Поздравляю всех, кто хоть раз в жизни рулил двухколесным педальным средством передвижения, с сегодняшним праздником -
Днем российского велосипедиста! Согласно расхожей легенде (впрочем, расхожа она только в нашей стране), в этот день, 23 апреля 1801 года, уральский крепостной крестьянин Ефим Михеевич Артамонов то ли изобрел велосипед, то ли приехал на своем изобретении в Петербург и продемонстрировал его царю Александру Первому.
Правда, давным-давно доказано, что Артамонов - фигура вымышленная. Никакой информации ни о нем самом, ни о его изобретении в архивах не найдено, а впервые его упомянул некий Белов в изданной аж в 1896 году книге "Исторический очерк уральских горных заводов". Скорее всего, этот самый Белов и является "отцом" первого русского велосипедиста.
Сам же "подлинный велосипед Артамонова", хранящийся в Ирбитском краеведческом музее (см. фото вверху), согласно металловедческой экспертизе, сделан из бессемеровской стали, которую начали выплавлять только в 1850-е годы, а по конструкции он является подражанием широко распространенным во второй половине XIX века велосипедам типа "паук", он же "пенни-фартинг".
Памятник Артамонову в Екатеринбурге и еще одно воспроизведение его легендарного велосипеда в Нижнем Тагиле.
В общем, очередной фейк и "праздник на пустом месте". Тем не менее, почему бы его не отметить? Ведь отмечаем же мы 23 февраля, хотя историческая подоплека этой даты не менее сомнительна. А в честь праздника я решил разместить подборку реальных велоизобретений эпохи стимпанка. Впрочем, кое что по данной теме я уже публиковал, поэтому, чтобы не повторяться, приглашаю интересующихся
в этот древний пост.
Судя по всему, первый двухколесный экипаж, приводимый в действие ножными педалями, изобрели в 1862 году французы Пьер Лаллеман и Пьер Мишо. Они же придумали и сам термин "велосипед". Есть и другие претенденты, всего их около 20, но доказательства их приоритета более спорны. После Франции Лаллеман и Мишо запатентовали свое изобретение во многих странах, например, вверху - чертеж из американского патента 1866 года.
Вообще, довольно странно, что до столь примитивной конструкции никто не додумался раньше, ведь она была вполне под силу ремесленникам времен средневековья и даже античности. В принципе, на подобных "бициклетах" могли бы колесить еще древние римляне, тем более что мощеные плоскими камнями дороги, вполне подходящие для этого вида транспорта, у них уже были. Представляете себе легионеров-велосипеистов? Но почему-то никому из механикусов в течение двух тысяч лет не пришло в голову объединить колесо с педалами, хотя, в те же годы создавались куда более сложные и затейливые механизмы.
В конце 1860-х годов серийный выпуск велосипедов был налажен на каретной фабрике, принадлежавшей Мишо. Новая игрушка пришлась по вкусу французской публике и неплохо раскупалась, хотя, езда по булыжным мостовым на деревянных колесах с железными ободами, была, мягко говоря, не очень комфортной. Не случайно в англоязычных странах велосипед получил прозвище Boneshaker, а в России - "костотряс".
Тем не менее, в 1870 году в одном только Париже было уже около полутора тысяч велосипедов. На верхнем снимке - одна из французских серийных моделей с сиденьем, укрепленным на пластинчатой рессоре, железной рамой и ручным тормозом, действующим на заднее колесо.
Еще один весьма изящный велосипед Лаллемана-Мишо из пражского технического музея.
Катанием на великах не брезговали и коронованные особы. Этот образец принадлежал русскому царю Александру Второму. Обратите внимание, что длина педалей у него регулируется.
На "костотрясах" Лаллемана-Мишо проводились первые велосипедные гонки, причем не только мужские, но и женские.
В 1869 году шотландский каретный мастер Томас МакКолл решил составить конкуренцию французским велосипедам, представив собственную разработку, в которой педали надо было не крутить, а качать взад-вперед. Однако его машина получилась тяжелой и слишком медлительной, а потому она не заинтересовала покупателей.
Про "велопауков" и одну из попыток устранения их недостатков я уже писал. Гораздо более радикальным нововведением было изобретение в 1879 году англичанином Гарри Лоусоном цепного привода на заднее колесо. Правда, в первой модели "безопасного бициклета", как Лоусон назвал свое изделие, переднее колесо "по инерции" было сделано гораздо крупнее заднего, хотя никакого смысла в этом уже не было.
Во второй модели Лоусон ударился в другую крайность, теперь огромным стало заднее колесо. Ни тот, ни другой аппарат коммерческим успехом не пользовались, но идею цепной передачи подхватили многие велопроизводители.
Только к концу 1880-х велосипед стал приобретать более-менее привычные нам очертания. Тогда же (в 1888 году) Джон Данлоп изобрел пневматические шины, однако из-за их сложности, дороговизны и относительной недолговечности вплоть до конца XIX века большинство велосипедов выпускалось с ободами из сплошной резины.
Кроме того, у них отсутствовала втулка свободного хода (изобретена в 1898 году), поэтому, чтобы не крутить педали постоянно, велосипедисты на длинных спусках ставили ноги на подножки, укрепленные на передней вилке. Эти подножки хорошо виды на верхнем снимке. Также на нем видно еще одно нововведение - электрический батарейный фонарь, позволивший ездить не только в дневное время.
Формы велосипедных рам поначалу сильно варьировались, например у этой американской модели "Коламбиа" 1890 года изящная рама сделана зацело с крыльями и защитной накладкой цепи. Шины еще сплошные, но зато появилася пружинный амортизатор переднего колеса и привычный всем современным велосипедистам звонок.
А это - разработанная в 1897 году "Кавалерийская модель" той же фирмы с пулеметом "Кольт".
Наряду с двухколесными в 1880-90 годах выпускалисть и находили свою аудиторию многочисленные модели трехколесных велосипедыов. Их обычно покупали любители неторопливых велопрогулок. Трицикл "Ройял-Сальво", идентичный изображенному на левом снимке, принадлежал королеве Виктории, которая каталась на нем по парку уже в весьма почтенном возрасте.
А справа - весьма экзотичная конструкция - английский велосипед "Кенгуру" 1884 года - попытка объединить схему "паук" с цепным приводом. Применение цепей позволило опустить и сдвинуть назад седло, что сделало велосипед более безопасным. Однако к тому времени уже существовали велосипеды классической схемы с задним ведущим колесом, оказавшиеся гораздо более удобными, поэтому "Кенгуру", несмотря на активную рекламу, не получил распространения. А о старинной велорекламе мы еще поговорим.
Поддержка блога:
Visa Сбер: 4276 3801 3575 2918