Feb 25, 2009 17:16
Мы сегодня собрались, чтобы помянуть жертвы депортированных и репрессированных народов в годы второй мировой войны и далее до наших дней.
Поминовение проводилось в последние годы перед мемориалом «Соловецкий камень» на Лубянской площади, сооруженном в память о жертвах политических репрессий.
В этом же году в связи со строительными работами вокруг мемориала, подойти к нему невозможно, и потому мы мы выбрали это место между барельефом Сахарова и секцией Берлинской стены, демонтированной в Берлине в 1990 году и поставленной здесь в память о моральной победе народов Европы над советским тоталитаризмом. Сейчас Стена стала для нас общим памятником о всех, пострадавших от тоталитаризма ХХ века. Простите, что я буду говорить негромко и, может, путанно. Я прекращу, как только вы устанете.
1. Давайте начнем своё поминовение с осени 1939 года, когда в результате сговора двух самых мощных тоталитарных держав того времени -гитлеровской Германии и сталинского СССР началась вторая мировая война. Были оккупированы Польша, прибалтийские страны, часть Финляндии и Румынии с одновременной депортацией и репрессиями части мирного населения и военноопленных (например, в Катыни) - сотен тысяч людей. Потом последовала оккупация Германией Норвегии, Дании, Голландии, Греции, Югославии, Бельгии, Франции - еще миллионы жертв.
2.Начало военных действий Германии в 1941 году на территории СССР привело к еще большим потерям - к десяткам миллионов погибших военнослужащих и мирных
жителей, включая депортированные народы, к сотням тысячам вывезенных русских и украинских ост-арбайтеров, сотням тысячам высланных в Сибирь немцев Поволжья, калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, месхов, крымских татар , греков, турок, представителей других народностей Черноморья. Сегодня, в этот день, давайте мы начнём помянание с депортированных с родины в феврале 1944 года 387 тысяч чеченцев и 91 тысячи ингушей, не меньше трети которых погибло за время переезда в товарных вагонах. Помянем их!
3. А сколько трагедий испытали дети спецпереселенцев -разве перечтешь?! Мы ведь тоже жили в сталинское время, пусть не всегда под спецконвоем, но чуяли и бесправный труд военнопленных на московских стройках и такое же положение ссыльных. Я лично помню и ссыльного немца из Поволжья на целинной стройке в кустанайской степи, и литовского перевозчика на Печоре, и западноукраинскую пожилую спецпереселенку из Карпат, толкающую тяжкогруженные щебнем тачки на Хабаровском растворном узле. Но самое страшное для меня было встречавшееся порой самоотождествление русских не с жертвами, а с карателями-чекистами. Это мы чувствовали, например. в Поволжье, на земле уничтоженной и так и не восстановленной Автономии Немцев Поволжья. Русские предпочли обычную соседскую зависть человеческому извинению за депортацию. Немцы Поволжья так и не смогли вернуться в свои дома. Не нашлось немцам Поволжья места и в окупированной Восточной Пруссии вокруг Кенигсберга. Они были вынуждены вернуться в Германию, в Землю, откуда два века назал их пригласила Екатерина Великая. Если в США новые эмигранты являются больщим национальным богатством, то в России, они оказались обузой и тем подтвердили старинный вывод Чаадаева, что проведение создало Россию, как будто для того, чтобы показать миру, как не надо жить.
4. Сейчас, когда Россия вымирает и одновременно гибнет от множащегося нацистского подполья и убийств, от равнодушия людей и бессилия властей, наш конец становится очевидным.
5 Да, Брежнев в свое время оказался бессильныи и не смог заставить украинские власти вернуть депортированный в Азию крымско-татарский народ. Но хоть сегодня я могу порадоваться вместе со своими дорогими знакомыми сестерами Семаде и Зампирой Асановыми, что из многолетней ссылки их народ вернулся не в российскую область Крым, а в Крым, как часть свободной Украины. И потому старое письмо, отправленное крымским татарином в ООН ещё из советского политлагеря и сохранявшееся в моем диафильме про Татарский Крым четверть века, сегодня звучит, как долгожданное исполнение их мечты: «Этот диафильм мы хотели бы закончить письмом одного крымского татарина, направленного всему белому свету. Вслушайтесь в эти слова! Когда-то они задели нас болью и надеждой. Может, и для Вас они станут путеводной нитью при знакомстве с Крымом. Слушайте, слушайте, слушайте!
