Ровно 160 лет назад, 9 мая 1864 года, у острова Гельголанд состоялось морское сражение между австро-прусской и датской эскадрами. И хотя впоследствии обе стороны объявили себя победителями, фактически оно завершилось вничью.
Битва была одним из ключевых эпизодов
Датско-прусской войны, в которой Австрия зачем-то решила поддержать прусаков и прислала им на помощь свою боевую эскадру под командованием капитана первого ранга (будущего адмирала) Вильгельма фон Тегетхоффа. Забавно, что всего через два года после этого боя вспыхнет война между Австрией и Пруссией, в которой прусаки разгромят австрияков, но это уже другая история.
Датская флотилия каперанга Эдуарда Свенсона состояла из винтовых фрегатов "Нильс Юэль", "Юлланд" и винтового корвета "Хеймдаль". У Тегетхоффа были австрийские винтовые фрегаты "Шварценберг" и "Радецкий", а также две мелкие прусские канонерки и колесное авизо (вооруженное посыльное судно) которыми командовал немецкий капитан Густав Клатт, подчиненный Тегетхоффу. По количеству боевых единиц Тегетхофф имел явное превосходство - пять против трех, однако датские фрегаты были гораздо лучше вооружены.
На них стояло 86 пушек, из них 24 новейших нарезных орудия, а на австрийских - 81, в том числе всего семь нарезных. На "Хеймдале" было установлено 14 гладкоствольных и два нарезных орудия, а на всех трех прусских кораблях, вместе взятых, - лишь восемь пушек, из них всего две нарезных.
Таким образом, датчане имели 102 ствола, а их противник - 89, но особенно заметным было преимущество датской эскадры в нарезной артиллерии: 26 пушек против девяти. Более того, прусские канонерки и авизо из-за своей уязвимости в бою почти не участвовали, стараясь держаться в отдалении, а австрийские фрегаты прикрывали их своими бортами.
Тем не менее, огневое превосходство не помогло датчанам одержать победу, а битва, как уже сказано, закончилась безрезультатно. С тактической точки зрения бой не представлял собой ничего оригинального. В начале Свенсон попытался вклиниться между австрийцами и оторвавшимися от них прусаками, чтобы отрезать и уничтожить слабую флотилию Клатта.
Но Тегетхофф заметил это и резко отвернул, прикрыв прусаков своими фрегатами. Затем враждебные эскадры в течение двух часов шли бок-о-бок, медленно сближаясь и обмениваясь бортовыми залпами. Дуэль началась на дистанции примерно 1700 метров, на которой гладкоствольные пушки были почти бесполезны, но постепенно кильватерные колонны сблизились до 350-370 метров, и тут уже ядра гладкостволок сказали свое веское слово.
Австрийцы получили значительные повреждения, особенно досталось их флагману - фрегату "Шварценберг", в который попало 80 снарядов и ядер. Обращенный к врагу борт буквально превратился в решето, но, к счастью для экипажа, все пробоины были надводными. От взрыва одного из снарядов вспыхнула фок-мачта. На палубу стали падать горящие обломки, обрывки парусов и канатов. Чтобы не допустить распространения огня, пылающую мачту пришлось срубить с таким расчетом, что она рухнула за борт.
Тем не менее, корабль сохранил ход, управляемость и почти всю артиллерию. Датский флагман "Нильс Юэль" получил порядка 20 "гостинцев", один из которых повредил рулевое управление. Такая разница в количестве попаданий объяснялась тем, что, пока бой шел на дальних дистанциях, австрийские гладкоствольные пушки были неэффективны, а дальнобойных нарезных орудий у Тегетхоффа имелось гораздо меньше, чем у Свенсона.
Примерно через два часа интенсивной перестрелки эскадры разошлись в разные стороны и бой на этом завершился. Разумеется, каждая из сторон заявила, что ее противник первым вышел из схватки, и на этом основании объявила себя победителем. Сложно сказать, на чьей стороне правда. Точно известно лишь то, что повреждения у австрийцев были гораздо сильнее, а людские потери - намного выше. На "Шварценберге" и "Радецком" погибли 37 человек и 93 получили ранения, а на кораблях датской эскадры было всего 14 убитых и 51 раненый.
Однако на исход войны между Данией и прусско-австрийской коалицией сражение у Гельголанда никак не повлияло. Ее итог определился в сухопутных боях между датчанами и прусаками, о чем я уже писал.
На заставке - картина австрийского художника Людвига Рубелли фон Штурмфеста, изобразившего критический момент Гельголандского сражения, когда на мачте "Шварценберга" вспыхнул пожар, а матросы безуспешно птались его погасить. Вскоре капитан отдал приказ отозвать матросов и срубить мачту.
Карта-схема сражения при Гельголанде. Красные и желтые - австрийцы, синие и голубые - прусаки, зеленые и салатовые - дачане. Коричневый - английский фрегат "Аврора", который прекратил драку, когда она слишком приблизилась к британским владениям.
Картина немецкого художника Йозефа Пюттнера на тему Гельголандской баталии. На переднем плане весело горит "Шварценберг".
Главные действующие лица Гельголандской баталии: датский капитан Эдуард Свенсон, австрийский флотоводец Вильгельм фон Тегетхофф и прусский капитан первого ранга Густав Клатт на более позднем снимке, где он уже в мундире адмирала.
Верхняя палуба "Нильса Юэля" во время Гельголандской баталии на картинеа датского художника Кристиана Мольстед-Омборда. Справа на заднем плане виден горящий "Шварценберг".
Деревянный парусно-винтовой фрегат "Шварценберг", флагман эскадры Тегетхоффа в Гельголандском бою. Корабль нес на двух палубах 50 пушек, но из них всего четыре нарезных.
Тегетхофф на фоне фок-мачты и группа офицеров на палубе "Шварценберга".
Забавный австрийский оружейный курьез: морское казнозарядное, но при этом гладкоствольное орудие "Шварценберга", стрелявшее ядрами. Во второй трети XIX века гораздо более распространенными были дульнозарядные нарезные орудия.
Верхняя палуба "Шварценберга". На переднем плане - раструбы вентиляторов котельного отделения и крепления для шлюпок. На заднем - вдоль фальшборта - 30-фунтовые гладкоствольные дульнозарядные пушки на деревянных лафетах.
Датский 44-пушечный фрегат "Юлланд".
Офицеры и мичманы датского фрегата "Нильс Юэль". Обратите внимание на шестигранную форму канала ствола пушки Уитворта, вокруг которой они позируют. Такие орудия стреляли специальными гранеными снарядами.
Гладкоствольная 68-фунтовая пушка датского флота и ее ядра.
Схема повреждений "Шварценберга" датскими разрывнвми снарядами и ядрами. Хорошо видно, что подавляющее большинство попаданий получено от "ядерной" артиллерии. Крупных проломов в носовой части деревянного борта от взрывов тяжелых фугасных снарядов - всего четыре.