Ровно 110 лет назад, 14 августа 1914 года, в тот самый день, когда русский богатырь Козьма Крючков совершил свой бессмертный подвиг, французские войска под командованием генералов Огюста Дюбайля и Ноэля де Кастельяно перешли германскую границу и вторглись на территорию кайзеррайха. Началась операция под кодовым названием "План 17" по освобождению департаментов Эльзас и Лотарингия, отторгнутых от Франции еще в 1871 году в результате Франко-прусской войны.
Об этой операции французы мечтали более 40 лет и тщательно ее готовили, но уже на шестой день боев их план рухнул. Продвинувшись всего на 15-20 километров в глубь Германии, французские войска наткнулись на стойкую оборону, которую они не смогли преодолеть. А 20 августа немцы нанесли контрудар и в течение следующих пяти дней отбросили противника далеко за исходные позиции, вплоть до города Нанси. Интересно, что решающую роль в этой победе сыграли считавшиеся второразрядными баварские войска под руководством кронпринца Баварии Рупрехта.
В дальнейшем центр тяжести военных действий сместился к западу, где немцы, разгромив Бельгию, начали вторжение во Францию и почти дошли до Парижа в соответствии со своим планом Шлиффена. Об освобождении Эльзаса и Лотарингии пришлось забыть еще на долгих четыре года, во время которых на фронтах Мировой войны погибло более полутора миллионов французов.
На заставке - французские альпийские стрелки валят пограничный столб на границе с Германской империей. Справа - патриотический рисунок с обложки августовского номера парижского журнала "Илюстрасьон".
Карта-схема неудачного наступления французов в Лотарингии.
Французские солдаты и офицеры начала Первой мировой войны в своем цветастом обмундировании времен Луи Наполеона выглядели как выходцы из далекого прошлого и были отличными мишенями для германских стрелков.
Французы храбро атакуют лотарингскую деревню. Но так было лишь в первые дни боев, после чего их наступательный порыв выдохся, а запланированная война "малой кровью на чужой территории" превратилась в четырехлетнюю окопную мясорубку.
Французские пропагандистские отрытки времен начала Первой мировой войны. Обратите внимание на то, из чего будто бы стреляет пулеметчик. Странно, что для съемки пришлось делать столь грубый и нелепый макет. Возможно, это было связано с маниакальной секретностью, царившей во Франции.