Ровно 75 лет назад, 9 сентября 1949 года, когда этот день еще не имел у авиаторов дурной репутации, в СССР впервые поднялся в воздух прототип всепогодного реактивного истребителя-перехватчика Ла-200, разработанного в знаменитом, но вскоре перепрофилированном на ракеты ОКБ Лавочкина. Машина летала вполне прилично, однако, по ряду причин так и не была доведена до серийного производства.
Внешне Ла-200 сильно напоминал значительно увеличенный в размерах широко распространенный истребитель
МиГ-15 или его относительно малосерийного дублера похожей схемы - Ла-15, построенного в количестве 235 экземпляров. Но при этом Ла-200 получился почти вдвое крупннее и тяжелее МиГа-15 и Ла-15. А главные отличия заключались в том, что он был двухместным и двухдвигательным, хотя при беглом взгляде на машину об этом не так-то просто догадаться.
Дело в том, что в фюзеляже Ла-200 стояли два турбореактивных двигателя ВК-1, один из которых, как это обычно бывает на реактивных истребителях, размещался за кабиной имел сопло в задней кромке фюзеляжа. Однако другой был установлен под углом вниз перед кабиной, а его реактивная струя выходила под днище фюзеляжа между основных стоек шасси! Такая оригинальная схема применялась крайне редко и радикально выделяла Ла-200 на фоне других машин аналогичного назначения.
А двухместным самолет сделали, поскольку установленный на нем ранний и довольно примитивный радар "Торий-А" требовал для своего обслуживния отдельного члена экипажа. Радиооператору и по-совместительству - штурману на всякий случай дали дублирующий комплект органов управления и приборов, так что, Ла-200 при необходимости мог использоваться в качестве учебно-тренировочного.
Испытания Ла-200, начатые в 1949 году, сильно затянулись. На нем дважды меняли радар и форму носовых воздухозаборников, а тем временем в 1952 году появилась относительно компактная поисково-прицельная РЛС "Изумруд", вполне пригодная для установки на одноместных машинах и обслуживаемая одним человеком без отвлечения его от пилотирования.
Это сразу сделало все еще не доведенный "до ума" Ла-200 морально устаревшим и ненужным. Программу лавочкинского "супер-перехватчика" закрыли, а "Изумрудом" оснастили уже запущенный в серию одноместный истребитель МиГ-19. Но это - другая история. о которой я
недавно уже писал.
Вверху и внизу - компьютерные рисунки Ла-200 с разных ракурсов.
Первый прототип Ла-200 на испытаниях. На верхнем снимке машина оснащена подвесными топливными баками, которые увеличивали дальность полета с 1170 до 2170 км.
Компоновочная схема Ла-200. Обратите внимание, как оригинально на нем были установлены двигатели.