Верещагин Василий Васильевич. Часть 4. Балканы

Sep 03, 2014 23:09



Пикет на Дунае. 1878-1879

Предыдущие материалы:

Часть 1. Начало пути и туркестанские работы
Часть 2. Туркестан
Часть 3. Индийская серия

Вспыхнувшая в 1877 - 1878 годах русско-турецкая война вновь привела художника на фронт. Всей душой сочувствуя освободительной борьбе славян против турецкого ига, художник участвовал во многих боях. В одном из сражений он был тяжело ранен и едва не погиб.
“Выполнить цель, которой я задался, - писал Верещагин, - дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то”.
Картины Балканской серии с беспримерной правдивостью воспроизводят будни войны, эпизоды сражений: тяжелые переходы русской армии в горах, полевые перевязочные госпитали и сцены зверств турок. Художник раскрыл и оборотную сторону войны: показал карьеризм и преступность царского командования, обрекавшего русских солдат на бессмысленную гибель. Основную группу произведений составляют картины героической обороны Шипки: “Землянки на Шипке”, “Батареи на Шипке”, “На Шипке все спокойно” (1878 - 1879), “Шипка-Шейново” (1878 - 1879).



Землянки на Шипке. 1978



На Шипке все спокойно... . 1878-1879



Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878



Переход колонны М.Д.Скобелева через Балканы. 1877-1878

Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: “Атака” (1881), “После атаки” (1881). Картины “Победители” (1878 - 1879), “Побежденные. Панихида по убитым” (1878 - 1879) посвящены сражению под Телишем - здесь по вине “высочайших особ” был уничтожен почти целый полк егерей. В картине “Победители” изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат; другая - “Побежденные”- представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат.



Перед атакой. Под Плевной. 1877-1878



После атаки. Перевязочный пункт под Плевной. 1877-1878



Победители. 1878-1879



Побежденные. Панихида. 1877-1878

Картины Балканской серии отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания.

Продолжение в следующем посте.

Источник материала: http://www.artcyclopedia.ru/

Россия, Культура, Русские художники, Живопись

Previous post Next post
Up