Штурмовик Ил-2М3 из состава 2-й эскадрильи 566-го штурмового авиаполка на аэродроме. В кабине - командир эскадрильи старший лейтенант Василий Ильич Мыхлик (будущий Дважды Герой Советского Союза). На борту самолета изображен силуэт Петропавловской крепости и нанесены надписи: «За Ленинград» и «Месть за Христенко» (летчик эскадрильи, погибший в начале 1944 года).
http://waralbum.ru/166867/ Два достаточно больших озера Вялье и Стречно, соединенные между собой проливом, находится на стыке Гатчинского и Лужского районов Ленинградской области в центре федерального заказника «Мшинское болото». И в настоящее время эта местность труднодоступна и до озер проезжих дорог нет (О озерах Стречно и Вялье, и о походах туда можно прочитать здесь
http://www.simo.ru).
Различных историй, легенд, баек связано с этими озерами немало. Особенно популярны истории об эпизодах Великой Отечественной войны, произошедших в этих краях. Не буду их все здесь перечислять, отмечу лишь, что, пожалуй, наиболее известные легенды связаны с затонувшими в озере самолетами. Именно так - «легенды» и «самолеты». И «легенд» существует несколько и «самолетов» утонуло в озере немало. Хотя какие-то из этих историй являются плодом фантазии, некоторые, действительно, имеют вполне документальное подтверждение.
К примеру, вот история, случившаяся здесь 15 января 1944 г. Этот, казалось бы, совсем небольшой и незначительный эпизод Великой Отечественной войны обращает на себя внимание по нескольким причинам. Во-первых, двое из восьми участников событий были будущими Героями Советского Союза, а один из которых стал к концу войны и вовсе дважды Героем. На озере Стречно их блестящая военная карьера вполне могла дать сбой, как это случилось с четырьмя их товарищами. Во-вторых, случившаяся через много лет после войны приключенчески-детективная история поиска, подъема и реставрация одного из затонувших в озере самолетов.
Исследованием событий 15 января 1944 г. в свое время занимались Виталий Николаевич Латарцев (один из зачинателей поискового движения в нашей стране, руководитель клуба подводного плаванья «Риф»), а также известный исследователь истории отечественных ВВС в годы войны Илья Геннадьевич Прокофьев (см.
https://trizna.ru/forum). Во многом повторяя их, я лишь немного систематизировал информацию и дополнил ссылками на оригиналы документов, которые ныне являются общедоступными.
Линия фронта под Ленинградом к моменту начада Ленинградско-Новгородской операции.
Примерный маршрут экипажей ИЛ-2 из 277-й шад.
14 января 1944 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление под Ленинградом. Началась Ленинградско-Новгородская стратегическая наступательная операция, главным результатом которой стало полное освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Сухопутные войска Ленинградского фронта поддерживала 13-я воздушная армия, в состав которой в том числе входила и 277-я штурмовая авиадивизия. Четыре полка дивизии (15-й гвардейский, 566-й, 943-й и 999-й штурмовые авиаполки), дислоцировавшиеся на севернее Ленинграда, имели на вооружении самолеты ИЛ-2.
В первый день наступления из-за крайне плохих метеоусловий действия авиации были крайне ограничены. 15 января, хотя погода существенно не улучшилась, 13-я воздушная армия все-таки начала активные действия. Содействуя наступлению 42-й армии части 277-й штурмовой авиадивизии за сутки совершили 140 боевых вылетов, в том числе 15-й гвардейский штурмовой авиаполк совершил 54 боевых самолета вылета на штурмовку огневых средств и живой силы противника на участке Урицк - Пушкин. Штурмовики работали группами по 3-4 самолета без истребительного прикрытия. Врагу был нанесен существенный урон, но и без собственных потерь, к сожалению, не обошлось. Причем потери зачастую возникали не только из-за действий авиации противника или огня зенитной артиллерии.
Из записи за 15 января 1944 г. в журнале боевых действий 15-го гвардейского штурмового авиаполка.
Гвардии младший лейтенант Кунгурцев с воздушным стрелком гвардии сержантом Артеменко на самолете №86, гвардии младший лейтенант Потапов с воздушным стрелком гвардии сержантом Николюком самолет №17, гвардии младший лейтенант Иванов с воздушным стрелком гвардии сержантом Кузнецовым самолет №186 при выполнении боевого задания… потеряли ориентировку произвели посадку на территорию занятую противником на озеро «…».
