Город-Сад (экскурсия по Барнаулу)

Jun 01, 2007 23:28

1. Введение.
Всем нам хорошо знакомы строки поэта Владимира Маяковского: «Через четыре года здесь будет город-сад.».
Поэт писал про Новокузнецк, но эти слова также в полной мере могут относиться и к Барнаулу. Давайте вспомним, какими эпитетами был награждён Барнаул. «Сибирские Афины», «уютный уголок Петербурга», «самый культурный город Сибири», «мегаполис Сибири», «столица мира», наконец! Ну а поскольку наш город - столица, то и выглядеть он должен соответственно. Сейчас мало кто из барнаульцев знает, что город-сад - это не просто поэтический образ, а реально существующая часть города, с которой связана целая эпоха в мировом градостроительном искусстве. Барнаул всегда выгодно отличался от других сибирских городов своей «продвинутостью» в части архитектуры. Взять хотя бы Демидовскую площадь и старую часть города, представляющие собой выдающиеся архитектурные ансамбли. Вот и в начале 20-го столетия Барнаул не остался в стороне от передовых веяний мировой архитектуры и градостроительства.


2. Основная часть. Логический переход к подтеме №1.
А началось всё в 1898 году, когда английский социолог и публицист Эбенизер Говард выпустил книгу «Города-сады будущего», в которой изложил и графически изобразил свою революционную градостроительную теорию, призванную решить остро назревшую в мире жилищную проблему. Центром города-сада являлась площадь, на которой располагался большой парк с основными общественными зданиями - городской думой, библиотекой, театрами, музеями, больницей. Вокруг парка располагался так называемый «хрустальный дворец» - застеклённые галереи с торговыми рядами и бульваром для прогулок. От парка с дворцом отходили концентрически расположенные улицы, соединённые шестью проспектами, так, что в плане город-сад напоминал цветок.  Улицы специально проектировались не прямыми, а извилистыми - для того, чтобы по ним не гулял ветер. Жилые кварталы застраивались невысокими - не более, чем в два этажа, домами. При этом, значительную часть площади участка должны были занимать зелёные насаждения - сады, палисадники, огороды. Таким образом, город-сад буквально утопал в зелени. На каждого жителя должно было приходиться 35 м2 зелёных насаждений.
Идеи Говарда стали весьма популярны во всём мире - в Великобритании, Германии, США. Была даже создана «Международная ассоциация городов-садов и городской планировки». Популярность идей Говарда была вызвана насущной необходимостью решения жилищной проблемы в городах. В конце 19-го века мировая архитектура находилась в состоянии глубокого кризиса. Начавшаяся столетием ранее промышленная революция породила безудержный и хаотический рост городов. Миллионы людей, в поисках заработка принялись переселяться из сельской местности в города, и обустраивались кто как мог. Это вызвало множество социальных проблем. Наспех сколоченные лачуги и бараки, в которых селились приезжие, зачастую не соответствовали элементарным требованиям и превращались в трущобы. Как следствие, в городах участились аварии, пожары и эпидемии, стала рости преступность.
Выработанные столетиями приёмы городской застройки уже не отвечали новым требованиям. Город-сад же, по  своей основной идее, был задуман именно, как город для рабочего класса. Новый тип поселения, сочетавший положительные качаства как города, так и деревни, должен был обеспечить человеческие условия всем проживающим.
До Первой мировой войны в Англии был построен первый город-сад - Лечуорт, позже - Борнвилль, Уэлвин, Хэмпстед и другие. Новое направление не обошло стороной и Россию. По образцу, предложенному Говардом, хотя и с отклонениями, были построены города-сады «Царский лес» под Ригой, Никольское под Москвой. А в конце 1913 года, в Петербурге было создано «Русское общество городов-садов». Тогда впервые стали проводиться конкурсы на разработку проектов не отдельных зданий, а целых городов.

Подтема №1.

