Французское коварство

Mar 25, 2021 15:15



Ровно 670 лет назад, 25 марта 1351 года, в Бретани, которая тогда еще не была провинцией Франции, возле замка Плоэрмель состоялась, пожалуй, самая массовая дуэль в многовековой истории этого благородного вида спорта. 30 франко-бретонских рыцарей и оруженосцев дрались с тридцатью английскими рыцарями и оруженосцами. О том, что это была именно дуэль, а не просто боевая стычка, говорит тот факт, что французы послали англичанам вызов на поединок, условия которого были специально оговорены.

В соответствии с договоренностью, каждая сторона должна была выставить одинаковое количество участников, драться им надлежало пешими и до тех пор, пока одна из сторон не будет полностью выведена из строя или не признает себя побежденной. Добивать раненых, неспособных продолжать бой, запрещалось. На поединке должны были присутствовать лекари для оказания помощи пострадавшим.

В общем, типичный спортивный турнир, но с реальной возможностью совсем потерять голову. Драться разрешалось любым оружием по выбору. Большинство предпочло мечи, топоры и копья, но некоторые выбрали длинные ножи или боевые молоты.

Любопытно, что в год поединка в Европе бушевала вспыхнувшая в 1349 году эпидемия "великой чумы", она же "черная смерть", от которой народ вымирал миллионами. Однако французским и английским аристократам, очевидно, это показалось недостаточным, и они нашли для себя дополнительную возможность "благородно" сыграть в ящик. Впрочем, возможно, именно чума стала одним из побудительных мотивов к поединку, если рыцари решили предпочесть почетную гибель в бою смерти от чумных бубонов.

О поединке заранее узнали местные жители, которые, разумеется, не упустили возможности понаблюдать за бесплатным интересным зрелищем. Вокруг поля, где проходило побоище, собралась большая толпа, которая подзуживала участников и делала ставки.

Долгое время схватка шла на равных, многие бойцы с обеих сторон получили ранения, но никто не хотел уступать. Примерно через час поединщики выбились из сил и сделали часовой перерыв, а потом, отдохнув и подкрепившись, снова принялись за дело. В конце концов, англичане постепенно начали брать верх. Французы потеряли пять человек убитыми и несколько - тяжелоранеными, а англичан погибло только двое.

Чтобы переломить ситуацию один из французских оруженосцев по имени Гийом де Монтабан совершил весьма неспортивный поступок. Он убежал из схватки, вскочил на коня и на полном скаку врезался в строй англичан, сбив с ног семерых бойцов. Воспользовавшись замешательством, остальные французы бросились на врага и одержали победу. В итоге погибли девять англичан, включая их предводителя сэра Джона Бембро, не менее десятка получили тяжелые увечья, а остальные сдались. У французов было убито шестеро, количество раненых - неизвестно.

Англичане, конечно, очень возмущались бесчестным поступком де Монтабана, но, как известно, победителей не судят. Удовлетворившись победой, французы решили более не подличать и отпустили всех пленных на свободу без выкупа. С тех пор они очень гордились этим успехом, предпочитая не вспоминать, благодаря чему он был достигнут. Наполеон в 1811 году, к 460-й годовщине дуэли, даже хотел установить в ее честь величественный памятник, но что-то его отвлекло и монумент так и не появился.

На заставке - турнир у Плоэрмеля на картине художника XIX века Октава Пенгуилли ле Харидона. На ней сложно понять - где англичане, а где - французы.



То же событие на гораздо более ранней книжной миниатюре, нарисованной французским художником Пьером ле Бодом в 1480 году. Любопытно, что на ней поединщики носят нечто вроде униформы - на англичанах видны полосы белой ткани с красными крестами, а на французах - с черными.

Возможно, это фантазия художника, так как в дошедших до наших времен летописных источниках об этом ничего не сказано. С другой стороны введение подобных "опознавательных знаков" вполне логично, так как обе стороны использовали схожие доспехи и шлемы, а в плотной рукопашной схватке легко ошибиться и атаковать своего.

Кстати, обратите внимание, что в левом нижнем углу изображен Гийом де Монтабан, готовящийся вскочить на коня, по размерам более похожего на пони. Но это уже из серии "художник так видит".

армия, Англия, спорт, Франция, средневековье

Previous post Next post
Up