Страницы из журнала боевых действий 15-го гв. ШАП за 15 янваяря 1944 г. (
https://pamyat-naroda.ru).
Штурман полка, капитан В.П. Емельянов заметил, что группа младшего лейтенанта Е.М. Кунгурцева стала менять курс и уходить в сторону. На своем самолете он бросился вдогонку, но связаться с экипажами по радио не смог. По версии В.И. Латарцева группа пошла вслепую, по радиокомпасу настроившись на приводную станцию своего аэродрома, но в обратном от линии фронта направлении, то есть в тыл немцев. К трем самолетам группы Е.М. Кунгурцева присоединился не только нагнавший их самолет капитана В.П. Емельянов, но и еще один ИЛ-2 из состава 999-го штурмового авиаполка той же 277-й штурмовой авиадивизии. Это был экипаж самолета №16 в составе летчика сержанта Ю.С. Баранчикова и воздушного стрелка старшего сержанта М.В. Гованского.
Так или иначе, 5 самолетов ИЛ-2 оказались в тылу противника. Когда же пилоты все-таки поняли свою ошибку, было поздно - топливо подходило к концу. Было принято решение совершить вынужденную посадку, наиболее подходящим место для которой оказалось замерзшая гладь озера Стречно.
При посадке на лед озера самолет №17 (экипаж младшего лейтенанта С.И. Потапова) провалился под лед, а самолет №138 повредил шасси и впоследствии был сожжен. Не вполне понятно кому принадлежала эта боевая машина, скорее всего экипажу гвардии младшего лейтенанта Г.В. Иванова. Так же, по всей видимости, получил повреждения и самолет сержанта Ю.С. Баранчикова. Таким образом, благополучно приземлились на лед только два самолета (экипажи Е.М. Кунгурцева и В.П. Емельянова), а три остальные взлететь снова уже не могли.
Страница из Отчета о боевой работе частей 277-й шад, раздел "Невернулись с боевого задания" с коротким описанием инцидента на озере Стречно (
https://pamyat-naroda.ru).
Определив место посадки, летчики решили попытаться перелететь на аэродром в Малой Вишере, который находился в зоне ответственности Волховского фронта. Решение, надо отметить, не вполне очевидное. От озера Стречно до Малой Вишеры по прямой почти 120 километров, в то время как до южных окраин Ленинграда километров на 30 меньше. Однако полк базировался севернее Ленинграда, в Касимово, докуда было чуть больше 120 километров. Летчики слили топливо из поврежденных самолетов в исправные машины и, взяв на борт двух пилотов, смогли взлететь с заснеженного льда. Согласно записи из журнала боевых действий 15-го гвардейского штурмового авиаполка улетели на своих самолетах капитан В.П. Емельянов с воздушным стрелком А.А. Ситниковым, взяв дополнительно младшего лейтенанта С.И. Потапова, а также младший лейтенант Е.М. Кунгурцев с воздушным стрелком В.И. Артеменко, прихватив младшего лейтенанта Г.В. Иванова. Из-за перегруженности самолетов взять остальных - летчика и троих стрелков - не представлялось возможным. Им была обещана помощь.
Два самолета благополучно достигли намеченной цели и приземлились на аэродроме в Малой Вишере. За допущенный инцидент капитан В.П. Емельянов получил 5 суток ареста, а Е.М. Куннурцев - 10. Однако наказание было отстрочено до «после Победы» и уже 20 числа согласно записи в журнале боевых действий полка участники перелета вернулись в свою часть, для которых инцидент на озере Стречно закончился относительно благополучно. Впоследствии трое из них погибли на пути к Победе, а остальным посчастливилось встретить май 1945 г. При этом С.И. Потапов стал Героем Советского Союза, а Е.М. Кунгурцев дважды Героем Советского Союза.
Для четверых же, оставленных на льду озера Стречно, инцидент был далеко еще не закончен. На озере остались два воздушных стрелка из 15-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии младшие сержанты А.М. Кузнецов и Я.Д. Николюк, а также экипаж из 999-го штурмового авиаполка - пилот сержант Ю.С. Баранчиков и воздушный стрелок старший сержант М.В. Гованский.
Страницы из журнала боевых действий 277-й штурмовой авиадивизии с описанием событий 15 января 1944 г. (
https://pamyat-naroda.ru).
