Черви падали с небес

Apr 18, 2021 03:39



Ровно 60 лет назад, 18 апреля 1961 года, обычно тихие и безлюдные пляжи кубинского залива Кочинос тряслись от адского грохота. Тяжелые залпы гаубиц и танковых орудий смешивались в оглушительную какофонию с взрывами бомб, ракет и минометных мин, треском пулеметов и лаем скорострельных зениток. А в небе сплетались пулеметныме трассы, белые шлейфы ракет и широкие ленты черного дыма, тянувшиеся за сбитыми самолетами.

В тот день наступил кульминационный момент сражения за плацдармы Плайя Хирон и Плайя Ларга, где накануне высадились батальоны кубинских эмигрантов и завербованных ЦРУ наемников, намеревавшиеся свергнуть революционный режим Фиделя Кастро. Себя они называли "Штурмовой бригадой № 2506", а кастровцы дали им презрительную кличку гусанос, то есть, черви.

Сойдя на берег ранним утром 17 апреля, гусанос почти сразу встретили яростный отпор, а на следующий день кубинская армия, подтянув резервы, перешла в контрнаступление и в 24-часовом бою разгромила противника. К вечеру 19 апреля "Штурмовая бригада" была окружена, отрезана от моря и вскоре капитулировала. Из 1474 десантников 118 погибли или пропали без вести, 1202 сдались в плен и лишь очень немногим удалось спастись. Кубинская армия и народная милиция потеряли 176 человек убитыми и около 500 ранеными.

Яростная битва на побережье сопровождалось не менее ожесточенными воздушными схватками. Точнее, сражение за кубинское небо разгорелось еще до начала десантной операции. "Бригаде №2506" была придан воздушный компонент, состоявший из 24-х предоставленных ЦРУ двухмоторных боевых самолетов А-26 "Инвэйдер". Этот авиаотряд, который базировался во Флориде, получил название Fuerza Aerea Libertada - "Освободительные воздушные силы", сокращенно - FAL. Кубинские ВВС тогда носили название Fuerza Aerea Revolucionaria - FAR.

"Инвэйдеры" FAL имели достаточно мощное наступательное вооружение - по восемь крупнокалиберных пулеметов и по две тонны бомб, а некоторые машины дополнительно несли ракетные подвески. Однако с защитным вооружением дела обстояли гораздо хуже. ЦРУ не удалось быстро навербовать достаточное число авантюристов с летной и стрелковой подготовкой для формирования полноценных экипажей.

Поэтому на "Инвэйдерах" не было воздушных стрелков и они не могли самостоятельно обороняться от перехватчиков. А истребителей сопровождения для FAL американцы почему-то не дали. Вероятно, те, кто планировали и готовили операцию, оптимистично считали, что кастровские ВВС слишком слабы не смогут оказать сопротивления.

В США знали, что FAR, вооруженные старой американской и английской техникой, страдают от изношенности самолетов и нехватки запчастей, так как после революции США и Великобритания прекратили все военные поставки на Кубу. Тем не менее, в ЦРУ решили подстраховаться и дали приказ FAL нанести за несколько дней до вторжения серию авиаударов по кубинским аэродромам, чтобы уничтожить FAR на земле.

Военную акцию объединили с пропагандистской. Непосредственно перед налетами "Инвэйдеры" окрасили в черно-серебристые цвета кубинских ВВС и нанесли на них опознавательные знаки FAR. А в американские и мировые СМИ была вброшена дезинформация, будто кубинские военные летчики подняли восстание против "кровавого режима", захватили самолеты, разбомбили собственные авиабазы и улетели в США. С соответствующими заявлениями выступили проинструктированные "кураторами" испаноязычные пилоты FAL.

Рейд состоялся рано утром 15 апреля и имел весьма относительный успех. С одной стороны, ни один участвовавший в нем самолет не был сбит, и это укрепило уверенность "тихих американцев" в том, что кубинская ПВО - слаба и беспомощна. С другой же, несмотря на бодрые доклады участников налета, заявивших об уничтожении не менее 25 вражеских самолетов, реальные потери FAR оказались гораздо меньше - всего 10 уничтоженных или поврежденных машин, причем почти все они были не боевые, а связные или учебные. Кроме того, гусанос разбомбили три пассажирских "Дугласа" в гаванском аэропорту.

Однако начальство в Лэнгли поверило летчикам, придя к выводу, что кубинские ВВС ликвидированы, а значит, никакая опасность с воздуха "штурмовой бригаде" не угрожает. Между тем на Кубе налет расценили адекватно, поняв, что вторжение следует ожидать в ближайшее время. За оставшиеся два дня на кубинских аэродромах экстренно привели в боевую готовность все самолеты, способные подняться в воздух и нести оружие.

