Купить отечественный самолет - это прикупить проблем

Nov 29, 2010 14:03

"Ведомости"

26.11.2010, 224 (2742)
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/250511/tu204sm

Вещь недели: Ту-204СМ
Анастасия Дагаева

Наблюдать за развитием нашего авиапрома было бы очень смешно, если бы не было так грустно. Грандиозный спектакль называется «Возрождение». Спонсор шоу - бюджет. По законам жанра есть злодеи - иностранные авиапроизводители, они заколдовали наших перевозчиков, которые как миленькие покупают заграничные лайнеры, и есть герои - менеджеры Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), призывающие не поддаваться злым чарам, а верить в нашу технику. Для наглядности эта техника возится по международным авиасалонам в виде макетов (в последнее время - загадочный МС-21). К героям относятся и чиновники разных уровней, которые по очереди, нахмурив брови, говорят ключевое слово в спектакле: «Возродить!» Самолеты же прекрасно справляются с ролью декораций. Вот премьер Владимир Путин возле «надежды российского авиапрома» Sukhoi Superjet 100; он же - у «рабочей лошадки» Ан-148; он же разглядывает планеры Ту-204 на Ульяновском авиазаводе. Время от времени декорация становится предметом торга. Очнувшиеся от колдовства российские авиакомпании соглашаются купить отечественные самолеты, правда в обмен на скидки на «иномарки». Подписание контрактов/меморандумов/соглашений - одна из самых зрелищных сцен спектакля. Обычно выбирается красивое место с приличной публикой - например, Ле-Бурже или Фарнборо, на худой конец Жуковский, сгоняются журналисты, приглашаются иностранцы. И вот под синхронный перевод на английский - кульминация! Ставятся подписи на документах, которые ничего не значат. Вот заказала "Трансаэро" десять Ту-214, а получила вдвое меньше: Казанский авиазавод больше выпустить не может. Перевозчик не расстраивается: Ту-214 - это же декорация, за ней отмена 20%-ной пошлины на Boeing 747. Примерно по такой же схеме действует «Аэрофлот», рассказывая о закупках SSJ 100, Ан-148, МС-21. А что герои? Сейчас ОАК строит около десяти лайнеров в год. На старых мощностях едва ли можно будет выпустить больше, новые же не появляются. Поэтому обещание Александра Лебедева купить 44 несуществующих Ту-204СМ (см. статью «Торг за самолет», «Ведомости» от 25.11.2010) доводит ситуацию до театра абсурда. Кстати, СМ означает «самолет модернизированный». А это уже перекликается с другим грандиозным спектаклем - «Модернизация». Спонсор тот же.

********************************************************************************
В.М.:
Сухой Суперджет уже обошелся в 4 млрд. долларов и сказочно распиарен. Уже два года должен летать на внутренних рейсах, обещали до конца этого года начать его поставку заказчикам. Но, видно, перенесут на следующий год. При этом самолет на 70%, а по другим данным почти на 80%, состоит из зарубежных деталей. Дескать, так легче его сертифицировать для международных трасс и продажи за рубеж. А, может, закавыка в том, что "Сухой" не способен самостоятельно спроектировать современный пассажирский самолет?
Десять лет назад эксплуатационщики жаловались на Ту-204 и Ту-214. У них наработка на отказ 15 часов. ТО есть слетать из Хабаровска в Москву и обратно он не может - что-нибудь да откажет обязательно. А в случае отказа запчасть или агрегат надо ждать полгода, потому что запаса нет. Завод изготавливает их только за живые деньги, при этом технологический процесс начинается с нуля - от закупки металла. Точнее, от заказа нужного сорта металла...
Что изменилось за 10 лет? Говорят, ничего.
Выкачивание бюджетных денег - вот и всё возрождение.

Ту-204, Аэрофлот, Трансаэро, МС-21, ОАК, sukhoi superjet 100, Ульяновский авиазавод

Previous post Next post
Up