В отчете о действия 277-й штурмовой авиадивизии за январь 1944 г. говориться, что на льду озера также остался воздушный стрелок А.А. Ситников. Также в журнале боевых действий 15-го гвардейского штурмового авиаполка говориться, что в часть вернулись четыре человека (С.И. Потапов, Е.М. Кунгурцев, В.И. Артеменко и Г.В. Иванова), а В.П. Емельянов и А.А. Ситников не упоминаются. Скорее всего, это неточность т.к. дальнейшая военная судьба В.П. Емельянов и А.А. Ситников достаточно четко прослеживается по доступным документам и они не числятся, в отличие от четырех других, в списках безвозвратных потерь 277-й авиадивизии за январь 1944 г.
Перипетии четырех авиаторов, которые точно остались на озере Стречно, описать можно только примерно.
По данным И.Г. Прокофьева после возвращения в часть капитан В.П. Емельянов доложил командованию о произошедшем инциденте и о том, что на озере остались по крайней мере четыре человека (по докладу на озере было оставлено пять человек, включая А.А. Ситникова). Разведке 13-й воздушной армии удалось связаться с партизанами, которые действовали в том районе. Отряд партизан через некоторое время добрался до озера Стречно и нашел оставленные на льду самолеты. Остается не вполне понятным - когда партизаны вышли в указанный район, получили они конкретные указания или случайно вышли в этот район, но в любом случае - они никого не обнаружили.
По все видимости, авиаторы приняли решение выходить к своим самостоятельно, но были захвачены в плен противником. Все четверо числятся в общедоступных документах о безвозвратных потерях 277-й авиадивизии как пропавшие без вести 15(16) января в районе озера Стречно.
Никакой другой информации о судьбе А.М. Кузнецова нет, а про Я.Д. Николюка известно, что он попал в плен «на Лужском озере» 18.01.1944, освобожден из плена 16.02.1945 г.
Ю.С. Баранчиков попал в плен, но уже летом вернулся в свою часть. В одном из нескольких донесений о безвозвратных потерях 277-й авиадивизии в январе 1944 г., где как и в других Ю.С. Баранчиков числиться пропавшим без вести, есть приписка карандашом, что он вернулся в часть 06.07.1944 г. После возвращения в часть Ю.С. Баранчиков написал объяснительную записку, где рассказал, что был сбит, упал в лес и попал к партизанам. Поскольку у контрразведчиков уже были показания пилотов 15 гв.ШАП, то ему не поверили и поговорили более обстоятельно. В итоге получилась вот такая история, которую приводит В.Н. Латарцев:
Для начала они перессорились со стрелками из 15 Гв. ШАП. И пошли порознь. Стрелки отдельно, а Баранчиков со своим стрелком отдельно. Добрался Баранчиков до железной дороги, перешли её и решили поспать. Проснулись от пинков. Немцы. Баранчикова отделили и повезли в лагерь для летчиков. Где-то в Польше. Интересный был лагерь. Не били, кормили, по выходным выписывали увольнительную в город. Но, непоседливый Баранчиков исхитрился украсть в столовой ящик тушенки. Был взят с поличным. Немцы воровства не прощали и присудили ему перевод в другое заведение, на "Люфт". Но у них же порядок и в воскресенье канцелярия не работала. Отпустили Баранчикова забрать вещи. А он, не будь дурак, подделал старую увольнительную и спокойно вышел из лагеря. Пришел в костёл, поговорил с ксендзом. Тот его к подпольщикам. Они его вывели из города и переправили к партизанам в лес. А те, как на грех, оказались из Армии Крайовой и сбагрили его быстренько к своим супостатам из Армии Людовой. "Красные" партизаны переправили его дальше, к советским партизанам. И уже оттуда самолетом, Баранчикова переправили к своим. Пришел он в полк и описал все свои приключения в докладной для строевого отдела. Но в такую фантастическую историю мало кто поверил и летать ему не дали. А в 46 году отчислили его из полка и далее следы его затерялись. Наверное, не договорил он что-то особистам.
Дальнейшая его военная судьба покрыта мраком. В 1948 г., согласно книге памяти Астраханской области, Ю.С. Баранчиков приговорен военным трибуналом Астраханского гарнизона по статье «измена Родине» к 25 годам заключения. В 1954 г. срок был уменьшен до 10 лет. В 1962 г. Ю.С. Баранчиков полностью реабилитирован. К 40-летию Победы награжден орденом Отечественной войны II степени.
О судьбе М.В. Гаванского известно тоже немного. Можно предположить, что он тоже попал в плен, но был освобожден. Впоследствии воевал в 333-м гвардейском стрелковом полку 117-й гвардейской стрелковой дивизии в должности помощника командира взвода разведки. Погиб 24.03.1945 г, похоронен в Германии.
