Жареные петухи по-вьетнамски

May 07, 2024 19:32



Продолжение, начало здесь:

Артобстрел Дьен Бьен Фу, начавшийся 13 марта 1954 года, продолжался непрерывно вплоть до капитуляции крепости. Ежедневно на ее территорию падало с среднем около 1000 снарядов и более полутора тысяч минометных мин. Поначалу французы пытались вести контрбатарейную борьбу и подавлять вражескую артиллерию авиацией, однако, вьетнамцы быстро создали над своими позициями непробиваемый "колпак" из 80 скорострельных 37-миллиметровых зениток советского производства и более 200 зенитных пулеметов.

Атаки штурмовиков и бомбардировщиков успешно отражались, а французы ежедневно теряли по несколько машин, пока не исчерпали боевые возможности своей индокитайской авигруппировки.

Одновременно с этим вьетнамские орудия, минометы и "катюши" раз за разом разрушали взлетные полосы. Французы под огнем, рискуя жизнью, закапывали воронки, но они моментально появлялись снова. Через пару недель осажденные, наконец, поняли, что их усилия - бесполезны.

26 марта из Дьен Бьен Фу вылетел последний самолет. После этого эвакуация раненых стала невозможной, а снабжение начало осуществляться только методом сброса грузов на парашютах. Но и это занятие оказалось слишком рискованным, так как вьетнамские зенитки насквозь простреливали воздушное пространство над плацдармом. За несколько дней более полутора десятков французских транспортников было сбито.

Чтобы обезопасить себя, летчикам пришлось перейти к ночным действиям и увеличить высоту сброса до трех километров, однако, при этом из-за ветра и промахов более половины парашютных контейнеров с продовольствием, боеприпасами и медикаментами попадало к вьетнамцам. Таким образом, французская авиация начала снабжать не столько собственных солдат, сколько их противников.

По воздуху доставлялись и подкрепления. Во второй половине марта в Дьен Бьен Фу в дополнение к уже имевшемуся там 11-тысячному контингенту десантировалось еще несколько парашютных батальонов. Это довело численность гарнизона до 15 тысяч человек, однако, в распоряжении генерала Во Нгуен Зиапа к тому времени уже имелось более 40 тысяч строевых бойцов и еще 15 тысяч - во вспомогательных частях. Такое соотношение сил делало положение крепости безнадежным, а попытка деблокировать ее ударом извне была отражена.

Несмотря на то что французы, спасаясь от обстрелов, зарывались все глубже в землю, постоянный артогонь наносил им тяжелые потери. Однако обстрелами дело не ограничивалось. Вьетнамцы то и дело атаковали, умело используя тактику малых штурмовых групп. К концу марта они захватили форты "Беатрис" и "Хьюгетт", а в апреле пали укрепления "Анна-Мари", "Габриэль", и "Изабель".

Форт "Элиан" отразивший несколько атак, вьетнамцы взорвали вместе с защитниками, подведя под него минную галерею. К концу апреля территория плацдарма сократилась до двух квадратных километров. Сбрасывать на этот "пятачок" грузы по ночам и с больших высот стало невозможно. Почти все контейнеры попадали к противнику.

К началу мая в крепости пришлось урезать пайки и ввести жесткое нормрование расхода боеприпасов. Осажденные были крайне истощены, измотаны и деморализованы. Они уже не хоронили убитых и даже не вытаскивали из-под огня тяжелораненых в светлое время суток, оставляя их лежать до темноты, так как каждый квадратный метр простреливался. Многие изувеченные солдаты часами истошно кричали, безответно взывая о помощи, и умирали, так и не дождавшись санитаров. Разумеется, моральный уровень уцелевших это не повышало.

