Белград, район Баново-Брдо. 1 мая 2019 года

Sep 07, 2019 13:53


Утром в среду 1 мая я собрал вещи, вышел из своего уютного отеля "Радованович" и двинулся на автостанцию компании "Бор Трэвел". Мой автобус был забит почти полностью, множество борцев уезжали в Белград. Кстати, маршрут автобуса получился довольно прикольный: выехав с вокзала, водитель ещё минут 20 кружил по городу, собирая людей с остановок.

Итак, мы в пути. 250 километров автобус преодолел примерно за 3,5 часа. Я сошёл на Аутокоманде и пешком двинулся в хостел на Београдской, где уже останавливался в 2017 году. Вписался, заплатил с карты "Кукуруза" 5 тысяч динаров (оставшись должным ещё около двух косарей) и сразу начал выяснять, как мне доехать до стадиона "Чукарички". Вечером одноимённая команда играла с крушевацким Напредаком.

Оказалось, что от белградского главпочтамта на бульваре Краля Александра можно доехать до района Баново-Брдо на 23-м автобусе, что я и сделал. Естественно, никаких контролёров в автобусе, как обычно, не наблюдалось. В Белграде шёл традиционный сильный весенний дождь, иногда сменявшийся солнцем.

Баново-Брдо внешне мало отличается от других районов южной части Белграда:


Импровизированная тюрьма для старых машин:

Но часть антиквариата пока ещё на ходу (и на свободе):

Баново-Брдо - на то и "брдо", то бишь гора. Да и в целом перепады высот в Белград бывают впечатляющие.

Парк Кошутняк, знаменитый памятник защитникам Белграда, поставленный в 1916 году... немецкими оккупантами! Фельдмаршал Август фон Макензен, потрясённый храбростью и стойкостью сербских солдат, защищавших Белград в 1914-1915 годах, распорядился вскоре после взятия города поставить памятник своим героическим противникам. Так на памятнике и нанесены надписи на двух языках - сербском и немецком. Просто потрясает...

А рядом находится памятник на братской могиле немецких и австрийских солдат, погибших при взятии Белграда в 1915 году. А погибло их тут огромное количество, ведь атакующим приходилось форсировать Саву и Дунай, и множество немецких костей осталось лежать на дне этих рек. Да и в самом городе немцам и австрийцам приходилось несладко - многие гражданские жители Белграда подбирали оружие погибших солдат и так же участвовали в обороне своего города.

Кстати, в 1930-е годы делегации из Австрии и Германии ежегодно приезжали на памятные церемонии у памятников в Кошутняке. Правда, сейчас памятник немцам находится в плохом состоянии, требуется реставрация.


Ну и ещё немного Баново-Брда:


Памятники в Кошутняке находятся буквально в двух шагах от стадиона "Чукарички". Пройдя буквально 300-400 метров, я уже оказался рядом со стадионом. Только вот колючка зачем???


Помимо колючки железной, есть ещё и колючки древесные:


До начала матча оставалось ещё около полутора часов, у стадиона уже тусовались полицейские и работники клуба. Чукарички, кстати, клуб с большой историей - основан 4 июля 1926 года, то есть ровно за 82 года до моего призыва в армию ))) Называется клуб в честь общины Чукарица, на территории которой он расположен. А Баново-Брдо, как и Кошутняк, Ада-Циганлия, Юлино-Брдо, Жарково, Царева-Чуприя, Церак, Виногради, Железник - это всё районы Чукарицы. Баново-Брдо - самый центр общины.

Спросив у аборигенов, где находится касса, я двинулся к стоявшей через дорогу от стадиона будке, напоминающей по размеру наши киоски. Действительно, это была касса. Внутри сидела миловидная стройная девушка, да ещё и светловолосая - редкость для Сербии. Я попросил один билет на матч, узнав, что на трибуну под крышей билет стоит 300 динаров, а на открытую трибуну - бесплатно. С собой у меня было немного налички, чуть больше 500 динаров, но я всё-таки решил прикупить билетик на крытую трибуну, потому что перманентный дождь не внушал доверия.
Только вот оказалось, что для покупки билетов необходимо предъявить паспорт или личную карту (ну у сербов которые)! Во дела, вообще ересь несусветная. Ну ладно хоть на Чукарички ходит полтора инвалида, а если бы клуб по популярности был сравним не то что с ЦЗ или Партизаном, а хотя бы с ОФК Београд или Радом? Естественно, паспорта с собой у меня не было. Я сказал сербке, что вроде как на телефоне у меня должна быть фотография паспорта. Фотки не оказалось, я вспомнил, что вроде как в интернете посылал кому-то его фотку своей паспортозы. Только вот интернета-то сейчас у меня не было, я же не имел сербской симки. Тогда кассирша сказала, что сейчас раздаст вай-фай, чтобы я мог зайти в сеть. Разумеется, всё это время рядом с кассой больше никого не было, говорю же, на Чуку полтора инвалида ходит.
Вайфай включён, "Елена_Лозница_1990", аха... 1990 - это, видимо, год рождения, спрашиваю? Аха! А Елена, очевидно, имя? Ну естественно. Тут же оказалось, что меня зовут Виктор и я 1989 года. Правда, насчёт Лозницы было не 100% точно, Лозница - это город в Западной Сербии, а родом Елена оказалась из Зворника, это уже в Республике Сербской, несколько километров от Лозницы. Разговорились, я подарил Елене очень кстати оказавшийся в кармане уральский камешек (то ли агат, то ли флюорит), она сожалела, что ничего не может подарить в ответ. Спросила, есть ли у меня инстаграм - да нету конечно. А у неё, как оказалось, нет фейсбука (дикая редкость в Сербии, тем более среди молодых). Оказалось, что Елена даже учила в школе русский язык, но,конечно же, нифига не помнит. Я попросил её вписать в заполняемый на покупателей билетов бюллетень любые цифры, раз уж не мог найти данные своего паспорта. Блондинка согласилась, накалякала по моей указке две цифры сначала и потом ещё семь. Естественно, в списке покупателей я оказался первым, кому тут ещё нужны Чукарички?
Но я немного лукавлю. На минуточки, Чукарички - обладатель Кубка Сербии-2015, а также бронзовый призёр первенств 2014/2015 и 2015/2016. Команда неоднократно участвовала в еврокубках, правда, не проходила дальше 2-го раунда Лиги Еропы. У клуба очень хорошая детская футбольная школа и, как я понял, грамотная финансовая политика. Но вот суппортёров у команды практически нет, хотя в Чукарице живёт очень много народу, население общины - свыше 180 тысяч человек.
Ну да ладно. Я попросил у Лены её номер телефона и предложил увидеться в ближайшие дни, она согласилась, но предупредила, что у неё много дел, так как она сейчас сдаёт экзамен на адвоката. Хосспаде, как представлю наших будущих адвокатов, подрабатывающих в кассе какого-нибудь Шинника или Балтики... Заодно я спросил у Елены, как бы мне найти обменник, а то с наличкой совсем плохо стало. Сербочка посоветовала спуститься вниз, на улицу Пожешку (по которой и едет 23-й автобус), и там попытать счастья. На прощание Елена протянула мне свою руку (без обручального кольца).