Через много лет после войны эта история продолжилась. В 1981 г. поисковики из клуба подводного плавания «Риф» (г. Воронеж) изучив как доступные документы, так и рассказы местно населения, обследовали дно озера Вялье - Стречно и нашли все три самолета. Причем один в относительно хорошем состоянии. Подготовка к подъему затянулась - только в 1991 г. удалось один ИЛ-2 достать со дна. Как потом выяснилось этот самолет принадлежал гвардии мл. лейтенанту С.И. Потапову. Не буду пересказывать захватывающую историю подъема штурмовика - ее подробно описал В.Н. Латарцев, главный вдохновитель это мероприятия. Пожалуй, стоит только добавить, что поднятый и отреставрированный ИЛ-2 в результате оказался в экспозиции Смитсоновского аэрокосмического музея в г. Вашингтон, США, с фальшивой военной легендой и с фальшивой историей обнаружения и подъёма.
Поднятый со дна озера Стречно ИЛ-2, 1991 г. (
https://trizna.ru/forum).
Фотография сделана в ангаре реставрационного завода Национального музея воздухоплавания и астронавтики, Вашингтон, США (
https://trizna.ru/forum).
Через много лет после войны бывший летчик 15-го гвардейского штурмового авиационного полка В.Г. Аверьянов, лично знавший большинство участников вышеописанных событий, в интервью А. Драпкину вспомнил об этом происшествии:
Даже у такого аса (речь о Кунгурцеве) бывали проколы. Однажды он с группой заблудился над своей территорией, и они сели на озеро. Самолеты не поломали, все нормально обошлось.
Для Кунгурцева, действительно, обошлось, а для других это происшествие поломало всю жизнь.
КРАТКИЕ БИОГРАФИИ УЧАСТНИКОВ СОБЫТИЙ
Неколюк Яков Демьянович - гвардии младший сержант, воздушный стрелок 15-го гвардейского штурмового авиационного Невского полка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Родился в 1919 г. в Одесской области. Входил в состав экипажа гвардии младшего лейтенанта С.И. Потапова. Числился «не вернувшимся с боевого задания» («пропавшим без вести») из района оз. Стречно с 15 января 1944 г. Попал в плен «на Лужском озере» 18.01.1944, освобожден из плена 16.02.1945 г.
Кузнецов Алексей Михайлович - гвардии младший сержант, воздушный стрелок ИЛ-2 15-го гвардейского штурмового авиационного Невского полка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Родился в 1922 г. в Ростовской области. Входил в состав экипажа гвардии младшего лейтенанта Г.В. Иванова. Числится «не вернувшимся с боевого задания» («пропавшим без вести») из района оз. Стречно с 15 января 1944 г. Дельнейшую судьбу пока установить не удалось.
Баранчиков Юрий Сергеевич - сержант, летчик ИЛ-2 999-го штурмового авиаполка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Родился в 1922 г. в с. Мостовое Мостовского района Краснодарского края. Награжден медалью «За оборону Ленинграда». Числится «не вернувшимся с боевого задания» («пропавшим без вести») с 15 (16) января 1944 г. Вернулся в свою часть. В 1948 г. приговорен военным трибуналом Астраханского гарнизона по статье «Измена Родине» к 25 годам заключения. В 1962 г. полностью реабилитирован. Награжден орденом Отечественной войны II степени (1985).
Гованский Михаил Владимирович - старший сержант, воздушный стрелок ИЛ-2 999-го штурмового авиаполка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Родился в 1921 г. в г. Енисейск Красноярского края. Награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда». Согласно данным наградного листа (медаль «За отвагу») с 22 июля по 18 августа 1943 г. совершил 19 боевых вылетов. Входил в состав экипажа сержанта Ю.С. Баранчикова. Числится «не вернувшимся с боевого задания» («пропавшим без вести») из района оз. Стречно с 15 (16) января 1944 г.
***
В.П. Емельянов
Емельянов Василий Прокопьевич - в начале 1944 г. гвардии капитан, штурман 15-го гвардейского штурмового авиационного Невского полка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Родился в 1919 г. в деревне Старчики Тамбовского района Тамбовской области. Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 г. Награжден медалью «За оборону Ленинграда» (1943), орденами «Красной звезды» (1941), 3 орденами «Красного Знамени» (1943, 2 в 1944), «Орденом Отечественной войны I степени (1944). В звании гвардии майора погиб в Восточной Пруссии в районе города Голдап (ныне территория Польши) 04.11.1944 г.
