Ровно 70 лет назад, 30 августа 1954 года, впервые поднялся в воздух прототип истребителя МиГ-19П - первого советского сверхзвукового всепогодного перехватчика, оснащенного бортовым радаром. Появление этой машины означало вступление Советского Союза в престижный клуб потенциальных участников "радиоэлектронных войн".
МиГ-19П был оснащен поисково-прицельной РЛС "Изумруд", позволявшей в условиях нулевой видимости обнаруживать воздушные цели на дистанциях до 16 километров, а при сближении до двух километров - ловить их в визир для открытия прицельного огня из двух 30-миллиметровых автоматических пушек НР-30. Картину дополняла система радиораспознавания "свой-чужой" под названием "Узел", а также - система оповещения летчика о радиолокационном облучении "Сирена-2".
В 1955 году МиГ-19П был принят на вооружение советских ВВС и запущен в серийное производство, хотя, летчики жаловались на недостаточную надежность и частые отказы РЛС, а также - на малый боекомплект бортовых орудий - всего по 70 снарядов на ствол, что позволяло вести огонь в течении лишь нескольких секунд. Фактически это был перехватчик для одной атаки.
Дальнейшим развитием МиГ-19П стала беспушечная модификация МиГ-19ПМ, оснащенная четырьмя самонаводящимися ракетами класса "воздух-воздух" РС-2У и МиГ-19ПТ с двумя пушками и двумя ракетами ближнего боя К-13. На заставке - звено таких машин, участвовавших в операции "Дунай" - оккупации Чехословакии в августе 1968 года, о чем свидетельствуют красные полосы на фюзеляжах.
МиГ-19П в технопарке "Патриот".
МиГ-19ПМ с ракетами РС-2У.
МиГ-19ПТ с ракетами К-13.
Помимо советских ВВС, МиГ-19П и МиГ-19ПМ советского производства состояли на вооружении в четырех странах Варшавского договора: Польше, Чехословакии, Венгрии и Румынии. На рисунках - румынская и венгерская машины.