Алексей Боголюбов. От Италии - к России

Jun 21, 2015 18:01



Вид Нижнего Новгорода. 1878

Продолжу делиться мыслями о перипетиях развития русской живописи, в этот раз - на примере творческого пути пейзажиста Алексея Боголюбова.
Я уже писал, что для русских растущих художников почти обязательной была поездка в Европу - изучать наследие западных мастеров. Параллельно с этим они не прекращали учиться искусству практически - и предметом их внимания автоматически становились очень разнообразные ландшафты Европы. Именно поэтому у очень многих русских пейзажистов можно наблюдать массу работ ранних периодов творчества, посвященных видам Италии и Франции.
Но европейское «пенсионерство» рано или поздно заканчивалось.



Вид Сорренто. 1856 (больше "итальянских" работ Боголюбова- тут)

Приезжая в Россию, нагруженные новыми знаниями, этюдами, и вдохновением,  русские художники истово принимались за работу. Они дорабатывали свои европейские наброски, поражая всех сквозившим из новых работ духом «эпохи Возрождения», и одновременно устремляли свой усложнившийся, обострившийся творческий взор на Россию: ее культуру, природу, народ. И вполне можно проследить, как начинала меняться манера письма, как в картинах начинали звучать другие мотивы.



Ипатьевский монастырь близ Костромы. 1861



Монастырь. 1860-е

Виды становились менее камерными, уходило «украшательство» пейзажа, и его место занимала порой неброздкая правда природы, скромность. Одновременно с этим картины приобретали эпический масштаб. Они уподоблялись народным песням: трагическим, тягучим, и необыкновенно мощным.



Казань. 1861

Но наряду с тем, что творчество становилось «русским», нечто общее с ранними, итальянскими, торжественными и восхищенными работами сохранялось.
Трудно описать, что это.  Единственное слово, приходящее в голову - «восхищение».



Заутреня в Кремле



Иллюминация Кремля. 1883

Русские художники, Живопись

Previous post Next post
Up