Барнаульцы познакомились с идеей города сада в марте 1914 года, когда в газете «Жизнь Алтая» появилась статья «Города будущего. Города-сады». Вскоре было создано Общество города-сада в Барнауле во главе с архитектором А.М. Ларионовым. Весной 1917 года началось воплощение в жизнь идеи. Майский пожар позволил ускорить этот процесс, поскольку пострадавшим было необходимо жильё. Уже в сентябре 1917 года архитектором И.Ф. Носовичем был разработан план Сада-города на 1300 участков. Их предполагалось разместить в тогдашней северо-восточной части города. 14 декабря 1917 года Барнаульская городская Дума утвердила проект. Идея была настолько популярной, что распределять земельные участки приходилось при помощи жребия. Интересно отметить, что 60 участков получило общество мусульман, в том числе под национальную школу и мечеть. И сегодня на этом месте проходит улица, которая так и называется - Татарская. А в середине 1918 года председатель Общества А.М. Ларионов разработал аналогичный проект застройки западной части Барнаула в районе реки Пивоварки и бора. К середине 1920-х годов барнаульский Сад-город был застроен и заселён. В официальных документах эта часть города так и называется - Сад-город. На плане 1925-27 годов мы видим, что основная идея была реализована как будто без изменений. На самом деле, итоговый результат, оказался весьма далёк от замысла. В условиях гражданской войны, хаоса и тотальной разрухи, власти не смогли в полной мере финансировать проект, и возведённые дома были не капитальными, а, скорее временными постройками. Многие дома были неблагоустроенными  и возводились самовольно, без соблюдения каких-либо правил строительства. Так появились Нахаловка, Копай-город и посёлок Кирпичного сарая - эти названия также, как и Сад-город, встречались в официальных документах.
Таким образом, замечательному проекту Сада-города в Барнауле не суждено было реализоваться в том виде, в котором его задумывали. И сегодня от облика города середины 1920-х годов осталось немногое. Это район овчинно-меховой фабрики, ВРЗ и современного театра музыкальной комедии - восточная часть бывшего сада-города. В напоминание об этом проекте осталась улица Садгородская возле Изумрудного парка.
То, что не удалось построить в нашем городе, было в осуществлено в других городах Советского Союза. Именно в СССР, на фоне послереволюционного энтузиазма и подъёма, социалистическая по своему духу идея города-сада оказалась весьма актуальной. В 1920 году в СССР был принят план ГОЭЛРО, в стране стали активно строиться электростанции, и посёлки при них проектировались именно по принципам города-сада (например, посёлок при Каширской ГЭС). Посёлки-сады строились при промышленных предприятиях (торфяные разработки в Шатуре, паровозно-ремонтный завод в Подольске, посёлки для нефтянников при Ново-Грозненских промыслах, в Баку). Идеи города-сада были реализованы в таких городах, как Ереван, Харьков, Запорожье. Планировалась даже реконструкция Москвы, её расширение и превращение  в систему посёлков-садов. Однако, в дальнейшем, идея сада-города трансформировалась в идею соцгородка, как посёлка для работников предприятия. В посёлке были жилые дома и развитая социальная инфраструктура - детский сад, школа, больница, предприятия общественного питания, и т. п. Разница между этими типами поселений заключалась в том, что город-сад состоял из особняков, а потому был признан «капиталистическим». В социалистическом же городе обобществлялись по возможности все стороны жизни проживавших там людей.

Логический переход к подтеме №2
И здесь мы подходим к важному этапу в жизни Барнаула - строительству  меланжевого комбината. Первоначально предполагалось расположить комбинат у деревни Ерестной, в нагорной части. Но в итоге выбор был сделан на территории так называемого Большого Глядена, недалеко от Города-сада, возле железной дороги и реки Оби. 21 июня 1932 года был заложен фундамент главного корпуса. Началось строительство предприятия, которое должно было коренным образом изменить жизнь города и превратить его в крупный промышленный центр страны. Комбинату требовалось 13 тысяч рабочих и служащих, которых необходимо было обеспечить жильём. И, поскольку район города-сада находился в непосредственной близости от предприятия, разместить соцгородок было решено именно здесь. Летом 1932 года началось строительства городка текстильщиков, получившего название Жилплощадка.

