Ровно 115 лет тому назад, 26 октября 1909 года, изобретатель-самоучка из города Курска Анатолий Уфимцев получил патент на летательный аппарат весьма оригинальной схемы, который он назвал "Сферопланом". Конечно, правильнее было бы назвать его "дископланом", поскольку крыло и стабилизатор машины представляли собой отнюдь не сферы, а плоские диски. Но, очевидно, Уфимцев, у которого за плечами были только неполные четыре года реального училища, плохо представлял себе разницу между диском и сферой.
Зато он хорошо разбирался в механике и в свои 29 лет имел за плечами довольно богатую биографию. В 18-летнем возрасте он решил посвятить себя борьбе с религиозным мракобесием, причем - самыми брутальными методами. Первым делом он запланировал взорвать одну из главных православных святынь своего города - икону Знамения Богородицы, которая привлекала толпы богомольцев. Самостоятельно изготовив бомбу с часовым механизмом, Уфимцев заминировал икону, установив взрыватель на ночное время, чтобы при теракте не было пострадавших.
Бомба сработала, но ожидаемого юным террористом просветительского эффекта не последовало, а сам он вскоре был арестован, кому-то проболтавшись о своем "подвиге". Слушатель донес в полицию, Уфимцева осудили на пять лет ссылки в славный город Акмолинск (ныне - столица Казахстана город Астана). История получила общественную огласку и за пламенного атеиста активно вступился уже известный писатель и будущий "буревестник революции" Максим Горький.
Он добился того, что Уфимцев избежал более сурового наказания, а потом помог ему деньгами, на которые тот открыл в Акмолинске мастерскую по изготовлению керосиновых ламп. Продукция мастерской пользовалась большим спросом у местного населения, благодаря чему Уфимцев вернулся из ссылки далеко не бедным человеком. В Курске он расширил свой бизнес, открыв мастерскую по ремонту швейных машинок, велосипедов и бытовой техники. Иконы он больше не взрывал.
В 1909 году Уфимцев, как и многие в то время, увлекся авиацией и построил свой "сфероплан", оснастив его двухцилиндровым оппозитным ротативным мотором собственного изготовления. развивавшим мощность 20 лошадиных сил. Теоретических познаний в аэродинамике у изобретателя не было и форму крыла он выбрал чисто по наитию.
Он не знал, что круглое крыло обладает гораздо более низкой подъемной силой, чем обычное продолговатое крыло той же площади. Помимо формы крыла и стабилизатора, "сфероплан" имел еще одну очень оригинальную особенность: две из четырех лопастей его винта крепились непосредственно к головкам цилиндров двигателя. Насколько я знаю, это единственный подобный пример в истории авиации, однако, сложно сказать, для чего это было сделано.
Испытания, проведенные летом того же года, закономерно окончились неудачей. "Сфероплан" мог только кататься по земле на своих велосипедных колесах. Ничуть не смущаясь, Уфимцев взял кредит и тотчас же принялся за постройку новой машины той же схемы, но более крупных размеров и с более мощным шестицилиндровым мотором так называемой биротативной схемы. В таких двигателях коленвал вращается в одну сторону, а цилиндры - в противоположную.
По расчетам автора мотор, названный АДУ-3 (авиационный двигатель Уфимцева - третий), должен был развивать 40 л.с. при собственном вессе 58 кг. По тем временам - великолепный показатель, однако, добиться от своего мотора надежной и устойчивой работы Уфимцев так и не смог. Тем не менее, в 1910 году "Сфероплан-2" вышел на испытания, но их результат был таким же, как и у его предшественника: аэроплану не удалось даже подпрыгнуть.
Потерпев фиаско и оставшись без денег, но с долгами, Уфимцев забросил авиастроение. Однако в 1912 году, заручившись поддержкой руководства Брянского паровозного завода, он на этом заводе построил еще один биротативный мотор АДУ-4 той же схемы, но с улучшенными системами смазки и подачи топлива. Двигатель работал более устойчиво, чем АДУ-3 и развивал на стенде мощность 65 л.с. Но все равно он был менее надежен, чем широко распространенные в те времена французские ротативные моторы "Гном" и "Рон".
Несмотря на то, что на Московской международной воздухоплавательной выставке изделие Уфимцева получило серебряную медаль, покупателей на него, а также - желающих организовать его серийное производство не нашлось. Собственных же средств у Уфимцева уже не было и кредитов ему больше никто не давал. Поэтому ему пришлось окончательно завязать с авиацией и переключиться на производство стационарных моторов промышленного и сельскохозяйственного назначения, которые оказались более востребованными.
После революции Уфимцев увлекся проектированием и постройкой ветряных электрогенераторов, сделав несколько удачных конструкций. Но в истории авиации он остался как один из многих конструкторов-неудачников, которые ошибочно полагали, что интуиция может компенсировать им отсутстие теоретических знаний и практического опыта.
На заставке - единственное сохранившееся фото "Сфероплана-2". Каркас аэроплана был сделан из тонких стальных трубок и бамбука, крыло, стабилизатор и руль направления, игравший роль киля, обтянуты полотном.
Схема и фото первого "Сфероплана". Извиняюсь за низкое качество, лучше я не нашел.
Двигатель АДУ-3 в экспозиции Центрального дома авиации и космонавтики. Обратете внимание, что этот мотор не имеет картера. Коленвал и шатуны расположены открыто, а цилиндры просто "висят в воздухе" и соединены между собой проволочными растяжками.
Слева - Уфимцев возде испытательного стенда с двигателем АДУ-4. Снимок сделан в 1914 году, а изобретатель - в военной форме, так как после начала Первой мировой войны он был мобилизован в армию. Тогда он пытался предложить свой мотор военному ведомству, но безуспешно.
Справа - АДУ-4 в двигательном зале Монинского музея авиации. Как видите, у него все еще нет картера, а цилиндры крепятся к наружному кракасу из стальных полос.