«Все мое детство прошло на чужбине на высылке под спецкомендантским режимом. Нам не разрешалось удаляться от места проживания даже на несколько километров. Все мое поколение детей крымских татар тех лет выросло в полутюремных условиях. И нас в детских садах и школах заставляли кричать: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» А по вечерам мать часто рассказывала о нашей прекрасной родине -
Крыме и на ее глазах всегда появлялись при этом слезы. Она рассказывала нам о голубом и теплом южном море, о сказочно прекрасных лесах и горах Крыма, о горных лугах, яйлах с медовыми травами, где испокон веков паслись отары овец, табуны лошадей, рассказывала прекрасные легенды,сказки, которые тысячелетиями создавал и сохранял в памяти наш народ, в котором он воспевал красоту своей родины, его историю.
И днем наяву, а ночью во снах мы мечтали только об одном - возвращении на свою родину»
Помянем добром погибших и пожелаем счастья живущим!
6. В России, к сожалению, переселенцам гораздо труднее. Так, много лет дальше Краснодарского края в Грузию не могли двинуться депортированные месхи. Грузия не принимала их, а местные русские... ну, вы знаете -как обычно. Наконец, на добровольную эмиграцию месхов согласились власти США.
И последний возмутительный пример - с ингушами Пригородного района Осетии. Несмотря на прямое решение Верховного Совета России. осетины взамен согласия и примирения предпочти убить несколько сотен ингущей, но не допустить их возвращения на отнятую Сталиным родину. И держится такое настроение до сих пор.Такое жестокосердие ни Бог, ни Проведение осетинам и русским не простят в конечном счете. Так я верю.
7.Особо почтим память не выселенных, но сожженных в сарае аула Хайбах 700 чеченцев и 300 погибших чеченцев из селения Малхесты, которых сожгли . по приказу полковника КГБ Гвишиани, просто из-за трудности вывоза людей из горных ущелий. К сожалению, этот ужас был обычен для мрачных дней второй мировой войны на всех континентах, которые. как известно, завершились только в августе 1945 года, когда в ходе первой атомной бомбардировки американцы сожгли и убили 140 тысяч японцев в Хиросиме, предварив тем самым шанс атомного холокоста для всего человечества. И вновь помянем.
8. В конце войны выяснилось , что германский нацизм привел к величайшей катастрофе еврейский народ, к его Холокосту - уничтожено свыше 6 миллионов ев-реев в спецлагерях. Помянем и эти гигантские жертвы все того же тоталитаризма.
9. Чем дольше, тем больше я понимаю,что у меня нет шансов вспомнить и помянутьперед этой Стеной всех погибших. Тем более, что их Список все расширяется - на ближнее время трех последних кавказских войн и на далекое прошлое: покорения Грозным Казани и всей Волги,а потом Ермаком Сибири, разгрома Хабаровым тунгусских селений на Китайском Амуре или менее известная история первой встречи русскими близ Камчатки японских торговцев на шхуне. Японский корабль они ради его железных деталей сожгли, а «спасенных(захваченных) японцев отправили пешком через всю Сибирь в Петербург, где по свидетельству российского историка Словцова им несказанно повезло, ибо приняты они были ко двору российской императрицы. Что делать, но по-хорошему России придется вспоминать и эти первые жертвы встреч своих первопроходимцев с тогдашними китайскими и японскими соседями.
10. Ещё я хотел бы вспомнить свою встречу в 1988 году с представителем ещё одного репресссированнного народа - калмыцкого. Но вначале процитирую свидетельство известного в то время калмыцкого деятеля Амур-Санана про их участиев в гражданской войне «Калмыки (особенно донские) от красного наступления уходили поголовно. Ведь картины уже пережитого 1918 года стояли перед каждым: бежать и спастись или остаться и быть убитым... Рассчитывать на милость большевиков, год назад рубивших калмыков, было трудно. Люди метались, теряя рассудок". Ужасную Голгофу невольного великого переселения калмыков Амур-Санан описывает, цитируя стихи из белогвардейской газеты южнорусского города: Вчера у нас был карнавал, /Какого, смею поручиться,
Париж ни разу не видал,/ Не наблюдал ни Рим, ни Ницца.
По нашим улицам ползли/Коврами крытые кибитки,
В неведомую даль везли /Детей, и женщин, и пожитки.
Неся с достоинством горбы,/Верблюды плыли вереницей,
Сойдя с кибиточной арбы/Шел их хозяин желтолицый.
Куда идет несчастный люд,/Свою родную землю бросив?
За всех ответил мне верблюд:/ "Я коммунизма не приемлю!"