Подтема №2

Центром соцгородка является площадь, которая находится перед вами - площадь Текстильщиков. По своей конфигурации площадь напоминает центральную площадь города-сада. Но есть один нюанс. По идее из центральной площади должны отходить шесть лепестков - проспектов. Здесь же их пять. Таким образом, она в плане похожа на пятиконечную звезду - символ советской власти. Случайно так получилось или преднамеренно, сложно сказать. Но факт тот, что и центральная площадь города - площадь Октября имеет в плане такой же вид. Интересно также и то, что центральная площадь города-сада располагалась как раз между этими площадями. Таким образом, вместо цветка в итоге образовались две звезды.
Уже само название - Площадь Текстильщиков, было для Барнаула уникальным. Дело в том, что никогда ещё улицы, переулки и площади города не называлась подобным образом - в честь целой професии. И здесь сразу  же напрашивается аналогия с обелиском на Демидовской площади, который стал первым памятником, воздвигнутым в честь ремесла, производства.
А значение, которое играл меланжевый комбинат в жизни города было громадным. Ведь именно благодаря комбинату жизнь в Барнауле буквально забила ключом. Цветок в центре города не появился, но город действительно расцвёл. Население города по сравнению с 1920 годом выросло более, чем вдвое. В Барнауле закипела стройка. Строили жилые дома - за 30-е годы построили столько  жилья, сколько его было до того. Причём эти дома долгое время были самыми благоустроенными в городе, да и сейчас Жилплощадка является престижным районом. Впервые в городе стали строить больницы и школы. То есть, они, конечно были и раньше. Только теперь это были здания, специально предназначенные для размещения там школы либо больницы, и имевшие свои особенные архитектурно-планировочные решения, а не избы и бараки, как раньше.

Справа от вас находится здание поликлиники БМК. Оно построено в 1936 году, и имеет в своём облике элементы классицизма. Обратите внимание на этот выступ над входом. Он образован ордерными формами, расположенными симметрично относительно входа. Однако все эти детали имеют небольшой рельеф и не разделяют плоскость стены, как это принято в классической архитектуре. Первое, на что следует обратить внимание - это то, что композиция здания ассиметрична и состоит из частей разной формы. Такая ассиметрия характерна для так называемой функциональной архитектуры или конструктивизма. Конструктивизм - это новое и передовое на тот момент направление в советском искусстве. Конструктивисты применяли весьма прагматичный подход к созданию произведений - так называемый функциональный метод. Суть его заключалась в том, что все элементы здания были подчинены его основному предназначению, и ничего лишнего быть не должно. При этом наружной отделке, декору уделялось минимальное внимание, а внешняя выразительность достигалась именно конструктивными средствами. Вообще ассиметричная фома зданий характерна для архитектуры комплекса, и старожилы рссказывают, что называли эти жилые дома «фигурками». Так и говорили: «я живу в четвёртой фигурке», то есть в доме №4 по проспекту Калинина.
А сейчас мы подъезжаем к жилым домам первой очереди. Эти явно повидавшие виды здания являются первыми многоквартирными жилыми домами в городе. А потому они занесены в список памятников истории и архитектуры города, как и все в комплексе, именуемому «жилплощадка». Посмотрите, как выглядел этот дом в новорождённом состоянии. Для 1933 года это было совершенно новым словом в архитектуре города. И здесь мы во всей красе видим проявления функционального стиля. Минимум отделочных работ и украшений, зато впервые в домах появились вентиляционные шахты и лоджии. Сейчас же половина этого дома снесена, и на её месте построен новый дом. Оставшуюся же часть, которая находится в ветхом состоянии, в народе довольно метко окрестили «Бомбей». Вообще, народ в Сибири, живёт, в основном, пришлый, издалека. Поэтому тяга к путешествиям в дальние страны у людей в крови. Так, один из районов города, назывался Порт-Артур, ещё у нас есть остров Кораблик.
Справа от вас находится другой памятник. Он являет собой практическое воплощение идеи соцгородка, когда первый этаж жилого дома занимал комбинат общественного питания. И кухня и столовая были общественными, таким образом предполагалось избавить жильцов от необходимости самостоятельно готовить еду. Как и положено, всё общее - работа, быт, досуг, питание.
Ещё одно несомненное новшество для того времени - строительство детских садов. Справа от вас как раз и находится здание детского сада, построенного в рамках соцгородка.
Слева от вас здание школы-десятилетки. На этой фотографии 1934 года мы видим фасад, он выходит на проспект Комсомольский, и мы не будем проезжать мимио него. Да там и смотреть особенно не на что, так как здание буквально на грани разрушения. Также, как и здание больницы, оно ассиметрично, и состоит из частей разного объёма. Тем не менее, оно производит впечатление цельного и выразительного сооружения. Интересно, что это первое в городе здание, построенное специально для учебного заведения. В школе также имелись столярная и слесарная мастерские, спортивный и рекреационный залы. Необычно большие размеры окон, способствовали хорошей естественной освещённости здания. Это позволяло учиться в две смены без чрезмерных затрат на электрическое освящение. Впоследствие, такой подход станет обычным для всех учебных заведений.

