Сегодня у нас славный юбилей российского флота. Ровно 300 лет назад, 27 июля 1720 года (по старому стилю) состоялось последнее крупное морское сражение Великой Северной войны. Русская гребная флотилия под командованием князя Михаила Голицына, состоящая из 61 галеры, у островка Гренгам вступила в бой с шведской эскадрой адмирала Шёблада в составе линкора, четырех фрегатов, трех галер, и шести более мелких парусно-гребных судов.
Русским удалось завлечь часть вражеской эскадры на мелководье, где все четыре шведских фрегата напоролись на мель, а потом были взяты на абордаж и захвачены. Увидев это, Шёблад с остальными кораблями бежал. Шведы, помимо четырех фрегатов, на которых стояли 104 орудия, потеряли 103 человека убитыми и 407 - пленными, в том числе 37 офицеров. Наши потери - 82 убитых и 236 раненых.
Захваченные фрегаты "Стор-Феникс", "Венкер", "Кискин" и "Данск-Эрн" были сняты с грунта, через несколько дней приведены в Санкт-Петербург и под гром салюта торжественно продефилировали по Неве.
Интересно, что Гренгамское сражение произошло ровно через 6 лет после столь же победоносной для нашего флота битвы при Гангуте, о которой
я уже писал. И не менее любопытно, что шведские историки описывают Гренгам столь же фантастически лживо, как и Гангут. По их утверждениям, шведам якобы удалось в этом бою сжечь и утопить аж 43 русские галеры! Более того,
шведская "википедия", как говорится, на голубом глазу заявляет, что все захваченные русскими фрегаты находились "в плохом состоянии и были неадекватно оборудованы", а потому с шведской стороны, как бы, вообще не было никаких материальных потерь.
На самом деле, согласно отчету Голицына, серьезные повреждения при Гренгаме получила всего одна русская галера "Весфиш", которую после боя пришлось сжечь, предварительно сняв с нее пушки и прочие ценные вещи, так как она могла не выдержать обратного перехода в Кронштадт, если на море разразится шторм. Все остальные корабли благополучно вернулись в порт. Разумеется, я знаю, что на любой войне принято беспардонно врать и заниматься приписками, но даже на этом фоне шведская военная историография представляет собой нечто запредельное.
А самое забавное - то, что наглость шведских лжецов с годами прогрессирует. В изданной в 1942 году
книге Эльмера Тегенгрена написано, что русский флот якобы потерял в Гренгамском сражении 1100 человек убитыми и утонувшими, то есть, наши наши потери были завышены более чем в 13 раз. Но его коллега и достойный последователь Магнус Ульман в своей
книге, изданной совсем недавно, уже в 2006 году, непонятно на каком основании задирает эту цифру до двух тысяч, доводя таким образом размер приписок до 24-кратного!
При этом российские архивные данные шведских авторов абсолютно не интересуют. В общем, в заочном мировом рейтинге военно-исторической брехни шведам, пожалуй, можно присудить почетное первое место. С ними в этом деле могли соперничать, разве что, древнеегипетские придворные летописцы, писавшие о своих хозяевах нечто вроде такого: "Наш божественный фараон Ахренотеп Шестнадцатый, сын Осириса, в сражении при Далгурском оазисе лично застрелил из лука 20 тысяч нубийцев и еще 25 тысяч пронзил своим огромным копьем". Но это, все-таки, было очень давно.
На заставке - картина Фердинанда Перро "Сражение при Гренгаме". Внизу - гравюра XVIII века, изображающая торжественный проход русских галер и трофейных шведских фрегатов вдоль набережной Санктъ-Питербурха.