"КоммерсантЪ" №90 22.05.2010
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1374185 Методом трех и ошибок
"Булаву" испытают позже, зато так, как еще никто никогда не испытывал
Испытания ракеты "Булава" будут возобновлены не раньше ноября этого года. Достоверно выявить причину предыдущих неудачных пусков так и не удалось, и теперь Минобороны РФ надеется сделать это новым методом - запуском одна за другой трех "абсолютно идентичных" ракет. Об этом вчера объявил глава военного ведомства России Анатолий Сердюков. Ранее в главном штабе ВМФ заявляли, что очередной цикл испытаний "Булавы" начнется в конце июня.
3М30 "Булава" - стратегическая баллистическая ракета морского базирования. Разработана для вооружения атомных подводных ракетоносцев проекта 955 "Борей", первый из которых - "Юрий Долгорукий" - уже проходит испытания. Радиус действия ракеты - порядка 8 тыс. км. Согласно данным РФ, заявленным по договору СНВ-1, "Булава" оснащена шестью боеголовками.
По словам министра обороны, проблема неудачных пусков ракет заключается в качестве их сборки. Напомним, что из 12 пусков "Булавы" семь были неудачными, а еще три были признаны "частично успешными". Последний неудачный пуск был произведен с борта тяжелого подводного крейсера стратегического назначения "Дмитрий Донской" (проект 941У "Акула") 9 декабря 2009 года (см. "Ъ" от 10 декабря).
Тогда неофициально причиной неудачи Минобороны был объявлен сбой в работе третьей ступени. Как отметил в комментарии агентству "РИА Новости" господин Сердюков, сейчас создаются "три абсолютно одинаковые" ракеты "Булава". Это, по его мнению, поможет: "Мы рассчитываем, что это позволит нам точно найти ошибку, если таковая имеется, так как она должна повториться во всех трех ракетах. Сейчас мы работаем над тем, как проконтролировать процесс сборки, чтобы знать, что все ракеты идентичны". Сами испытания будут возобновлены не летом, как неоднократно обещали ранее, а только осенью. "К ноябрю месяцу, думаю, мы сможем начать запуски ракеты",- сказал министр.
Еще две недели назад главком ВМФ РФ адмирал флота Владимир Высоцкий обещал уже 20 мая обнародовать и все причины неудачи последнего пуска "Булавы". Однако этого не произошло.
Как разъяснил "Ъ" бывший начальник главного штаба ракетных войск стратегического назначения генерал-полковник в отставке Виктор Есин, испытания ракеты действительно хотели продолжить летом. Однако недавно состоялось совещание специальной межведомственной комиссии Минобороны и представителей оборонно-промышленного комплекса, на котором было решено отложить их. По мнению господина Есина, перенос испытаний связан с тем, что комиссия установила "серьезные нестыковки в общей кооперации по проекту "Булава"", смежные предприятия поставляют для ракеты некондиционное оборудование. Тем не менее Виктор Есин уверен, что альтернативы "Булаве" нет, "ракету надо доводить до конца", тем более что ее конструкцию он считает "работоспособной".
"Проблема "Булавы" - это проблема качества поставляемых для нее элементов, оно оставляет желать лучшего",- считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов. А главный конструктор "Булавы" академик Юрий Соломонов (недавно дебютировавший еще и в качестве писателя-прозаика повестью "Ядерная вертикаль" о тяжелой судьбе инженера-ракетчика) в апреле повторил, что основными причинами неудачных пусков ракеты являются бракованные материалы, нарушение технологий при производстве ракеты и отсутствие контроля качества. Но ни он, ни военные так четко и не сказали, какие конкретно "материалы" или "технологии" они подозревают.
Иван Коновалов
**********************************************
Писал об этом не раз и еще скажу: все признаки аферы в деле с "Булавой" налицо. Дело даже не в 10 годах, потраченных напрасно. Просто делается всё, чтобы не выявить главного - полной неработоспособности конструкции. Поэтому испытания проходят не по методике, которая существовала в СССР десятки лет и позволяла быстро обнаруживать слабые места, а затем устранять. А специально изобретенным способом, который никогда не позволит найти изъяны конструкции. И министр Сердюков, раньше предпочитавший не поминать лишний раз несчастную "Булаву", сейчас выступил с новостью - три "идентичных ракеты". И испытают их в одинаковых условиях.
Весьма занятно! Это подтверждает ранее высказывавшиеся предположения, что "Булава" на каждый старт выносилась новая. То есть ее конструировали по ходу испытаний, первый пуски совершал вообще полуфабрикат.
В советское время порядок испытаний был един для всех морских ракет. Сперва их стреляли с наземного стенда в Кап-Яре. Снимали телеметрию и смотрели, как работают системы. Потом стреляли в Нёноксе с морского стенда из надводного положения. Здесь к прежним статичным параметрам добавлялись новые - температура воздуха, ветер, волна, брызги и т.п. В декабре и в июле они на Белом море разные.
Затем стрелили с притопленного стенда и из-под воды с разной глубины. ТОлько после этого уже шли испытания готовой ракеты с подводной лодки в движении в море.
Поэтому никогда не было 7-10 неудачных испытаний подряд. "Булаву" же "в целях экономии" (!) сразу начали отстреливать с лодки, причем не стой, которыми будет вооружена (!). Экономия вышла боком - в десятки миллиардов, если не в сотни. Пуск с лодки - это немерянное количество помех - ветер, волны, качка, водная среда, воздушная среда, скорость, атмосферные явления и т.д. до бесконечности. Это полностью замазывает собственные огрехи "Булавы", и позволяет конструкторам утверждать, что их вины нет.
Все проблемы валят насмежников. И Сердюков туда же. Запудрить мозги человеку, который ничего сложней складного дивана не видал, не так уж сложно. Так вот, господа: те же самые смежники делают комплектующие для "Тополя" и остальных твердотопливных ракет. Потому что других поставщиков давно не осталось. И эти "Тополя" и другие ракеты летают без аварий. Вы поняли мою мысль? Короче, не виновата кооперация.
Похоже, сам Путин упёрся с этой "Булавой". Уж очень сильно в свое время нахваливал. Опять же друг его и соратник СЕргей Иванов, вице-премьер и куратор оборонки. Он тоже наивно думал, что можно сделать одинаковую ракеты для подлодок и наземных шахт. Это от технического невежества. И Сердюков такой же. Критические статьи он не читает, поэтому о наземных и морских стендах не слыхал. Так что осенью снова шарахнут народные миллиарды с подводной лодки в белый свет...
МИТ всё надеется затянуть время и найти какие-то конструкторские выходы. А ведь не найдут. Потому что не их это дело - морские ракеты. Этому только учиться надо лет 15-20, а они вместо учебы сразу учителями себя посчитали. Денежки соответствующие получают. А теперь поздно отказываться. Да и глупо от бабла отказываться. Его еще годами тянуть можно, пока "Булава" вдруг не полетит. А полетит - тут финансирование и кончится...