Чуть не забыл, поэтому вернусь немного назад: 5 марта 1928 года, в Англии впервые поднялся в воздух прототип тяжелого военно-транспортного аэроплана, получившего гордое наименование "Инфлексибл", что переводится как "Несгибаемый" или "Непреклонный". На тот момент он являлся крупнейшим самолетом в мире. Размах его крыла достигал 48 метров, длина превышала 23 метра. Самолет был построен по прогрессивной технологии - целиком из дюралюминия с гладкой металлической обшивкой. Однако, как выяснилось на испытаниях, технология эта была еще далека от совершенства.
Автор проекта - немецкий инженер Адольф Рорбах, который предложил свою разработку англичанам из-за наложенных на Германию версальских ограничений, запрещавших ей строить тяжелые многомоторные аэропланы, способные применяться в качестве бомбардировщиков. В Британии его проект заинтересовал авиастроительную фирму "Бердмор", которая взялась за постройку прототипа, надеясь предложить его Королевским военно-воздушным силам.
"Инфлексибл" получился очень дорогим и сложным, постройка затянулась почти на три года, но к началу 1928-го ее, наконец, закончили. Финальную сборку пришлось проводить прямо на аэродроме, поскольку у "Бердмора" не нашлось заводских цехов, способных вместить целиком столь огромную машину.
Испытания показали, что аэроплан получился вполне "летучим", максимальную скорость в 175 км/ч сочли приемлемой, однако, устойчивость и управляемость на низких скоростях были признаны недостаточными. Также явно недостаточной оказалась жесткость фюзеляжа и хвостового оперения.
"Несгибаемый" вышел очень даже сгибаемым. Из-за знакопеременных аэродинамических нагрузок фюзеляж постоянно гнулся в разные стороны, а от этого его тонкая дюралевая обшивка коробилась и после нескольких полетов стала напоминать "жеванную" ткань. Чтобы этого избежать требовалось либо увеличить либо толщину обшивки, либо - частоту элементов каркаса, но это неизбежно влекло за собой утяжеление конструкции, а весовая отдача машины (соотношение собственной массы с массой полезной нагрузки) и так была не очень высокой.
При собственном весе в 11 тонн "Непреклонный" поднимал 5,5 тонн, включая топливо, масло, воду для охлаждения двигателей и экипаж. Для сравнения, советский тяжелый бомбардировщик ТБ-3 при такой же массе мог поднимать почти 9 тонн, а его жесткость и прочность не вызывали претензий.
В общем, гигант, опередивший свое время, не заинтересовал английских военных, так и оставшись в единственном опытном экземпляре. Уже в 1930 году его разобрали и вскоре отправили в металлолом. На заставке - "Инфлексибл" в начале испытательного цикла. Обшивка пока еще относительно ровная.
"Инфлексибл" был окрашен в стандартный для тогдашних британских ВВС оливковый защитный цвет.
"Инфлексибл" в полете.
Адольф Рорбах и группа его коллег возле "Инфлексибла", обшивку которого уже заметно "повело".
"Инфлексибл" на аэродроме Мартлшем-Хит.
Для демонстрации внушительных размеров "Инфлексибла" перед ним поставлен небольшой спортивный самолет.
К моменту завершения летных испытаний "Несгибаемый" стал выглядеть довольно неказисто.