Вид Нижнего Новгорода. 1878
Продолжу делиться мыслями о перипетиях развития русской живописи, в этот раз - на примере творческого пути пейзажиста Алексея Боголюбова.
Я уже писал, что для русских растущих художников почти обязательной была поездка в Европу - изучать наследие западных мастеров. Параллельно с этим они не прекращали учиться искусству практически - и предметом их внимания автоматически становились очень разнообразные ландшафты Европы. Именно поэтому у очень многих русских пейзажистов можно наблюдать массу работ ранних периодов творчества, посвященных видам Италии и Франции.
Но европейское «пенсионерство» рано или поздно заканчивалось.
Вид Сорренто. 1856 (больше "итальянских" работ Боголюбова-
тут)
Приезжая в Россию, нагруженные новыми знаниями, этюдами, и вдохновением, русские художники истово принимались за работу. Они дорабатывали свои европейские наброски, поражая всех сквозившим из новых работ духом «эпохи Возрождения», и одновременно устремляли свой усложнившийся, обострившийся творческий взор на Россию: ее культуру, природу, народ. И вполне можно проследить, как начинала меняться манера письма, как в картинах начинали звучать другие мотивы.
Ипатьевский монастырь близ Костромы. 1861
Монастырь. 1860-е
Виды становились менее камерными, уходило «украшательство» пейзажа, и его место занимала порой неброздкая правда природы, скромность. Одновременно с этим картины приобретали эпический масштаб. Они уподоблялись народным песням: трагическим, тягучим, и необыкновенно мощным.
Казань. 1861
Но наряду с тем, что творчество становилось «русским», нечто общее с ранними, итальянскими, торжественными и восхищенными работами сохранялось.
Трудно описать, что это. Единственное слово, приходящее в голову - «восхищение».
Заутреня в Кремле
Иллюминация Кремля. 1883