По улице Београдског Батальона я прошёл вниз, увидев по дороге вот такой цыганомобиль:


А вот и Пожешка. Трамваи пока не ходят на Баново-Брдо - идёт реконструкция путей. Впрочем, может уже и ходят - почти полгода прошло. Обменники, естественно, были дружно закрыты - в Сербии Первомай очень уважают и стремятся в этот день не работать, а выдвигаться на природу с шашлыком. Я попытался разменять евро на автозаправке, но работники дружно отказались. Так что пришлось мне несолоно хлебавши возвращаться к стадиону.

Популярность Чукаричков можно отследить на этом фото. Один из лидеров чемпионата, игра в выходной день, а на бесплатной трибуне два десятка человек. Вместимость стадиона, кстати, 4 тысячи человек.
Сама игра при этом получилась очень интересной - в первом тайме Чукарички повели 3-0, но потом Напредак стал огрызаться, отыграл один гол. Чукарички забили четвёртый, Напредак ответил вторым. И в конце игры хозяева вонзили-таки пятый мяч. Лучшим игроком на поле был Огнен Мудрински, лидер атаки чёрно-белых. После одного из своих голов Мудрински подбежал к платной трибуне, где сидела его жена.
Я уже видел Мудрински в деле, когда летом 2017 года смотрел на Банице матч Рад-Чукарички. Оказывается, за два сезона Огнен сыграл за Чукарички 55 матчей и забил 25 голов - отличный результат! Кстати, всего через четыре дня после поединка с Напредаком, Мудрински забил два мяча нови-садскому Пролетеру и вышел на первое место в списке бомбардиров сербской Суперлиги. А в июле 2019 года Огнен пошёл на повышение, подписав контракт с польской Ягеллонией, за которую уже успел забить один гол. Мудрински 27 лет, лучшие годы ещё впереди.

Матч закончился, народ стал расходиться. Как я понял, большинство тех, кто ходит на матчи Чукаричков - это родственники и друзья игроков. В перерыве я познакомился с сербом лет 50-55, у которого в Чукаричках играет сын.

После финального свистка я дошёл до кассы - она уже была закрыта. Ну ничего, увидимся попозже, подумал я )) Теперь мне оставалось лишь дойти до остановки автобуса. Контры, конечно, опять не было. В автобусе я услышал русские голоса - это была молодая пара. Разговаривать с ребятами я не стал. Зато из окна я увидел открытый обменник и сошёл возле Зелени-венаца, вернулся назад и поменял 20 евро. Неподалёку от обменника стояла какая-то темноволосая женщина, обратившаяся ко мне на плохом сербском с просьбой поменять деньги, причём деньги она предложила какие-то непонятные, то ли македонские денары, то ли болгарские левы, то ли ещё что-то незнакомое мне. Я вежливо отказался и пошёл пешком в сторону хостела, зайдя по пути в супермаркет "Идеа" возле небоскрёба "Београджанка", где купил поесть. Продавец в мясном отделе (молодой пухлый парень) спросил, откуда я, и, узнав, что я русский, блеснул своим знанием великого и могучего, сказав фразы "Спасиба-пажалуйста-да свиданья". Ну красавчик, здоровья тебе, парень!

Вечер, я в хостеле... Интереснейший день завершился. На завтра мне предстоял ещё более интересный денёк.

Спасибо за внимание! Продолжение следует!

Чукарички, немцы, сербы, менталитет, Баново-Брдо, Первая мировая война, туризм, Сербия, футбол

Previous post Next post
Up