В предыдущей заметке о
"Капрони Кампини" я написал, что самолетов с такими же, как у него, хитровыдуманными силовыми установками более никогда и нигде не строили. Однако в тот момент я слегка подзабыл о том, что был-таки еще один мотокомпрессорный реактивный самолет, сделаннный и испытанный в Японии в конце Второй мировой.
Впрочем, самолетом данное изделие можно назвать лишь с большой натяжкой, так как по сути это управляемая крылатая ракета, в которой роль "биологического автопилота" и системы наведения играл летчик-смертник. Речь идет об одной из модификаций самолета-снаряда Йокосука MXY7 "Ока", предназначенной для уничтожения американских боевых кораблей. "Человекоракеты" первой модификации (Тип 11) оснащались пороховыми ракетными двигателями, а на вторую (Тип 22) решили поставить мотокомпрессорную силовую установку "Цу-11", состоявшую из поршневого мотора, центробежного компрессора и камеры сгорания.
Предполагалось, что это за счет некоторого снижения скорости позволит значительно увеличить дальность полета ПКР, которая в "ракетном" варианте составляла менее 40 километров. В результате, самолеты-носители могли бы осуществлять пуск ракет, не входя в зону ПВО американского флота, где они были весьма уязвимы для перехватчиков.
Впрочем, насколько реально выросла дальность, выяснить так и не удалось, поскольку первый же испытательный полет "Оки-22" закончился катастрофой: сразу после отцепки от носителя прототип сорвался в штопор и разбился. Тем не менее, японцы заложили серию из 50 машин, намереваясь возобновить испытания и довести агрегат до боевого примения. Однако завершение войны поставило крест на этих планах.
По крайней мере один из прототипов в исправном состоянии достался американцам и сейчас выставлен в Вашингтонском аэрокосмическом музее.
Чертеж "Оки-22".
Самолет, захваченный американцами на авиазаводе в Йокосуке.
Та же машина в музее.
Раскапотированная силовая установка. Справа виден поршневой мотор, за ним - воздухозаборник компрессора, потом - алюминиевый корпус компрессора и сваренная из жаропрочной стали камера сгорания, к которой подведен трубопровод подачи топлива и кабель системы зажигания.
Закапотированный двигатель и хвостовое оперение.
Для привода компрессора использовался относительно простой и дешевый четырехцилиндровый движок воздушного охлаждения Хитати "Хацуказе" Ха-11 мощностью 110 л.с., установленный в перевернутом положении.
Слева - кабина "одноразового самолета", оснащенная необходимым минимумом приборов и органов управления. Справа - прицел и проушина для подвески к носителю - бомбардировщику "Мицубиси" G4M2e.