Логический переход к подтеме № 3
На первый взгляд может показаться, что посещённые нами объекты не имеют такой архитектурной ценности и выразительности, как памятники эпохи классицизма. Однако данный комплекс зданий является уникальным образцом градостроительного искусства. Кроме того, это памятник целой эпохе - эпохе великих перемен. Причём, перемены эти, происходившие в жизни людей не могли не отразиться и на искусстве в целом, и архитектуре в частности.

Подтема №3
А искусство в таких переменах нуждалось уже давно. Как уже выше говорилось, мировая архитектура находилась в глубоком кризисе. Все существовавшие на тот момент архитектурные стили: русский, классический, ампир, готический, барокко и т. п. существовали уже много веков. Безусловное следование всем канонам того или иного стиля приводило к застою, проще говоря, здания оказывались похожими друг на друга. Попытка смешения различных стилей, иначе говоря эклектика, также быстро исчерпала себя. Менялась жизнь, шла вперёд техника, появлялись новые производственные и общественные отношения, и архитектура уже не отвечала новым требованиям. Архитекторам всё чаще и чаще приходилось нарушать строгие каноны стиля в целях повышения функциональных качеств здания. К примеру, если на одной стороне завода требуется разместить огромное по размеру оборудование, а на другой были рабочие, обслуживающие его. В этом случае при соблюдении принципа симметрии над рабочими оказывался огромный объём совершенно ненужного пространства, при этом затрачивался  лишний материал, повышалась нагрузка на стены что делало здание более дорогим и менее устойчивым. Или если бы зданию просто необходима была гораздо более сильная освещённость в одном месте, и менее сильная - в других, тогда следование классическим размеру окон повело бы за собой чрезмерный перерасход электричества в том месте, где должно быть светлей. А устоявшиеся декоративные формы и мотивы были очень чувствительны к нарушению пропорций. В итоге становилось невозможным, чтобы здания и снаружи были красивыми, и для дела полезными. Всё более очевидным становилась необходимость отказа от канонов прошлого. Вот что писали в то время на эту тему, например в газете «Строитель»: «Проведение в жизнь начал рационального зодчества - вот цель и назначение нашего издания. Оставим древнему эллину создавать несравненные храмы с их величавыми портиками и колоннадами. Пусть извращённый мавр в далёкой Гренаде сплетает свои причудливые аркады на грациозных, как юные альмеи, колонках… Пусть пылкая фантазия востока рисует нам великолепные мавзолеи и пагоды! Мы будем любоваться их созданиями, преклоняться перед силою их творческого духа. Но наше «прекрасное» - в самобытном и рациональном!». И тогда появился модерн. «Современный» стиль предполагал совершенно свободный творческий полёт и отрицание любых канонов. Раскрепощённая фантазия архитекторов порой создавала действительно удивительные произведения. Однако и модерн быстро исчепал себя. Творческий полёт художников нередко был слишком уж неординарным и чересчур своеобразным, в результате чего другие люди их просто не понимали и упрекали в элементарном отсутствии вкуса. Модерн разрушил старое, не предложив взамен ничего нового. Но миссию свою он выполнил, и освободил сознание творческих личностей от необходимости следовать устоявшимся канонам. Он разрушил до основанья. А затем…
А затем надо что-то строить. Одной из  самых ярких творческих личностей той эпохи, несомненно был Маяковский. Вот что он писал в своём стихе «Приказ № 2 по армии вещей»:
«Пока канителим, спорим,
смысл сокровенный ища:
«Дайте новые формы!-
несётся вопль по вещам.»…
Товарищи, дайте новое искусство -
Такое, чтобы выволочь республику из грязи.»

