Ровно 170 лет назад, 17 октября 1854 года (по новому стилю) состоялся первый массированный артобстрел Севастополя англо-французскими интервентами. Огонь велся как с наземных позиций, где агрессоры установили 126 тяжелых осадных орудий, так и с боевых кораблей объединенного флота, подошедших к городу с моря. Корабельная артиллерия насчитывала 1340 стволов, стоявших на палубах шести винтовых и 21 парусного линкора (11 британских, 14 французских и двух турецких).
Этой огневой мощи защитники города могли противопоставить 380 орудий. Ожесточенная артиллерийская дуэль продолжалась весь световой день, от расвета до заката. Интервенты произвели десятки тысяч выстрелов, только на территории одного из городских бастионов после обстрела было найдено 2700 ядер и неразорвавшихся бомб!
Однако бомбардировка не принесла агрессорам желаемого результата. До темноты интенсивность ответного огня русских батарей не ослабла, а англо-французам, напротив, пришлось резко снизить темп стрельбы из-за опустошения зарядных погребов и полученных повреждений, от которых пять французских и два английских линкора были вынуждены выйти из боя.
В ходе перестрелки объединенный флот потерял убитыми и ранеными 340 моряков, а еще более 900 человек составили потери на суше. Особенно велики они были, когда удачно выпущенная русская бомба взорвала французский пороховой погреб, почти полностью уничтожив одну из осадных батарей вместе с прислугой. В результате, намеченный на следующий день штурм Севастополя был отменен, тем более что частично разрушеные при обстреле деревянно-земляные укрепления защитники города за ночь успели восстановить.
Русские потеряли примерно 1250 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Но особенно тяжелой потерей была гибель на Малаховом кургане адмирала Владимира Корнилова - пожалуй, самого решительного и отважного севастопольского военачальника, к тому же - единственного, кто на военном совете высказался категорически против
самозатопления Черноморского флота в Севастопольской бухте. Перед смертью Корнилов успел произнести фразу, которую я вынес в заголовок.
На заставке - обстрел Севастополя англо-французским флотом.
Стратегическая карта боевых действий в Крыму в 1854-55 годах и карта-схема первой бомбардировки Севастополя.
68-фунтовое орудие на палубе английского пароходофрегата "Сидон", нацеленное на Севастополь.
Взрыв русской бомбы на палубе французского линкора "Виль де Пари".
Гибель Корнилова. Художник, как это принято в классической батальной живописи, не стал изображать натуралистических подробностей прямого попадания в нижнюю часть живота вражеского ядра, от которого скончался адмирал.
Картина русского художника XIX века Г.Г. Мясоедова "В осажденном Севастополе". При артобстрелах города значителная часть англо-французских снарядов, бомб и ракет попадала в жилые дома, приводя к гибели мирных жителей.