Ровно 95 лет назад, 14 декабря 1928 года, из Буэнос-Айреса в Австралию отплыл датский пятимачтовый транспортно-учебный барк "Копенгаген" - крупнейшее парусное судно в мире, на тот момент, имевшее длину 132 метра, водоизмещение (без груза) 3965 тонн и площадь парусов - более 4600 квадратных метров. Судно шло порожняком, чтобы в Австралии загрузить в трюмы пшеницу и доставить ее в Европу.
Но на "зеленый континент" корабль так и не прибыл. 21 января он отправил последнюю радиограмму, сообщив, что "всё хорошо", и бесследно исчез. Через несколько дней началась масштабная поисково-спасательная операция. Поиски с участием десятков кораблей и самолетов продолжались несколько месяцев, но закончились безрезультатно. Никаких следов "Копенгагена" и его команды, состоявшей из 26 профессиональных моряков и 45 курсантов морского училища, так и не было найдено.
Надо заметить, что "Копенганен" считался новым кораблем, построенным в Англии в 1921 году. Страховое агентство "Ллойд" присвоило ему высшую категорию надежности. Судно имело целый ряд технических новинок, в частности, помимо парусной оснастки, на нем был установлен дизель с гребным винтом и большим запасом топлива, способный обеспечивать движение в штиль в течение 75 суток.
Подъем и спуск парусов осуществлялся не вручную, а электролебедками. Это обусловило относительно небольшую численность команды. Для привода лебедок имелся отдельный двигатель с генератором. Он же обслуживал насосы для откачки воды и обеспечивал электроосвещение. Разумеется, корабль был оснащен двумя радиостанциями - основной и резервной, но сигнал "SOS" он, почему-то, так и не подал.
Исчезновение "Копенгагена" до сих пор остается одной из мрачных загадок морской истории. О ее причинах можно только гадать. Среди версий называют внезапно налетевший шторм, столкновение с айсбергом или с неотмеченным на картах подводным рифом, и даже совсем экзотичные гипотезы, вроде нападения пиратов или внезапного помешательства команды.
Кстати, исчезновение "Копенгагена" вызвало всплеск мифов о "летучем голландце". В течение двух лет после исчезновения барка чилийские, аргентинские и мексиканские моряки неоднократно рассказывали, что видели проплывавший мимо них в ночной тьме огромный пятимачтовый корабль-призрак с порванными парусами и погашенными огнями. Но никому из них не пришло в голову попытаться высадиться на "корабле мертвецов".
Постепенно эти рассказы сошли на-нет, а в 1930 году датское правительство и агентство "Ллойд" официально заявили о том, что "Копенгаген" признан погибшим вместе с командой без указания причин. Таким образом, даже во второй четверти ХХ века, когда морские путешествия, казалось бы, давно стали рутиной, мировой океан продолжал преподносить людям суровые сюрпризы.
"Копенгаген" на полном парусном ходу, картина датского художника-мариниста Педара Педерсена.
Барк с частичной парусной оснасткой.
Корабль у причала со свернутыми парусами.
Масштабная модель "Копенгагена" в датском морском музее.