Среди летчиков в войну ходила пословица: «Ил-2: мотор, броня, остальное х..ня»
Копаясь в архивах, периодически натыкаюсь на данные о потерях нашей авиации в годы войны. Учитывая то, что тема сия интересует меня давно, недавно решил попытаться свести эти данные воедино. Результатом явился пополняемый по мере появления данных пост «Павшим авиаторам Второй Мировой».
Работы до конца жизни хватит...
Разбирая данные о потерях 999 штурмового Таллинского ордена Суворова авиационного полка, входившего в состав 277-й штурмовой Красносельской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта за 1944 г., наткнулся на следующую, казалось бы обыденную для войны запись:
15.01.1944 г. Экипаж Ил-2 № 3019100. Не вернулся с боевого задания в р-не оз. Стречно (сбит ЗА противника в р-не ст. Вайвара).
- сержант (мл. л-т от 25.02.1944 г.) Баранчиков Юрий Сергеевич, летчик. 1922 г.р., уроженец с. Мостовое Мостовского р-на Краснодарского края. Призван Мостовским РВК Краснодарского края.
- ст. сержант Гаванский Михаил Владимирович, воздушный стрелок. 1921 г.р., уроженец г. Енисейска Красноярского края. Призван Енисейским РВК Красноярского края.
Приказом ГУК НКО СССР по личному составу армии от 31 марта 1944 г. за № 01221/пр. сержант Баранчиков Ю. С. был «исключен из списков Красной Армии, как пропавший без вести в боях против немецко-фашистских войск».
Все ясно, но в графе «Где похоронен» напротив фамилии сержанта Баранчикова Ю. С. я увидел запись карандашом: «вернулся в часть 06.07.1944 г.»
Заинтересовало. В результате нарыл следующее.
В январе 1944 г. готовилось большое наступление советских войск на Ленинградском фронте с целью разгрома обороняющейся группировки немцев, освобождения Новгородской и Псковской областей, начала освобождения Прибалтики. Авиационная поддержка наступления возлагалась на 13-ю воздушную армию, в состав которой входила и 277-я штурмовая авиадивизия. Три полка этой дивизии дислоцировались севернее Ленинграда - в Парголово, Касимово и Капитонове. Перед самым наступлением дивизия получила 7 новых Ил-2, и в ее состав включили 566-й Солнечногорский ШАП.
Наступление началось 15 января 1944 г. Погода не благоприятствовала - после первого же боевого вылета пошел снег, но за день дивизия совершила 140 самолето-вылетов по целям в направлении Красного Села. Работали группами по 3-4 самолета без истребительного прикрытия, благо, что такая погода помогала. Но она же сыграла и злую шутку с пилотами звена гв. мл. лейтенанта Кунгурцева из 15-го гв. ШАП.
После отработки по цели с одного захода группа Кунгурцева из трех самолетов потеряла ориентировку и стала менять курс, уходя в сторону. Дальше же события двинулись по сценарию невероятному, но, по тем временам, не так уж редко происходившему. По всей видимости, группа пошла вслепую, по радиокомпасу настроившись на приводную станцию своего аэродрома, но в обратном от линии фронта направлении, то есть в глубокий тыл немцев. Тогдашняя техника радионавигации допускала подобные казусы...
Когда же пилоты поняли свою ошибку, было поздно: топливо подходило к концу. И группа дружно пошла на посадку - на видневшийся заснеженный лед озера Вялье-Стречно (находится примерно в 100 км от Санкт-Петербурга в сторону Луги, довольно большое, 6 х 2 км). Благополучно приземлились только 2 самолета - Емельянова и Кунгурцева, остальные же (а к ним по пути присоединился Ил-2 сержанта Баранчикова) получили повреждения: погнули винты и взлететь уже не могли.
Оценив обстановку, летчики слили топливо из поврежденных самолетов в исправные машины и, взяв на борт двух пилотов, Потапова и Иванова, ухитрились взлететь с заснеженного льда и перелететь на аэродром Малая Вишера, входившего в состав Волховского фронта, - туда было ближе. А тем, кто остался, была обещана помощь.
Но, поскольку немцы были всего в 6 км от места посадки, стрелки со всех самолетов и экипаж сержанта Баранчикова решили выбираться самостоятельно. Экипаж сержанта Баранчикова попал в плен... Сержанты Ситников и Кузнецов вернулись в полк. А стрелки Иванова и Потапова пропали без вести.