Ужасны описания, свидетельства народного отступления-самоубийства: "Там пала лошадь, там издыхает верблюд... А сзади рвущаяся шрапнель... Снова серый день - и голо... и ругань бегущих русских: "Черт еще навязал вас на нашу голову... И смерти, смерти - дети, старики... Куда ни посмотришь - беженцы и беженцы... Чашу горького страдания мы испили до дна... При виде красных нами овладевал животный страх. Мы были уверены, что они сейчас подойдут к нам и изрубят в капусту". И вот заключительный рассказ какого-то добросердечного казака, уехавшего-таки в Крым про калмыков-круглолицых - "солнышки". "Сколько ни пропадали "солнышки" в дороге, до Туапсе добралось их немало. Перли на пароход почем зря. Их в нагайки - они ревут белугой: "Матер-черт! - кричат офицерам. Ты погоны снял, и кто тебя знает, а мой кадетский морда всякий большак видит. Куды тут... Когда отчаливали от мола, иные калмычки бросали о камень своих детишек, а сами бросались в воду. Вот дурные! Жалко "подсолнухов". Мало их доберется до Крыма..." В своем трагическом исходе 1920г. сальские калмыки погибли до половины... Не много ли бедствий для одного народа? И имеем ли мы право забывать хотя бы об одной из этих катастроф - в своей благоприлизанной истории об извечно верном России и компартии народе? - Мы не имеем права забывать размышления Амур-Санана, записанные в 1930г., и вопрос его: "За что голыми ножками по холодной мартовской грязи шагали маленькие калмычата, за что на панелях городов с голоду, как осенние мухи, стаями умирали калмыки?" Строки не только сказанные, напечатанные, но не услышанные. И народные гибели потому повторялись и в 20-м, и в еще более страшные 40-е годы. А все эти беды - от нас, от нас, от русских - когда человеческие цели подминаются имперским злом...
11. Еще один эпизод из воспоминаний Амур-Санана: "14 октября 1920г. я говорил на заседании Политбюро ЦК, где присутствовали Ленин, Сталин, Бухарин и др... Калмыки хотят жить. Но когда ничего общего с революцией не имеющие, а прикрывающиеся ее именем, насилующие женщин, убивающие, грабящие темных калмыков, без нужды оскорбляющие религиозное чувство народа, выдают себя за истинных представителей власти, тогда надо о происходящих безобразиях говорить самому Ленину. Мы, идейные сторонники советской власти, не можем молчать и не довести это до сведения высших партийных и советских инстанций. На места, захваченные белогвардейцами, приезжают корреспонденты английских газет, фотографируют развалины буддистских храмов и эти снимки, как иллюстрацию большевистского варварства и нац. гнета, в млн экземплярах распространяют по всему буддистскому Востокуюю Я говорил о том, что калмыки совершенно разорены как гражданской войной, так и реквизициями, разорены не только воюющими сторонами, но и соседними русскими крестьянами. Положение калмыков поистине печально. Прикрываясь в летний зной и зимнюю стужу грязными овчинами, обсыпанные паразитами, не имея продуктов, лишенные единственного их достояния - скота, калмыки стоят перед лицом физического уничтожения". Я говорил горячо, волнуясь, стучал кулаком по столу. Т. Кожиев несколько раз дергал меня за полу пиджака. Я кончил. Тогда Ленин в упор же сразу поставил вопрос: "А как калмыки относятся к советской власти?" - Я кратко сформулировал свой ответ:
"Калмыки говорят: "Был большой чума - прошел, был большой холера - прошел, а большевик - не проходит". Все расхохотались, в том числе и Ленин». «В сознании темного калмыка - продолжал я, - большевизм, революция, гражданская война преломляются как болезнь, гораздо более худшая, чем страшная чума или холера". Ленин в своем резюме сказал: "То, что говорил представитель калмыков - вопиющее явление. Необходимо принять меры к ликвидации его". А в Постановлении Политбюро было сказано: "Признать необходимым проведение в жизнь автономии... в первую очередь для калмыков. Назначить расследование злоупотреблений и насилий, совершенных местным русским населением по отношению к восточным народностям, в особенности калмыкам, и подвергнуть виновных наказанию».
12. Лишь случайно,на борту волжского теплохода я узнал, что старое село Тюменовка, названного в честь прежнего хана Тюмена, героя войны с Наполеоном и строителя единственного на Волге буддистского зрама, переименовано в селение Речное и передано в ведение Астраханской области, храм полуразрушен и переделан от основания. В общем, сделано почти все, чтобы на Волге ничего калмыцкого вообще не осталось. Я там все же побывал и хотя бы на кирпичах увидел калмыцкие клейма разных родов, а на полусводах храма- остатки буддистских фресок
Неожиданно у храма появилась пожилая калмыцкая женщина и приветливо меня остановила: « Молодой человек, Вы наш храм снимаете?» Живет она на другом берегу Волги, а сюда приезжает, чтобы посмотреть на храм и помолиться ... Она рассказывала, что раньше при этом большом храме было еще четырее поменьше и потому было очень красиво. Еще и двадцать лет назад у храма было два придела, а после «реставрации» не осталость ничего кроме осиротевшего центра от прежнего размаха и величия. Мария Наримановна (так она мне представилась) рассказывала , что со стариков собирали деньги на реставрацию, но это не помогло, храм так и не открыли... и худо ему и всем худо без него... Ничего не разрешают, как ни просили, даже музей не открывают... Я эту ситуацию вопринимаю как намеренное убийство и людей, и храма русскими «соседями», как культурный геноцид.
