Удар с воздуха по станции Вырица 26 января 1944 г.

Jun 19, 2019 16:18




В продолжение темы возможного налета советской авиации на Вырицу.

И так, в документах 13-йи 14-й воздушных армий версия о «массированном налете» на Вырицу в марте 1943 г. не нашла подтверждения, вполне вероятно это могло произойти в какое-то другой время в период с 1941 по 1944 г.

Если попытаться предположить, когда это могло произойти, то первое что приходит лично мне на ум - это январь 1944 г. Ленинградско-Новгородская операция, снятие блокады, отступление немецких войск из-под Ленинграда.. Действительно, Вырица в документах 13-й воздушной армии в этот период фигурирует достаточно часто.

Днем наибольшей активности советской авиации в районе Вырицы стало 26 января, когда об ударах по станции Вырица отчитались в 276-й бомбардировочной авиадивизии и в 277-й штурмовой авиадивизии. Надо отметить, что и накануне, 25 января, самолеты обеих дивизий действовали в районе Вырицы. В первые дни операции авиация 13-й воздушной армии, поддерживая наступающие наземные войска, более активно действовала ближе к линии фронта, да и основные события разворачивались относительно далеко от Вырицы и только 25-26 января действия в районе Вырицы активизировались. 27 января авиация 13-й воздушной армии активных действий не вела в виду неблагоприятных погодных условий, а на следующий день в Вырице уже были части 110-го стрелкового корпуса 67-й армии Ленинградского фронта.

И так, обратимся к документам за 25-26 января, некоторые из которых содержат весьма примечательные подробности.

В журнале боевых действий 276-й бомбардировочной авиадивизии в записи за 25 января говориться, что в результате ударов с воздуха "создано 12 очагов пожаров в населенных пунктах Мал. и Бол. Колпаново, Вырица, Войсковицы, в Лядино один сильный взрыв". В журнале 277-й штурмовой авиадивизии за туже дату указано, что полки парами самолетов ИЛ-2 уничтожали отходящие войска противника в районах Николаевка, Новолисино, Вырица, Сусанино, Сиверская.

Интересные подробности приведены в "Отчете о боевой работе частей 277-й шурмовой авиадивизии за январь 1944 г."  25 января в 15:03 - 15:52 4 самолета ИЛ-2 (командир группы гвардии майор Петр Голодняк, в будущем Герой Советского Союза http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=9889) из состава 566-го штурмового Солнечногорского авиаполка после штурмовки войск противника в райне Вырицы были атакованы 2 немецкими истребителями Me-109 южнее Гатчины. Один ИЛ-2 был сбит и упал в районе Скворицы (в журнале боевых действий дивизии - Сиворицы). Пилот ст. лейтенант Григогий Шаповалов и воздушный стрелок младший сержант Владимир Симанов погибли. В этом же бою огнем истребителей убит воздушный стрелок сержант Борис Груздев из экипажа другого ИЛ-2. При отражении атаки истребителей противника лейтенант Борис Масленников со своим воздушным стрелком сбили один Me-109, после чего второй истребитель прекратил атаки. За этот подвиг лейтенант Масленников был награжден орденом "Красное знамя".

В ночь на 26 января самолеты У-2б армейских эскадрилий связи вели активную разведку скоплений войск противника в полосе наступления войск фронта, а отдельными самолетами вели «свободную охоту» и штурмовали обнаруженные цели в районах Волосово, Сиверская, Вырица. Всего на разведку с попутным бомбардированием было выполнено 104 самолета вылета.

На день 26 января штаб 13-й воздушной армии поставил следующие задачи штурмовой и бомбардировочной авиации. 277-й штурмовой авиадивизии было приказано ударами групп ИЛ-2 не допустить перегруппировки войск противника на направлении Гатчина - Сиверская, Толмачево и уничтожать скопления противника в Сиверская, Вырица, Сусанино, а 276-й бомбардировочной авиадивизии группами ПЕ-2 уничтожать ж.д. эшелоны и автотранспорт противника на дороге Сиверская - Луга, а также вести разведку войск противника в тактической и оперативной зонах, промежуточных оперативных рубежей и ж.д. перевозок. Всего штурмовиками и бомбардировщиками было выпилено 99 самолетовылета силами 24 ПЕ-2 и 50 ИЛ-2.