Донесение о потерях материальной части и экипажей частей ВВС по 277 ШАД:
«15-й гв. ШАП - 15 января 1944 г. Ил-2 летчика Емельянова при вынужденной посадке на озеро Стречно провалился под лед. Ил-2 летчика мл. лейтенанта Потапова сожжен на озере Стречно. Там же остались стрелки ст. сержант Ситников, сержант Кузнецов и мл. сержант Николюк.
999-й ШАП - 15 января 1944 г. Ил-2, летчик мл. лейтенант Баранчиков, стрелок ст. сержант Гаванский произвел вынужденную посадку на озеро Стречно (вместе с группой 15 гв.ШАП). По докладу возвратившегося с озера гв. капитана Емельянова, мл. лейтенант Баранчиков вместе с 4-мя стрелками, оставлен на льду озера старшим группы, где и находится его Ил-2. По сообщению РО Штаба 13 ВА, партизаны, находящиеся в районе вынужденной посадки самолетов, летчиков не обнаружили. Самолет Ил-2 находится на льду озера замаскированный.» (Не указан еще один летчик: Иванов. Скорее всего, именно на его самолете Емельянов, Иванов и Потапов вылетели на свой аэродром).
Экипажи, перелетевшие на Волховский фронт, были «поощрены» командованием: Емельянов получил 5 суток ареста, Кунгурцев - 10. Правда, отбыть наказание им не удалось: на следующий день они снова пошли на задание, с условием, что отсидят «после Победы». В декабре 1944 г. Емельянов погиб в Восточной Пруссии, а Кунгурцев к концу войны стал дважды Героем Советского Союза, так что вопрос об отсидке отпал.
Партизаны-разведчики видели стоящие на льду озера 3 самолета, но следов экипажей не обнаружили. А пошли партизаны по РД из Штаба этого движения с заданием: «Выйти на озеро Вялье для приемки груза». Походили около самолетов, сняли один пулемет УБТ, прикрутили его проволокой к санкам и ушли дальше воевать.
Фронтовая биография мл. лейтенанта Баранчикова, после возвращения в часть, мне пока неизвестна. Можно предположить, что за потерю руководства над группой и, как следствие, потеря (пропали без вести) двух человек, он попал под суд военного трибунала. Во всяком случае, наград за войну, он не имел.
По послевоенной его биографии я нашел следующее: «Баранчиков Юрий Сергеевич. Родился в 1922 г., русский; образование незаконченное среднее; отбывал наказание в ИТК № 2 УМВД Астраханской области. Приговорен: Военный трибунал Астраханского гарнизона 17 января 1948 г., обв.: обвинен в измене Родине. Приговор: 25 лет, сниженным в 1954 г. до 10 лет. Реабилитирован в 1962 г.»
К 40-летию Победы награжден орденом Отечественной войны II ст.
А воздушный стрелок ст. сержант Гаванский Михаил Владимирович продолжил воевать на земле - пом. ком. взвода разведки 333 гв. ордена Кутузова СП 117 гв. СД. Погиб 24.03.1945 г. Похоронен: Германия, Бранденбургская обл., г. Мускау, с. Тенферштадт, дивизионное кладбище № 13, братская могила 30. До конца войны оставалось 1,5 месяца ... Сведений о наградах нет.
Судьбы людские ...
Памятник самолету-штурмовику «Ил-2». Открыт в 2008 г. Самолет в 1943 г. потерпел катастрофу недалеко
от г. Дубны Московской обл. и пролежал в болоте до 2004 г., когда был поднят и отреставрирован.
Меня поднимут из болота
И взгромоздят на пьедестал,
Что б символом служил чего-то,
О чем-то там напоминал…
…Открытие не вечно длится,
И после пафосных речей
В трофейных «мерсах» Власть умчится
Со сворой преданных рвачей.
И разбредется все уныло…
Накрапнет дождик, и опять,
Как и тогда - под слоем ила,
Я снова буду - вспоминать…
Родцеха выбитые стекла.
Полет на фронт. Голодный тыл.
Я в ста шести местах заштопан!..
Я двух стрелков похоронил…
Зениток строй, как на расстреле.
Худые «мессы» на хвосте.
Как отрабатывали цели
И возвращались. Хоть не все…
Как невернувшиеся братья,
Приняв последний лютый бой,
С оттяжным матерным проклятьем
Сливались с вечною Землей.
И не исправит их могила,
У нас - «горбатых» - нет могил…
Стою над чуждым новым миром…
Я сам себя приговорил.
Приговорил посмертно к бою!
За души мертвые - живых…
Один на этом поле воин
В неполных восемь боевых…
P. S. На фронте штурмовики долго не выживали. Хорошо, если одна машина успевала совершить налет в 50-60 часов. Чаще же - 2-3 боевых вылета.