Белград, 1 марта 2020 года: улица Уральская и нелёгкая жизнь инвалидов в Сербии

Aug 16, 2021 23:24


Первый день весны 2020 года начался для меня с поездки в один из самых наркомански атмосферных районов Белграда, а именно - на Карабурму. Там я должен был провести урок для моей новой ученицы по имени Сташа. Мы договорились встретиться на автобусной остановке ровно в 12 часов.

А утром я созвонился с сербкой Еленой, с которой познакомился весной 2019 года (история знакомства описана здесь). Елена сказала, что освободится днём и перезвонит, а там посмотрим, что да как. Быть занятым в Сербии в воскресенье - это, конечно, очень круто, но я списал это на занятость Ленки - она работает адвокатом, причём работает недавно, то есть явно ей пока что приходится надрываться на работе.

Я приехал на Карабурму с небольшим запасом времени и успел сходить на улицу с родным названием Уральская. Я уже гулял тут в августе 2017 года, но тогда я тоже проходил тут бегом-бегом.



Есть на Уральской и новые дома...


...но есть и фавелы цыганского типа. Карабурма - это Карабурма, пусть даже её наркоманская "слава" уже несколько поутихла, и район теперь не особо отличается от других районов Белграда.


В полдень я подошёл на нужную остановку на улице Патриса Лумумбы и позвонил Сташе. Она ответила, что уже идёт меня встречать. Голос сербки показался мне немного странным, она постоянно смеялась и разговаривала довольно медленно, особенно с учётом того, что обычные сербы разговаривают куда быстрее, чем мы.

Сташа подошла минут через пять, мы поздоровались за руку и двинулись к ней домой. Оказалось, что Сташа живёт с матерью на первом этаже обычной многоэтажки на улице Ястребачкой. В процессе знакомства выяснилось, что Сташа (полное имя - Станислава) перенесла какое-то очень серьёзное заболевание - она не уточнила, какое именно, но я понял, что речь идёт о нервной или эндокринной системе, поскольку на более ранних фотографиях Сташа была молодой стройной женщиной, а теперь она очень располнела и совершенно не походила на саму себя более ранних лет.

Станислава объяснила, что хочет восстановиться на учёбе, а именно - в геодезическом колледже. Для этого ей нужно было восполнить пробелы в знании русского языка, который она знает на каком-то уровне - как минимум А1, а раньше, до болезни, она наверняка справлялась и с уровнем А2. Мы прозанимались полтора часа: Сташа пыталась отвечать на вопросы на русском языке, читала литературные тексты, рассказывала о себе. Главной её (и не только её) проблемой были ударения, система которых в сербском и русском языке весьма отличается.

Увы, в Сербии система социального обеспечения, как и в целом по Восточной Европе - это просто днище. В стране, где платить за обучение надо уже в обычной школе (не говоря уж про вузы), выживание инвалидов - действительно дело рук самих инвалидов. Сташа и её 80-летняя мать живут лишь на скромную пенсию мамы. В Сербии лучше быть здоровым и не болеть, иначе остаётся рассчитывать лишь... да не на что рассчитывать. В крайнем случае пойти в монастырь, их в Сербии очень много. Там хотя бы дадут бесплатный кров и накормят.

Напоследок Сташа и её мама накормили меня блинами, которые были ничуть не хуже, чем наши русские. За полтора часа занятий я получил 1100 динаров или же 663 рубля по курсу на тот день. Пора было идти - меня ждало белградское Вечное дерби. Я вышел на остановку на улице Вишничкой и дождался автобуса номер 23, который был нужен мне, чтобы доехать обратно до хостела. В автобус набилась большая масса белградцев. Один из пассажиров - мужчина лет 45 - спросил меня, идёт ли этот автобус до Сайма (Белградского ярмарочного центра). Я подумал пару секунд, понял, что идёт, и ответил утвердительно. Ну охренеть - я, вроде бы чужой в Сербии человек, уже подсказываю местным, как идёт транспорт!

А Елена, естественно, не позвонила ))

Спасибо за внимание! Продолжение следует!

инвалиды, Белград, сербки, русский язык, сербы, менталитет, Карабурма, репетиторство, туризм, Сербия

Previous post Next post
Up