Первый советский лайнер

Jul 26, 2020 19:05



Ровно 95 лет назад, 26 июля 1925 года под управлением летчика-испытателя Станислава Косинского впервые поднялся в воздух пятиместный пассажирский самолет К-1, спроектированный талантливым авиаконструктором К.А. Калининым и построенный на Харьковском авиационном заводе (ХАЗ). Он успешно прошел испытания и в декабре того же года был передан в авиакомпанию "Добролет". В 1926 году завод получил заказ на пять серийных экземпляров машины, однако, впоследствии его отменили, поскольку "Добролет" предпочел купить иностранную технику.

Но в 1928 году советское правительство перестало выделять валюту на импорт пассажирских самолетов, благодаря чему очередная разработка Калинина - самолет К-4, сделанный на базе К-1, все же была запущена в производство на ХАЗе, став первым в России серийным авиалайнером. Всего было построено 39 таких машин в пассажирском и санитарном вариантах.

Таким образом, К-4 стал еще и первым российским медицинским самолетом специальной постройки, приспособленным для перевозки больных на носилках и сопровождающего медперсонала. В 1928 году эта модификация К-4 представляла СССР на международном авиасалоне в Берлине.

Между тем, К-1 успешно эксплуатировался в "Добролете" до начала 1930-х, пока его не списали по износу. Тогдашние самолеты с деревянным каркасом и полотняной обшивкой были гораздо менее долговечными, чем нынешние цельнометаллические машины, для которых 5-6 лет считается "детским" возрастом. К сказанному можно добавить, что в 1930-е годы Калинин разработал еще несколько весьма удачных конструкций, в том числе оригинальный бомбардировщик К-12, сделанный по схеме "летающее крыло", обеспечившей ему великолепные взлетно-посадочные характеристики.

Но в эпоху "большого террора" Константин Калинин, как и сотни тысяч других советских граждан, был объявлен "врагом народа" и убит. Он - далеко не единственный авиационный специалист, арестованный по лживому обвинению, в те времена, о которых сейчас лицемерно ностальгируют сталинисты. Однако из ведущих авиаконструкторов уничтожили только его, а остальных отправили в "шарашки".

Дело в том, что следователи НКВД, выбивавшие из Калинина "признание" в шпионаже, слегка перестарались и авиаконструктор от их излишнего усердия лишился рассудка. Когда стало ясно, что он невменяем и не годится для работы в тюремном КБ, его включили в очередной расстрельный список от 12 октября 1938 года. На этом списке стоят подписи Молотова, Жданова и размашистый сталинский росчерк красным карандашом. 22 октября Калинин был расстрелян в подвале воронежской тюрьмы и тайно захоронен в безымянной могиле, которая до сих пор не найдена.

В 1955 году, то есть еще до ХХ съезда КПСС, Калинин был посмертно реабилитирован за отсутствием состава преступления.



К.А. Калинин (справа) возле К-1, строящегося на ХАЗе.



Заправка топливом самолета К-1.





К-1 на испытаниях.



К-4 в полете.

транспорт, ВВС, терроризм, СССР, авиация, История

Previous post Next post
Up