Они сражались за Белград

Apr 07, 2021 02:21




Люди моего поколения наверняка хорошо помнят, как в 1999 году все напряженно следили за бомбардировками Белграда и других городов Сербии авиацией НАТО. Однако не все знают, что ровно 80 лет назад, с 6 апреля 1941 года, столица тогда еще единой Югославии подверглась гораздо более жестоким авиаударам гитлеровских ВВС. Но тогда югославские летчики сумели дать агрессорам серьезный отпор и нанести им ощутимые потери.

Первый массированный авиаудар был нанесен в 6.30 утра одновременно с началом вторжения Вермахта в Югославию. Целью было разрушение государственной инфраструктуры, парализация работы центральных органов власти, уничтожение узлов связи, а также - создание паники среди населения. В налете принимали участие 74 пикировщика "Юнкерс" Ju-87B и 160 двухмоторных бомбардировщиков "Хейнкель" Не-111 и "Дорнье" Do-17Z в сопровождении 86 истребителей "Мессершмитт" Bf-109 и Bf-110.

За противовоздушную оборону Белграда отвечала 32-я авиагруппа, состоявшая из 27 истребителей Bf-109. Да, югославы до войны закупили в Германии 100 "Мессершмитов", из которых они успели получить 73 штуки. Таким образом, в небе Белграда сошлись в воздушном бою "мессеры" с черными немецкими и белыми югославскими крестами на крыльях. Кроме того, на аэродроме Земун, неподалеку от Белграда, базировалась 51-я авиагруппа, которая тоже приняла участие в отражении налета. В ней насчитывалось 10 "мессершмитов" и шесть югославских истребителей "Икарус" Ик-3.

С учетом этой авиагруппы 234-м немецким бомбардировщикам и 86 истребителям югославы смогли противопоставить всего 43 своих истребителя. Их пилоты дрались насмерть, но их было слишком мало, чтобы отразить налет. В 10 часов утра по Белграду вновь нанесли удар пикировщики - 57 "Юнкерсов" под прикрытием 30 "Мессершмиттов". В 14 часов над городом снова появились "двухмоторники" - 94 "Хейнкеля" и "Дорнье" в сопровождении 60 "мессеров". Последнюю атаку немцы произвели в 16.00. В ней принимали участие 90 пикирующих бомбардировщиков и 60 истребителей.

В общем итоге, с учетом повторных вылетов, в течение дня город бомбили 475 германских бомбардировщиков, а их прикрывали 236 истребителй. На отражение каждого налета взлетали югославские перехватчики, совершившие за день 140 боевых вылетов. Но с каждым разом их становилось все меньше. Перед последним боем в воздух смогли подняться только 13 машин, остальные погибли, либо были серьезно повреждены.

Немцы сбросили на город 360 тонн бомб, разрушив 714 зданий, в том числе - королевский дворец, дом правительства, министерство армии и флота, здание генштаба, военную академию, центральный телеграф, городскую радиостанцию, а также - три моста через реки Сава и Дунай. Сгорел национальный архив с десятками тысяч уникальных средневековых рукописей. Был выведен из строя городской водопровод и система подачи электроэнергии. Погибло более двух тысяч белградцев, точное число жертв неизвестно, так как множество тел осталось под завалами.

Но за это гитлеровцам пришлось заплатить. По их собственным данным, в четырех воздушных боях на подступах к Белграду и непосредственно над городом было сбито два бомбардировщика Do-17Z, четыре пикирующих бомбардировщика, четыре двухмоторных истребителя Bf-110 и два одномоторных Bf-109. Еще один поврежденный Bf-110 разбился при посадке. Таким образом, по итогам дня Люфтваффе списали в расход 13 машин. Югославы потеряли безвозвратно 8 (по другим данным - 10) истребителей, а еще 13 (по другим данным - 15) было повреждено, но часть из них удалось восстановить.

Седьмого, одиннадцатого и двенадцатого апреля немцы снова бомбили столицу Югославии но уже гораздо меньшими силами, чем в первый день войны. При отражении этих налетов югославы потеряли еще восемь истребителей и четырех пилотов, немецкие потери - неизвестны.

Ну и в качестве эпилога: 9 мая 1945 года командующий 4-м Воздушным флотом Люфтваффе генерал-полковник Александр Лёр, который спланировал и организовал бомбардировки Белграда, был захвачен в плен словенскими партизанами, бежал, но 13 мая был пойман снова, приговорен югославским военным судом к смертной казни и повешен.

Далее - немецкие самолеты, участвовавшие в бомбардировках Белграда, и югославские машины, давшие им отпор.



Бомбардировщик Do-17Z.



Пикирующий бомбардировщик Ju-87.



Истребители Bf-109 E3 и Bf-109 E7.



Югославские машины: Bf-109E-1, два "Икаруса" Ик-3 и "Харрикейн" Mk.1. "Харрикейны" не входили в состав ПВО Белграда, но несколько таких машин с аэродрома Баня-Лука перехватили группу немецких пикировщиков на отходе от цели и, по докладам пилотов, сбили один Ju-87.



Группа югославских летчиков-истребителей на фоне "Икаруса". Не правда ли, эта машина похожа на Як-1?



Фотоснимок, сделанный из кабины немецкого самолета в момент бомбардировки моста через Дунай.



Разрушенный королевский дворец в Белграде.



Место падения еще одной бомбы.



Рухнувший купол королевского дворца и старинная улочка в центре Белграда, превращенная в руины.

Балканы, Германия, ВВС, авиация, История, Вторая мировая

Previous post Next post
Up