Ровно 105 лет назад, 25 мая 1919 года, в ходе так называемой Третьей англо-афганской войны, состоялся первый и единственный боевой вылет первого английского тяжелого четырехмоторного бомбардировщика "Хэндли Пэйдж" V/1500 (сокращенно - НР V/1500), который, прилетев из Пакистана, высыпал три тонны бомб на столицу Афганистана - Кабул. Разумеется, помешать этому афганцы, не имевшие ни авиации, ни зенитной артиллерии, не могли.
Англичане утверждают, что этот акт устрашения заставил эмира Афганистана Амануллу пойти на мирные переговоры, поскольку четыре бомбы угодили в гарем его дворца, вызвав жуткий переполох среди евнухов и одалисок. Но переговоры начались лишь в августе и никаких преимуществ англичанам подписанный мирный договор не дал. Наоборот, они не смогли аннексировать ни одного квадратного километра афганской территории и лишились права контролировать внешнюю политику Афганистана. Однако вернемся к бомбовозу.
Эту огромную машину (размах крыльев - более 38 метров!), сделанную на базе
"кровавого парализатора", англичане во время Первой мировой войны упорно готовили для бомбардировки Берлина. Однако первый прототип по так и не выясненной причине потерпел катастрофу, угробив почти весь экипаж, а это на полгода задержало вступление бомбардировщика в строй.
А тем временем, немцы подложили англичанам свинью, подписав Компьенское перемирие, так что, бомбить Берлин стало как-то неуместно. Английские бомбардировщики впервые появились над ним только в 1940 году, а "Хэндли Пэйджу" V/1500 пришлось довольствоваться куда менее престижной и амбициозной мишенью - столцей отсталого и захолустного азиатского государства. Как бы, и гордиться-то особо нечем.
Вдобавок, из 210 первоначально заказанных "стратегов" построили всего 43 экземпляра, которые очень недолго состояли на вооружении. Уже в начале 1920-х годов они были списаны и отправлены на слом. А
следующий английский четырехмоторный бомардировщик появился только в 1939 году, но это уже совсем другая история.
На заставке - гусеничный трактор буксирует по аэродрому "Хэндли Пэйдж" V/1500. Для компактности, чтобы помещаться в ангарах, самолет имел складные бипланные полукоробки, которые откидывались на шарнирах назад и закреплялись вдоль фюзеляжа.
V/1500 весьма впечатлял своими размерами.
Передняя часть фюзеляжа и левая силовая установка НР V/1500, состоявшая из двух 12-цилиндровых моторов водяного охлаждения Роллс-Ройс "Игл" мощностью по 375 л.с. с деревянными винтами, причем у передних моторов винты были двухлопастные, а у задних - четырехлопастные. Почему-то моторы стояли открыто, без капотов. Возможно - для улучшения охлаждения, хотя, это снижало скорость.
Самый тяжелый боеприпас, который мог таскать НР V/1500, - фугасная бомба массой 1650 фунтов (720 кг) с клепаным корпусом. Бомбардировщик теоретически поднимал две такие бомбы на подфюзеляжных держателях, но на практике с подобной нагрузкой он не летал ни разу.
Кабины пилота и носового стрелка НР V/1500, соединенные проходом. В долгих полетах стрелок (он-же - штурман-бомбардир) мог подменять уставшего пилота, поскольку никакого автопилота на самолете, разумеется, не было. Как видите, обе кабины, что называется, открыты всем ветрам. Пилот прикрыт лишь узким ветровым стеклом, а стрелок - фактически ничем.
Вообще, по части удобства для экипажа этот тяжелый бомбардировщик сильно проигрывал гораздо более раннему "Илье Муромцу", хотя, по летным характеристикам и по бомбовой нагрузке он его намного превосходил.
Справа - музейный экземпляр двигателя Роллс-Ройс "Игл".
Разоруженный экземпляр НР V/1500, после войны проданный в США. Эта машина использовалась для перевозки почты и срочных грузов между Чикаго и Нью-Йорком.
Окраска строевого НР V/1500 британских Королевских ВВС. Пулеметы не установлены. Самолет имел максимальную скорость - 166 км/ч, что для тогдашнего тяжелого бомбардировщика считалось весьма неплохим показателем. Максимальная дальность полета - 2100 км, максимальная бомбовая нагрузка - 3400 кг.