С.И. Потапов
Потапов Сергей Иванович - в начале 1944 г. гвардии младший лейтенант, летчик 15-го гвардейского штурмового авиационного Невского полка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Родился в 1920 г. в селе Слободка Козельского уезда Калужской губернии. Участник Великой Отечественной войны с июля 1943 г. Награжден медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За боевые заслуги» (1950), «За победу над Германией» (1945), «Орденом Ленина» (1945), тремя орденами «Красного знамени (все в 1944 г.), «Орденом Александра Невского», орденами Отечественной войны I и II степени (1945, 1985). Герой Советского Союза (1945). Уволен в запас в звании полковника в 1957 г., умер в г. Одесса 20.12.1990 г. (
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10996).
Е.М. Кунгурцев
Кунгурцев Евгений Максимович - вначале 1944 г. гвардии младший лейтенант, летчик 15-го гвардейского штурмового авиационного Невского полка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Родился 3 октября 1921 года в Удмуртии в городе Ижевске. Участник Великой Отечественной войны с 1941 г., с 1943 г. - пилот штурмовой авиации. К середине февраля 1945 года совершил 210 боевых вылетов на разведку и штурмовку, нанеся противнику значительный урон; в воздушном бою сбил вражеский самолёт. Дважды Герой Советского Союза (обе награды в 1945 г.). Также награжден медалью «За оборону Ленинграда» (1943), двумя орденами Красной Звезды» (1943, 1956), четырьмя орденами Красного знамени (1943, два в 1944, 1968), орденом Александра Невского орденом Ленина (1945), Орденом Богдана Хмельницкого III степени (1945), .орден Отечественной войны I степени (1985) и другими наградами. С 1968 года был переведен в запас в звании генерал-майора авиации. Жил в городе Бердянске, где и скончался 11 мая 2000 года. (
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1240).
Иванов Георгий Васильевич - гвардии младший лейтенант, летчик 15-го гвардейского штурмового авиационного Невского полка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Родился в 1918 г. в Смоленской области. Погиб 30.01.1944 г. при посадке на аэродроме в Ропше, похоронен там же.
Артеменко Василий Иванович - гвардии сержант воздушный стрелок ИЛ-2 15-го гвардейского штурмового авиационного Невского полка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Родился в 1922 г. в селе Илек-Кошары Краснояружского района Курской области. На фронтах Великой Отечественной войны с 1943 г. Награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За отвагу» (1943), орденом Отечественной войны I степени, орденом Красного Знамени (1944). Входил в экипаж Е.М. Кунгурцева. Не вернулся с боевого задания 17.10.1944 г.
Ситников Алексей Андреевич - гвардии старший сержант, воздушный стрелок ИЛ-2 15-го гвардейского штурмового авиационного Невского полка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Родился в 1919 г., до призыва в РККА проживал в воронежской области. Участник Великой Отечественной войны с февраля 1943 г. По данным наградного листа с 11.02.1943 по 8.05.1945 г. совершил 143 боевых вылета. Входил в экипажи Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта Ю.В. Чибисова, Героя Советского Союза гвардии капитана А.Н. Манохина, командира полка гвардии майора И.Т. Фефилова и капитана В.П. Емельянова. Награжден медалями «За отвагу» (1943), «За оборону Ленинграда» (1943), «За победу над Германией» (1945), орденами «Красного знамени» (1944) и «Красной звезды» (1945).
ССЫЛКИ
1. "Память народа" 1941-1945 (
https://pamyat-naroda.ru)
2. В.Н. Латарцев. "Озеро Вялье-Стречно ИЛ-2. История давняя, но небезинтересная", "Подъем ИЛ-2 Вялье-Стречно" и др. материалы (
https://trizna.ru/forum).
3. "Открытый список": информация о людях, репрессированных государством по политическим мотивам в период с октября 1917-го по 1991 гг. (
https://ru.openlist.wiki).
4. Судьба экипажа Ил-2 № 3019100. Эпизод Второй Мировой войны (найдено в архивах)... (
https://sturmvoge1.livejournal.com/9977.html).
5. Восспоминания В.Г. Аверьянова (
https://iremember.ru/memoirs/letchiki-shturmoviki/gss-averyanov-valentin-grigorevich-letchik-shturmovika-il-2/).