Штаб 276-й бомбардировочной авиадивизии по итогам дня отчитался о 38 самолетовылетах. В том числе по отходящим резервам противника, колоннам автомашин, повозок и живой силе противника на дорогах Сиверска - Мшинская, Вырица - Куровицы, Гришкино - Васильевская, Волосово - Загородицы было произведено 8 самолетовылетов, по скоплению живой силы и техники противника в пунктах Сиверская, Лисино-Корпус, Шумба, ст. Лустовка, Борисово - 22 самолета вылета, а по группе вагонов на ж.д. ст. Слудицы - 1 самолетовылет. В результате боевой работы за день визуальным наблюдением установлено: уничтожено до 45 автомашин, 5 ж.д. вагонов на станциях Слудицы и Лустовка. Уничтожено 4 артиллерийских орудия на автоприцепе. Создано до 12 очагов пожаров среди колонн и в населенных пунктах: Орлино, Вырица, Лисино-Корпус, Сиверская. Отмечено до 17 больших взрывов среди колонн. Полных и точных данных об эффективности бомбометания установить невозможно по причине низкой облачности бомбометания и применения бомб со взрывателем замедленного действия.




Страницы из журнала боевых действий 276-й бомбардировочной авиадивизии за 26 января 1944 г.

Журнал боевых действий 277-й штурмовой авиадивизии сообщает, что за 26 января штурмовики совершили 59 самолетовылетов. Бомбардировочно-штурмовыми ударами уничтожалась живая сила и автотранспорт противника в районах Воскресенское, Лисино, Кикерино, Рождественно, а также материальная часть на аэродроме Сиверская и железнодорожный эшелон на станции Вырица.




Страницы из журнала боевых действий 277-й штурмовой авиадивизии за 26 января 1944 г.

Стоит отметить, журнал боевых действий армии сообщает о 2 уничтоженных эшелонах противника на станции Вырица 26 января. А в журнале 15-го гвардейского штурмового авиаполка приводятся весьма интересные подробности. В этот день полк имел задачу: сопровождать наземные войска, действуя по скоплению противника в районах Вырица, Карташевская, Сиверская. В течении дня полк произвел 24 самолётовылета и добился следующих результатов: уничтожено 2 танка, 16 автомашин, 9 повозок с упряжью, взорван склад с боеприпасами, подожжено 2 железнодорожных эшелона в 45-50 вагонов в каждом, уничтожено до 2,5 взводов живой силы противника, подавлен огонь одной батареи зенитной артиллерии.

Особенно отличилась группа 4-х ИЛ-2 во главе с капитаном Мыльниковым в период 11:35-12:56. В сложных метеоусловиях H=20-30 метров при видимости до 200 метров на станции Вырица группа обнаружила под погрузкой живой силы, танков, артиллерии, автомашин, 2 железнодорожных эшелона по 45-50 вагонов в каждом, один из них с паровозом под парами. Группа совершила атаку с 4-х заходов. С бреющего полета бомбами, РС и пулеметно-пушечным огнем подожжено оба эшелона.



Страница из журнала боевых действий 15-го гвардейского Невского штурмового авиаполка с записью за 26 января 1944 г.

Капитан Мыльников, упомянутый в журнале боевых действий, это без всяких сомнений Григорий Михайлович Мыльников, в будущем дважды Герой Советского Союза.



Григорий Михайлович Мыльников (1919-1979) - дважды Герой Советского Союза (февраль 1945; апрель 1945), подполковник (1979). За годы войны совершил 226 боевых вылетов для нанесения бомбово-штурмовых ударов по противнику на самолете ИЛ-2 (http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=333).

Какой вывод из всего вышеуказанного можно сделать? Если отчеты о результатах ударов с воздуха по станции Вырица, отмеченные в журналах боевых действий частей 13-й воздушной армии, соответствовали действительности, то можно сказать с большой вероятностью, что в результате этих действий могли значительно пострадать здания в центре Вырицы. Что уцелело после удара авиации, могло быть уничтожено немцами, которые отступая уничтожали всю инфраструктуру.

История, Вырица, Великая Отечественная война

Previous post Next post
Up