Вторая морская баталия, 175-летний юбилей которой выпал на сегодняшний день, случилась 4 июня 1849 года у острова Гельголанд. Этот маленький островок в Северном море у побережья Германии довольно долго был одним из тех мест на глобусе, которые как будто притягивали к себе морские сражения. Конечно, до Гибралтара или Дарданелл ему в этом отношении было далеко, но в XIX и первой половине XX века возле него произошли, как минимум, четыре битвы европейских флотов.
Два из них - между английскими и германскими эскадрами в годы Первой мировой войны - достаточно широко известны. Бой между датчанами и австрийцами в 1864 году знаменит гораздо меньше, однако, недавно я о нем
уже писал. Ну а на сегодняшний день приходится годовщина первого Гельголандского сражения, произошедшего между флотами Дании и Пруссии в ходе так называемой
Шлезвиг-Гольштейнской войны.
В самом начале этой войны датский флот блокировал немецкие порты и выходы из судоходных рек. Пруссия, фактически не имевшая военного флота, сильно страдала от этой блокады, парализовавшей ее морскую торговлю. Для противодействия датчанам прусаки вооружили пушками несколько колесных торговых пароходов и назвали их корветами, а также купили в Англии построенный в 1840 году крупный почтово-пассажирский пароход "Британия", который ранее использовался на трансатлантической линии Лондон - Нью-Йорк.
Каким-то образом прусакам удалось в обход блокады перегнать этот корабль в Бремен, где ему присвоили грозное наименование "Барбаросса", назвали фрегатом и установили на его палубе девять разнокалиберных орудий.
И вот, 4 июня 1849 года мини-флотилия под командованием контр-адмирала Карла-Рудольфа Броми в составе "Барбароссы" и двух паровых корветов "Любек" и "Гамбург" вышла из устья Везера на прорыв блокады. В тот день возле реки дежурил всего один датский парусный корвет "Валькирия", вооруженный двадцатью 18-фунтовыми пушками и четырьмя легкими гаубицами.
Видя, что соотношение сил явно не в его пользу, капитан корвета Андреас Польден предпочел ретироваться, но не тут-то было. Пароходы, хоть и колесные, вскоре настигли парусник и открыли огонь. "Валькирия" отстреливалась, но, как немецкие, так и датские комендоры стреляли из рук вон плохо и постоянно мазали.
К счастью для датчан неподалеку оказался Гельголанд, тогда принадлежавший Великобритании. В его территориальных водах укрылась "Валькирия", а немцы, соблюдая британский нейтралитет и не желая провоцировать англичан, не решились в них вторгаться.
Пока немцы размышляли, что делать дальше, на горизонте показалсь привлеченные звуками стрельбы два датских парусных фрегата и паровой корвет "Гейзер" с шестью 18-фунтовками и двумя мощными 60-фунтовыми (восьмидюймовыми) пушками.
И тут уже Броми решил, что продолжение банкета будет для него слишком рискованным. Бросив "Валькирию", немецкая флотилия развернулась и вскоре укрылась в устье Эльбы под защитой береговых батарей. Так закончилась эта эпическая битва, в которой никто из противников, выпустивших по несколько десятков ядер и бомб, ни разу не попал. Таким образом, она стала одним из самых "гуманных" сражений в мировой истории, но одновременно - первым боестолкновением паровых боевых кораблей.
На заставке - "Барбаросса" и немецкие корветы у берега Гельголанда ведут перестрелку с "Валькирией", а слева вдали видны спешащие ей на помощь датские фрегаты и "Гейзер".
Пароход "Британия", он же - будущий флагман прусского военно-морского флота пароходофрегат "Барбаросса".
Прусские корветы "Любек" и "Гамбург".
На заднем плане - датский паровой корвет "Гейзер" с выстроенной на корме командой, а на переднем - гребная канонерка, фактически представлявшая собой галеру. Как ни странно, в середине XIX века такие архаичные посудины все еще состояли на вооружении датского флота.
Контр-адмирал Броми и командир "Гейзера" Йорген Вульф.