Логический переход к подтеме №4
И здесь следует поподробнее остановиться на таком явлении в советском искусстве, как конструктивизм.  Основная идея этого течения заключалась в том, что искусство должно не украшать и не изображать жизнь человека, а формировать её, создавать предметное окружение человека. Конструктивисты считали, что новое искусство должно стать производственным, создающим материальную среду, и противопоставляли полезные вещи произведениям искусства. «Полезно - значит красиво» - вот девиз конструктивистов. Но талант художника в том и проявляется, что он умеет совместить и полезность и красоту. Например, влияние конструктивизма в живописи привело к появлению такого вида искусства, как дизайн.
В архитектуре же, наиболее яркими представителями конструктивизма того времени были братья А., В. и Л. Веснины, М.Гинзбург, И.Леонидов. Они ухитрялись достичь равновесия между функциональностью и красотой своих творений. Проекты общественных и производственных зданий братьев Весниных 1923-25 годов  (Дворец труда в Москве, здание «Ленинградской правды», «Аркос», телеграф, ангар для самолётов и универмаг), задали тон советской архитектурной мысли второй половины 20-х - начала 30-х годов 20-го века. Именно это и требовалось в то время, когда в стране началось активное строительство промышленных предприятий. Но творчество конструктивистов не ограничивалась одним лишь промышленным и общественным строительством. Особое внимание уделялось проблемам социалистического расселения и переустройства быта. И именно идея города-сада была взята на вооружение. В дальнейшем концепция города-сада уступила месте идее соцгорода. Необходимость строить и быстро и красиво требовало именно такого, прагматичного, подхода к архитектуре. Так появились многие города: Новокузнецк, Магнитогорск. Так появился и Соцгородок Меланжевого комбината.

