы у портовых служащих, видимо, немного - Смедерево уже не настолько важный индустриальный центр, каким оно было в годы социалистической Югославии.

После осмотра крепости я сходил до центра Смедерева. Хотя по-прежнему моросил дождь, но на смедеревском рынке на площади Республики шла торговля, правда, торговцев было мало. Я решил прикупить яблок. Цена оказалась смешной - около 40 динар за килограмм, то есть менее 20 рублей.

После покупки яблок настал черёд покупки ещё одного магнита. Благо, что сувенирная лавка находилась тут же, на рыночной площади. Продавцы очень обрадовались, что к ним пожаловал русский, и подобрали мне прикольный магнит за 120 динар.



Завершающими аккордами моей поездки в Смедерево стали осмотр памятника знаменитому сербскому просветителю и первому министру образования Сербии Доситею Обрадовичу, визит на смедеревскую почту (она очень напомнила мне российские провинциальные почтамты, и конвертов с изображениями города здесь в продаже не было, как и в Белграде), и покупка сербской газеты «Вечерние новости».



Со спокойной душой, с пакетом яблок и газетой я двинулся обратно на автовокзал Смедерева. Обратный билет обошёлся мне в 460 динар - дешевле, чем путь из Белграда до Смедерева. Автобус я ждал недолго - посадка, отъезд, и вот мы опять катимся по автодороге с постоянными уклонами, поворотами, с мелькающими за окном горами и пригорками, красивыми сербскими лесами. В апреле как раз вся зелень расцветает в этом краю, и даже тополиный пух падает в Сербии именно в апреле.

Кстати, насчёт поворотов и дорог. Сербы - отличные водители. Как раз, когда мы на автобусе въезжали в Белград, я ощутил это в полной мере. Водитель чётко и уверенно вёл автобус по узким белградским улочкам, прекрасно входя в повороты, которые зачастую ещё и срываются вниз, а то и поднимаются вверх.

Вернувшись в хостел, я быстро перекусил, после чего решил всё-таки дойти до касс стадиона ЮНА и приобрести билеты на послезавтрашнее Вечное дерби. Я шёл до бульвара князя Александра пешком, немало поплутав. Однажды я прошёл мимо автозаправки фирмы «NIS» и обратил внимание на цены. Литр 95-го бензина стоил 152,4 динара (примерно 64,6 рубля), литр 98-го - 167,4 динара (около 71 рубля), а литр дизельного топлива - 154,9 динара (65,6 рублей.) Вот такой недешёвый бензин в Сербии. Потому сербы редко катаются на своих машинах просто для развлечения. Ездят они по делу и как можно чаще ходят пешком.

Однако, я подошёл к кассам арены «Партизана» в тот момент, когда они уже закрылись. Пришлось мне несолоно хлебавши возвращаться в хостел.

Вот так и закончился четвёртый день моих сербских похождений.

Смедерево, история, туризм, Сербия

Previous post Next post
Up