Ровно 75 лет назад, в начале марта 1946 года, впервые поднялся в воздух первый американский реактивный истребитель-бомбардировщик Рипаблик F-84 "Тандерджет". Позже он стал первым в мире реактивным самолетом, оснащенным системой дозаправки в воздухе, и первым легким одноместным самолетом, приспособленным для применения ядерного оружия.
"Тандерджет" был спроектирован Александром (Сандро) Картвели - бывшим подданным Российской Империи, а впоследствии - политэмигрантом и одним из наиболее успешных американских авиаконструкторов середины ХХ века. Через четыре года после начала испытаний его "Тандерджеты" вступили в бой с советскими истребителями в небе Кореи.
F-84 был весьма удачной машиной, он развивал скорость 1000 км/ч и в стандартной конфигурации (с двумя топливными баками на концах крыла) мог доставить две тонны боевой нагрузки на дальность более 1000 километров. Для ведения воздушного боя у него имелись шесть крупнокалиберных пулеметов.
В Корее "Тандерджеты" совершили 86 408 боевых вылетов, сбросив 55 тысяч тонн бомб и шесть тысяч тонн напалма. Боевые потери составляли 249 самолетов (64 - в воздушных боях, остальные - от огня зенитной артиллерии). Таким образом, одна потеря приходилась на 347 боевых вылетов - весьма достойный показатель. По американским оценкам, более половины всех наземных целей, уничтоженных ВВС США в ходе Корейской войны, были поражены "Тандерджетами"
Правда, в воздушных боях F-84 проявил себя гораздо хуже. Согласно американским данным, "Тандерджетам" удалось сбить всего восемь советских МиГ-15 и один корейский Як-9. При этом советскими данными подтверждаются лишь три победы над "Мигами", таким образом, соотношение потерь и побед - 16:1. Впрочем, это неудивительно, поскольку "Тандерджет" с его прямым крылом был самолетом более раннего поколения, чем МиГ-15. К тому же, "Миги", как правло, атаковали машины, груженные бомбами и ракетами.
"Тандерджет" стал самым массовым истребителем-бомбардировщиком на раннем этапе развития реактивной авиации. Всего было построено 4480 таких самолетов в пяти модификациях. Значительное их число ушло на экспорт. В частности, 489 машин приобрела Турция, 335 - Франция, 256 - Италия, 240 - Дания, 234 - Греция, 231 - Югославия, 213 - Бельгия, 200 - Норвегия и 125 - Португалия. Дольше всего прослужили португальские "Тандерджеты". Еще в начале 1970-х годов они применялись в Африке против ангольских и мозамбикских повстанцев.
Первый прототип "Тандерджета" в испытательном полете.
"Тандерджеты" различных скуадронов ВВС США и греческая машина. Еще в конце Второй мировой войны американцы отказались от камуфлирования боевых самолетов с металлической обшивкой и с тех пор американские летчики соревновались друг с другом в яркости раскрасок своих боевых машин. Советские самолеты 1950-х годов, на которых запрещалось рисовать что-либо, кроме бортового номера, выглядели гораздо скромнее.
В качестве ракетоносца "Тандерджет" мог нести до 32 неуправляемых ракет HVAR калибра 127 миллиметров. Но обычно их брали по 20, а на концах крыла крепили дополнительные топливные баки.
Подготовка "Тандерджета" к боевому вылету в Корее. Под самолет подвешивают 1000-фунтовые (454 кг) бомбы.
"Тандерджеты" в полете без боевой нагрузки.
Один из сохранившихся до наших дней летных экземпляров.
Еще один F-84, сохраненный в авиамузее.