13. На прощание Мария Наримановна просит меня «прислать карточку нашего храма» (слайды я выслал той же осенью и получил благодарность через грамотную соседку). Некоторое время перед прощанием она сидит со мной рядом, рассказывает о жизни в Сибири, о тяжелой работе на кирпичном заводе - чуть не умерла там - и что сейчас у нее не осталось родственников, старость пришла одинокая, только мама вспоминается с ее молитвами и рассказами о чудесном прошлом... И я так остро почувствовал, как безмерно важен для калмыцкой тети наш разговор о буддистской вере. Ведь моя тетя Мария почти него не знала о своей вере! Она выросла при советской власти и буддистские молитвы слышала только в далеком детстве от мамы. И еще меньше может она рассказать даже о том, как у молится, обращаясь к Волге... Моему чувству этот раз-говор дал очень много...» И давайте сейчас помянем все вместе в лице моей калмыцкой тети Марии всех погибших и вечновоскресающих в своём народе и их буддистском раю.
14.Но вернемся к памяти Берлинской стены. Победа в войне с нацистской Германией и международное осуждение лишь ее нацистских виновников привели, к сожалению, лишь к перемене фронта подавления народов. И прежде всего нам придется помянуть перед этим монументом -Стеной миллионы мирных жителей Восточной Пруссии, Померании, Саксонии, Судетской области, Брандербурга, Тюрингии, которые подверглись не только безжалостным бомбежкам , обстрелам, насилиям и ограблениям, но и хладнокровному переселению (депортации) из родных мест в места чужие согласно плану перекройки территорий в Европе по соглашениям держав-победительниц. По нынешнми европейскми законам такие насильственные переселения народов недопустимы. Но они были, к сожалению, в истории реальной Европы и потому и ей есть о чем сожалеть и каяться, как и в намеренной бомбарбировке мирных немецких городов. Я считал бы правильным помянуть и мирных пострадавших от переселений немцев.
15. Еще больще жертв и мучений перенесли от депортации народы на территории Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, стран Прибалтики, Украины, Белоруссии. Привычных жить в степи , переселяли в горы, а горцев - в степь, горожане оказывались в деревне. С этим были связаны миллионы семейных драм и трагедий.
Последние годы жизни Сталина прошли для советских и восточноевропейских народов в беспрерывном подавлении партизанского движения литовских и иных «лесных братьев», украинских повстанцев- «бандеровцев», польских «аковцев», русских «антисоветчиков» и прочих кандидатов в сибирские каторжные лагеря.Тогда казалось, что миру не выбраться из мрачного сталинского затмения.
16. Но в марте 1953 года Сталин умер, и мир почувствовал первое веяние оттепели: Договора о демилитаризации Австрии , Финляндии на западных условиях.... Неспешное освобождение от заключенных сибирских лагерей, которые до сих пор еще остаются негласными, но зловещими памятниками на всем гиганском пространстве нашей имперской России, которой еще только предстоит в будущем воскреснуть в великой, естественной, федеральной Евразией.
17. Разрушение Берлинской стены было волей и желанием миллионов европейцев и наших евразийских народов. ибо все направляли свои мечты и мысли к свободе и благу.
К сожалению исторические сроки существования Российской империи, как тюрьмы народов (так справедливо мыслила ее много лет российская интеллигенция), пока не истекли и¸ наверное, много еще предстоит испытать нашим народам, пока не придёт решимостьо ее федеральном переустройсте по европейскому образцу, а именно:
1.Федеративные договора всех Субъектов Федерации с Центром должны быть составлены с обязательным условием о возможности выхода из нее в случае нарушения прав Субъекта. Эта главная гарантия свободы Суъекта Федерации должна бьыть обеспечена железно., видимо под гарантией ООН.
2.Вся правовая система Федерации должна быть целиком согласована со структурой Страсбургского суда. стать его частью, как считается, пока к сожалению формально, уже сегодня.
3. И наконец, последнее. Военные силы России, опасные для мира, должны добровольно и полностью подчинить себя международному контролю, что избавит мир от возможных в будущем военных авантюр типа очередной кавказской войны.
Эти три обязательных пункта и превратят ныне имперскую Россию к истокам, в мирную и вечную Евразию