Командование уже ничем не могло помочь гарнизону, кроме радиограмм с обещаниями щедрых наград и призывами держаться до последнего. В ответ полковник де Кастри слал панические депеши о критичности своего положения и огромных потерях. Чтобы поднять его боевой дух, полковнику экстренно присвоили звание генерала. В этом прослеживается аналогия с Паулюсом, которого Гитлер произвел в фельдмаршалы за два дня до капитуляции окруженной сталинградской группировки. Паулюс, как известно, не внял пожеланию фюрера и не предпочел смерть позору капитуляции.

Де Кастри поступил аналогично, 7 мая он приказал вывесить над еще державшимися укреплениями белые флаги. В плен сдались 11720 солдат и офицеров, из них 4436 раненых. 2293 человека были убиты за время осады и 1729 пропали без вести, то есть, они тоже погибли, но их тела не были найдены. Таким образом, безвозвратные потери французской армии в двухмесячном сражении за Дьен Бьен Фу составляли 15742 человека.

Это гораздо больше, чем потеряла советская армия за 10 лет войны в Афганистане. Да и вообще, ни одна зпадноевропейская армия после окончания Второй мировой войны не несла таких потерь в одной боевой операции. Отношение вьетнамцев к пленным французам было весьма суровым, если не сказать - жестоким, а местных "власовцев" они просто сразу расстреляли. Живыми из плена вернулись лишь 3430 человек, то есть менее 30% сдавшихся.

Вся французская техника, находившаяся в Дьен Бьен Фу, была либо уничтожена, либо захвачена. Кроме того, вьетнамские зенитчики сбили 62 боевых и транспортных самолета и повредили еще 167. Потери Вьетнамской народной армии составляли 4020 человек убитыми, 9118 - ранеными и 792 - пропавшими без вести.

На заставке - картина с изображением тяжелого транспортника С-119 "Флаинг Бокскар", сбрасывающего под интенсивным зенитным огнем грузы для осажденного гарнизона Дьен Бьен Фу. Эта машина с радиопозывным Earthquake была подарена французам американцами (на правой плоскости из-под краски проступает замазанная аббревиатура USAF) и управлялась американскими летчиками, завербованными ЦРУ. На базу она не вернулась, весь экипаж погиб.



Французские офицеры в штабном подземном бункере крепости Дьен Бьен Фу. Второй справа на левом снимке - генерал де Кастри. После заключения франко-вьетнамсконго мирного договора он был освобожден из плена, прожил до 1991 года и умер в возрасте 98 лет.



Французский расчет ведет огонь из безоткатного орудия.



Аэродром Дьен Бьен Фу под обстрелом. Горят транспортные и связные самолеты.





Пикирующие бомбардировщики А-26 "Инвэйдер" и Кертисс "Хеллдайвер", наносившие авиаудары по вьетнамским войскам в районе Дьен Бьен Фу.



Подвеска 500-фунтовых бомб под истребитель-бомбардировщик Грумман "Биркэт" на аэродроме Дьен Бьен Фу, когда он еще не был "перепахан" артиллерией и мог принимать самолеты.



Эвакуация раненых из Дьен Бьен Фу вертолетами Сикорского S-55. Всего за время осады из крепости было вывезено около двух тысяч человек. Но долетели далеко не все.



Вьетнамцы осматривают сбитый S-55.



В первые дни осады раненых вывозили не только вертолетами, но и самолетами, однако вскоре вьетнамцы обрушили "воздушный мост".



Вьетнамские зенитчики и результат их работы - сбитый транспортник С-119.



Отражение вьетнамским зенитно-пулеметным расчетом ночного налета французских штурмовиков и бомбардировщиков.



Подземный госпиталь крепости. Чувствуется безнадега и безысходность.



Вьетнамцы водружают красный флаг над бункером генерала де Кастри.



Довоевались французики. Вьетнамцы конвоируют их в плен.



Вьетнамцы и уничтоженный на аэродроме Дьен Бьен Фу "Биркэт".



Триумф победителей.

армия, авиация, катастрофы, История, Империализм, ВВС, Индокитай, Франция

Previous post Next post
Up