Учитель, ставший солдатом

Jan 28, 2024 21:08



28 января 1942 года на аэродроме новосибирского авиазавода №153 впервые поднялся в воздух Як-7Б - второй по массовости после Як-1 советский истребитель 1942-43 годов, растиражированный в 5120 экземплярах. История его появления - весьма необычна. Это, пожалуй, единственный в мире истребитель времен Второй мировой войны, полученный путем переделки двухместной учебной машины в одноместный боевой самолет.

Обычно поступали наоборот: сперва создавали одноместный истребитель, а потом, на его базе, - двухместный "летающий тренажер" с дополнительной кабиной летчика-инструктора. И поначалу у нас тоже пошли по этому пути. Для подготовки пилотов истребителей И-26 (впоследствии - Як-1), в марте 1941 года было принято решение о создании учебной "спарки" УТИ-26, в дальнейшем переименованной в Як-7УТИ (УТИ - учебно-тренировочный истребитель).

Помимо второй кабины с дублирующим комплектом органов управления и отсутствия мотор-пушки он отличался от Як-1 упрощенными и одновременно - усиленными опорами шасси, предназначенными для страховки от поломок при грубых посадках неопытных курсантов.

Массовое производство Як-7УТИ планировалось развернуть на московском авиазаводе №301, который после начала войны был эвакуирован в Новосибирск и объединен с местным 153-м заводом. Туда же переехало и производство "спарок" вместе со всем оборудованием для их выпуска.

Однако вскоре выяснилось, что из-за огромных потерь авиатехники в первые месяцы войны ВВС РККА остро нуждаются не в учебных, а в боевых самолетах. И Як-7УТИ решили переделать обратно в чисто боевую машину. Оборудование задней кабины инструктора демонтировали (но сама кабина осталась!), мотор-пушку - вернули, и в таком виде самолет в декабре 1941 года запустили в серию под обозначением Як-7А, построив 277 экземпляров.

Одновременно с налаживанием серийного производства шла работа по усовершенствованию машины. Ее вооружение было значительно усилено путем замены двух синхронных пулеметов ШКАС крупнокалиберными пулеметами БС. Ставшее ненужным остекление задней кабины инструктора зашили фанерой, а главное - мотор М-105ПА мощностью 1050 л.с. заменили форсированным М-105ПФ, развивавшим 1180 л.с. Новая модификация получила обозначение Як-7Б

Благодаря новому мотору слегка повысилась скорость и скороподъемность, однако, до характеристик "Мессершмитта" Bf-109F - основного истребителя Люфтваффе на советско-германском фронте в 1942 году - самолет все равно не дотягивал. Но у советских летчиков не было выбора, приходилось воевать на том, что есть, невзирая на потери.

Як-7Б прошел боевое крещение в августе 1942-го на Сталинградском фронте, а пик его боевого применения наступил в 1943-м. В Курской битве принимали участие несколько истребительных авиадивизий (ИАД), в состав которых входили авиаполки на Як-7Б, а 234-я ИАД была целиком вооружена этими машинами. Но в дальнейшем, в связи с поступлением на фронт новых, более совершенных истребителей - Як-9 и Ла-5, а затем - Ла-7 и Як-3, процент "яков седьмых" начал снижаться.

К концу войны на советско-германском фронте Як-7Б почти не осталось. Их массовому списанию способствовало не только моральное устаревание, но и смешанная конструкция этих истребителей с преобладанием древесины, которая не выдерживала длительной эксплуатации, особенно - в условиях безангарного хранения. На Як-7, выпущенном два-три года назад, летать становилось опасно.

Однако последние машины этого типа еще успели принять участие в короткой советско-японской войне 1945 года на Дальнем Востоке. К сожалению, до наших дней ни один Як-7Б не дожил, хотя бы, в виде музейного экспоната.

На заставке - линейка новеньких, только что вышедших из сборочного цеха Як-7Б на испытательном аэродроме Новосибирского авиазавода.



Компоновочная схема Як-7А.



Шеренга Як-7Б, построенных на средства, собранные комсомольцами Сибири.



Як-7Б "Латвийский стрелок".



Як-7Б 21-го авиаполка ВВС Балтийского флота.


Сверху вниз:
Як-7Б из неустановленной авиачасти в серо-зеленом камуфляже с белой идентификационной полосой.
Як-7Б капитана Тарасова из 812-го ИАП, декабрь 1942 г. На борту - отметки 20 воздушных побед.
Як-7Б капитана Выдригана из 31-го гвардейского ИАП, лето 1943 года.

ВВС, СССР, авиация, История, Великая Отечественная

Previous post Next post
Up