Кипяченый бензобак

Jan 06, 2023 22:15



Вверху - еще один уникальный двигатель для так и не построенного дирижабля из коллекции моторного отдела Монинского музея. Эта конструкция гораздо более оригинальна, чем классический паровой двигатель Иона, причем ее оригинальность граничит с безумием.

Всем известен принцип работы паровой машины - давление пара в цилиндре двигает поршень, который через кривошипно-шатунный механизм приводит в движение рабочее колесо. А что если пар в цилиндре еще и поджечь?! Тогда КПД и мощность машины значительно возрастут. Разумеется, при этом двигатель должен работать не на воде, а на легко испаряемой горючей жидкости в смеси с воздухом.

Очевидно, так думал работавший в России в конце XIX века сербский изобретатель Огнеслав Костович, когда разрабатывал свою силовую установку. Обычно мотор Костовича, работавший на бензине, называют двигателем внутреннего сгорания, однако, от классического ДВС его отличало то, что топливный бак в нем подогревался как котел паровой машины (Костович называл его "газовым аппаратом").

Благодаря этому бензин интенсивно испарялся, а его пары по трубам поступали в "запально-клапанные коробки", которые одновременно являлись карбюраторами и камерами сгорания. Там они смешивались с воздухом и воспламенялись электрозапалами. "Коробки" располагались между четырьмя парами горизонтальных оппозитных цилиндров, сделанных из бронзы. Это краткое описание взято из "Привилегии" (патента) полученной Костовичем 4 ноября 1892 года.

К сожалению, отчетов об испытаниях двигателя не сохранилось. Нет информации ни о времени его работы, ни о расходе топлива, ни о количестве оборотов в минуту, а максимальная мощность в разных источниках очень сильно варьируется - от 50 до 100 лошадиных сил, что выглядит довольно подозрительно. Честно говоря, у меня есть большие сомнения в том, что он вообще мог нормально работать.

В любом случае понятно, что эта диковинная машина из-за своей конструкции (нагреваемый бензобак) и принципа действия была очень пожароопасной, а потому вряд ли могла найти практическое применение. По некоторым данным, в 1890-е годы Костович предлагал свои двигатели в качестве стационарных силовых установок для промышленных предприятий, но не нашел ни одного покупателя.

Тем не менее, его машина интересна как уникальный артефакт переходного периода между эпохами стимпанка и дизельпанка.
Надо сказать спасибо работникам Монинского музея за то, что этот агрегат сохранен до наших дней, причем в хорошем состоянии, хотя и без некоторых утраченных деталей, таких как "газовый аппарат" с системой подогрева, масленки, радиатор и элементы электрооборудования.

Кинематическая схема двигателя Костовича с крупными качающимися коромыслами выглядит весьма архаично даже для тех времен и напоминает ранние паровые машины Джеймса Уатта. Двухступенчатая цепная передача от коленчатого вала предназначена для приведения в действие впускных и выпускных клапанов.



Еще один снимок двигателя Костовича, сделанный в те времена, когда он был в полной комплектации. Предназначение металлических емкостей с трубками, которые видны слева, не совсем понятно. Возможно, это и есть "газовый аппарат".

Также обратите внимание, что, помимо большого колеса с тонкими "велосипедными" спицами, с противоположной стороны установлен еще один, гораздо более массивный маховик. Очевидно, у изобретателя возникли проблемы с обеспечением равномерности работы мотора, заставившие его установить второе маховое колесо. Также обращает на себя внимание размещенный справа центробежный вентилятор, возможно, предназначенный для наддува воздушных баллонетов дирижабля.



Центральная часть двигателя Костовича крупным планом. Хорошо видны соединяющие цилиндры "запально-клапанные коробки".



Огнеслав Костович со своим двигателем.

воздухоплавание, авиация, История, стимпанк, техника, Россия, дизельпанк, экзотика

Previous post Next post
Up