Таковых оказалось девять штук: два "Инвэйдера", четыре поршневых истребителя-бомбардировщика "Си-Фюри" и три учебно-боевых самолета T-33А, представлявших собой двухместную модификацию первого американского реактивного истребителя F-80 "Шутинг Стар". Т-33А вооружен двумя крупнокалиберными пулеметами и может использоваться в качестве эрзац-истребителя.

Кроме того, заметив, что гусанос летают на самолетах в окраске FAR, кубинцы за несколько часов перекрасили все свои боеспособные машины оливково-зеленой нитроэмалью, применявшейся для окраски военных автомобилей и бронетехники. Благодаря этому путаница в распознавании своих и чужих кубинским летчикам и зенитчикам больше не грозила. Летный состав FAR состоял из полутора десятков пилотов, веривших в идеалы революции и ненавидевших ее врагов. В предстоящих боях эта идейность сыграла важную роль.

Утром 17 апреля революционные ВВС получили первый боевой приказ: атаковать десантные корабли в заливе Кочинос. На задание отправился "Инвэйдер" и два "Фьюри". Воспользовавшись неожиданностью (десантникам объявили, что у Кастро нет авиации) пилот одного из "Фьюри" Энрике Каррерас Рохас сблизился с флотилией и с короткой дистанции дал ракетный залп по борту транспорта "Хьюстон".

Две ракеты взорвались у ватерлинии и сквозь пробоины в трюм хлынула вода. Заделать бреши не удалось и капитан под угрозой затопления приказал рулевому посадить судно на прибрежную отмель. Бомбардировщик и второй истребитель не добились прямых попаданий. Несмотря на запоздалый огонь зениток, тройка без потерь вернулась на базу.

Через два часа состоялся повторный налет, в котором участвовали уже три "Фьюри" и два "Инвэйдера". И снова Рохасу сопуствовал успех. Ему удалось всадить все шесть ракет в груженный боеприпасами транспорт "Рио-Эскондидо", который у всех на глазах взлетел на воздух. Помимо боеприпасов "Рио-Эскондидо" вез радиостанции поэтому его гибель оставила "Штурмовую бригаду" без связи. Пилот А-26 Лагас Морреро сумел поразить еще один транспорт, который загорелся и выбросился на берег.

Завершив атаку, самолеты развернулись на обратный курс, но тут им повстречалась группа серебристо-черных "Инвэйдеров" гусанос, также возвращавшихся с штурмовки. Незадолго до этого под удар FAL попала спешившая на фронт автоколонна школы народной милиции. Революционные летчики, не раздумывая, атаковали воздушного противника оставшимися боеприпасами.

Вновь отличился Рохас, сбивший бомбардировщик, а кроме него победы одержали Лагас Морреро и Луис Алфонсо Сильва, причем Морреро и Сильва сами летели на двухмоторных бомбардировщиках и это был их первый воздушный бой! Придя в себя, уцелевшие пилоты FAL вступили в схватку "по-истребительному". Двоим из них удалось взять в клещи и расстрелять "Си-Фьюри" Карлоса Ульсы. Самолет упал в джунгли, пилот погиб.

До конца дня кубинцы совершили еще один налет на эскадру вторжения, на этот раз - безуспешный. Самолет Луиса Альфонсо Сильвы получил прямое попадание снаряда корабельной зенитки и рухнул в воду. Из трех членов экипажа никто не выжил. Всего за первый день боев FAL потеряли в воздушных боях и от зенитного огня пять самолетов, а FAR - два. Таким образом, в составе революционных ВВС осталось всего семь машин, но они пока не выложили на стол свой главный козырь - реактивные Т-33А.

На заставке  - "Си-Фьюри" революционных воздушных сил над заливом Кочинос. На самолеты нанесены опознавательные кубинских ВВС старого образца.

Продолжение следует.



Один из "Инвэйдеров" FAL в аэропорту Майами. Самолет окрашен по стандарту кубинских ВВС и несет фальшивое обозначение FAR.



Еще один "Инвэйдер" гусанос с носовой кабиной штурмана и подкрыльевыми пулеметными контейнерами.



Пассажирский "Дуглас" DC-3 авиакомпании "Кубана", уничтоженный в Гаванском аэропорту при авианалете 15 апреля 1961 года.



Накануне высадки "Бригады №2506" в составе кубинских ВВС числились два истребителя "Мустанг" Р-51D, однако оба они получили повреждения при бомбардировке авиабазы Сан-Антонио и не смогли принять участие в боевых действиях. Одна их этих машин выставлена в военном музее Гаваны.



Кубинские зенитчики на гаванской набережной со счетверенной установкой пулеметов ДШК чехословацкого производства.



Горит взорванный транспорт "Рио-Эскондидо".


"Си-Фьюри" FAR в оливково-зеленой окраске с ракетами HVAR и подвесным топливным баком.
Под ним - "Инвэйдер" FAL, "загримированный" под FAR.

ВВС, СССР, спецслужбы, авиация, Латинская Америка, гражданская война, История

Previous post Next post
Up