Любой человек, интересующийся историей советской и мировой авиации, знает, что ровно 85 лет назад, в такой же, как сегодня, солнечный и снежный зимний день - 15 декабря 1938 года, в первом испытательном полете на первом прототипе нового истребителя И-180 потерпел катастрофу и погиб наиболее известный и самый популярный советский летчик довоенной эпохи, символ сталинской авиации Валерий Павлович Чкалов.
Об этой катастрофе много спорили и продолжают спорить в постсоветский период, делая акцент либо на многочисленных странностях и нестыковках в ее описаниях, либо - на том, что она в тогдашних условиях была вполне естественным и даже закономерным явлением.
Но есть один момент, который в этих спорах не фигурировал, однако, на мой взгляд, именно он вызывает наибольшее изумление. До сих пор не найдено ни одной фотографии и ни одного чертежа самолета, на котором погиб (или якобы погиб) Чкалов. Есть только предварительная и очень условная эскизная схема, нарисованная в начале 1938 года. Между тем, хорошо известно, что любой опытный самолет в обязательном порядке детально фотографировали на заводе во время постройки, а затем - в готовом виде. Эти фотографии хранятся в архивах, но по "убийце Чкалова" их нет ни одной!
Также нет ни одного фото с места катастрофы, хотя они, опять же, обязательно должны присутствовать в Аварийном акте. Многие историки авиации, например, Михаил Маслов и Владимир Иванов, долго пытались их найти, а заодно и сам акт, но безуспешно. Нет ни того, ни другого. При этом чертежи и фотографии второго, третьего и дальнейших прототипов И-180, построенных уже после гибели Чкалова, имеются в изобилии.
Если бы я был конспирологом, то, возможно, я задал бы вопрос: а был ли мальчик?! Быть может, Чкалова просто "убрали", так как он стал неудобен (много пил, вел себя непредсказуемо, мог сболтнуть лишнее), списав это на мнимую катастрофу никогда не существовавшей машины? Да и вообще, мертвые народные герои для тоталитарных режимов всегда выгоднее живых, так как они уж точно не преподнесут никаких "сюрпризов".
Кроме того, нельзя исключать и версию самоубийства, выданного за авиакатастрофу, поскольку режиму ни в коем случае нельзя было допустить огласки того, что всеобщий любимец советского народа и символ его великих свершений вдруг решил свести счеты с жизнью. Это же не какой-то там декадент Есенин или "попутчик" Маяковский.
В пользу версии, что катастрофа была постановкой (либо ее вообще не было) говорит то, что сразу после смерти Чкалова были арестован директор авиазавода №156, начальник Летно-испытательной станции, начальник 1-го (авиационного) управления Наркомата оборонной промышленности, а также - десятки других работников, имевших какое-либо отношение к программе создания И-180.
Почти все они были расстреляны или умерли в ГУЛАГе, а с ведущим инженером проекта И-180 М. Лазаревым случилась еще более любопытная история: уже через день после смерти Чкалова он при невыясненных обстоятельствах оказался под колесами электрички.
Разумеется, я не предлагаю вам поверить в приведенную конспирологическую гипотезу, да я и сам в нее, честно говоря, не очень-то верю, поскольку даже на фоне советских чудес и фантасмагорий она выглядит чересчур гротескно. А впрочем, как знать, как знать? В нашей стране с непредсказуемым прошлым могло быть всё, что угодно.
Во второй половине 1930-х годов Чкалов в СССР был одной из главных культовых фигур, неимоверно "раскрученных" пропагандой. Из тех, кто еще не лежали пеплом в нишах кремлевской стены, он уступал по популярности, пожалуй, только Сталину, Буденному и Ворошилову.
Фрагмент эскизного чертежа первого прототипа И-180 - единственное сохранившееся изображение этой машины, причем - сделанное тогда, когда самой машины еще не существовало.
А вот эту фотку, гуляющую по рунету, постоянно выдают за снимок с места гибели Чкалова. Однако она не имеет никакого отношения ни к этому происшествию, ни к И-180. Это обычный серийный "ишак", на котором Чкалов потерпел аварию (но выжил) еще в октябре 1937 года.