Подтема №4
Площадь Октября сформировалась в середине 20 века, после Великой отечественной войны. Здания же здесь появились ещё до войны - в 1937 году. И первым зданием на площади стал клуб меланжевого комбината. Поэтому и площадь некоторое время называлась просто - Площадь у клуба Меланжевого комбината. Сам же клуб находится справа от вас. Это самое значителное здание соцгородка текстильщиков, и построено оно в 1937 году. Если точнее, то это здание бывшего клуба, так как в конце прошлого века здание было передано молодёжному театру Алтая. Но это теперь, а в то время клуб был центром общественной и культурной жизни нашего города, так же как и Меланжевый комбинат был центром всех остальных сфер жизни. Здесь выступал Народный театр Алтая, а в годы войны - творческие коллективы эвакуированных столичных театров. И что же мы видим? Строго симметричная композиция, портик, поддерживаемый четырьмя колоннами, лоджия на уровне второго этажа. Монументальный парадный стиль, в общем, классицизм. Хотя только что мы говорили о тенденции того времени к функциональной архитектуре, конструктивизму. С одной стороны, это объяснимо, поскольку здание театра театра было бы вполне логично оформить именно в таком стиле. Театры существовали и в античные времена, и их функциональные характеристики с тех пор мало изменились. Кроме того, это был не просто театр, а клуб ведущего, крупного предприятия. Поэтому строгий классический стиль призван был подчеркнуть важность этого здания. Но причина не только в этом.
В своё время, в 1923 году, в Москве был объявлен конкурс на лучший проект Дворца труда. И большая часть проектов, направленных на конкурс были выполнены как раз самыми передовыми советскими конструктивистами. Однако, когда в 1932 году подвели итоги конкурса, победа досталась проекту, выполненному в строгих классических принципах. В постановлении отмечались «…монументальность, простота, цельность и изящество архитектурного оформления.» проекта-победителя. Чем же объясняется столь резкий поворот? Ведь ещё совсем недавно классицизм ругали, называли его устаревшим, барским стилем.
В годы первой пятилетки, во время масштабного, массового строительства промышленных предприятий, функциональный стиль был наиболее уместен для как можно более быстрого достижения максимального результата. И результат был достигнут причём весьма впечатляющий. Теперь же возникла необходимость в увековечении этого великого экономичного переворота. И классический стиль как раз и подходил для создания впечатления важности, престижности. Именно тогда и появилась легендарная фраза Иосифа Виссарионовича Сталина: «Жизнь стала лучше, жизнь стала веселей». Тогда и началась эпоха так называемого советского или сталинского классицизма. В нашем городе результаты индустриализации проявились к 1936 году. И открытие 6 ноября 1937 года, в канун 20-летия революции главного клуба стало символом того, что и у нас жизнь стала веселей. А потому и другие здания с этого времени выдержаны не полностью, но уже с элементами сталинского классицизма.
Примером тому является школа, которая находится слева от вас. Сейчас там располагается Российско-Американская школа и художественный музей. Хотя многие барнаульцы, и не только старожилы, по традиции называют её «двадцать пятой». Вы можете увидеть на фасаде балкон, установленный на портике. А на боковых ризалитах - лоджии. Здесь уже довольно богатая пластика архитектуры, в отличии от минимализма школы на Комсомольском проспекте. И именно в этом здании располагалась и раполагается одна из самых лучших, известных и престижных школ города.
Мы движемся по проспекту Калинина и с двух сторон от вас расположены жилые дома, построенные как раз в период с 1936 по 1939 года. Бросается в глаза их массивность, тяжеловесность. Очень богата фасадная отделка в виде рустов по всему фасаду, балконы с тяжёлыми ограждениями. Обращают на себя внимание массивные пилястры на всю высоту этих трёхэтажных (а потолки у них высокие) домов. Это и есть так называемый «старый фонд».
По левую сторону мы видим здание из совсем другой эпохи - недавно построенный кафе-ресторан в стиле модерн. Весьма сложное сочетание различных геометрических форм и цветовых решений, тем не менее, довольно удачно вписывается в окружающий архитектурный ансамбль.
Модерн, классицизм, функциональная архитектура… - пожалуй нет такого направления, которое бы не было представлено в Барнауле. Поэтому наш город так притягателен для людей. Алтай и Барнаул - уникальные места. Пусть больше нет в Барнауле Сада-города с большой буквы, но на сегодня Барнаул отличается от многих других городов своим внешним обликом, не зря же его называют ещё и архитектурной столицей Сибири. И в наших силах превратиь его в самый настоящий город-сад, как мечтали это сделать архитекторы прошлого.

3. Заключение
Мы совершили путешествие в удивительную часть города. Удивительную, прежде всего потому, что она являлась не просто  свидетелем, а непосредственным участником удивительного времени. Эпоха 20-30 годов прошлого века - время очень сложное и неоднозначное, время великих перемен и великих противоречий, время поиска и эксперимента. Таково и искусство того времени - к нему можно относиться как угодно, но то, что оно неординарно, не признать нельзя. А ещё, Жилплощадка является уникальным местом, потому, что именно здесь, в Барнауле, соцгород сохранился практически в его первозданном виде. Это одно из мест, которые делают Барнаул особенным, отличающимся от других. И если сейчас для кого-либо из вас, наш город стал ещё более интересным и привлекательным, значит можно считать, что экскурсия достигла своей цели.

Город-Сад, Алтай, Барнаул, архитектура

Previous post Next post
Up