В феврале блогеров
spbblog пригласили за кулисы Санкт-Петербургского государственного цирка. Историческое название "Цирк Чинизелли" отражает имя инициатора его постройки и первого владельца, Гаэтано Чинизелли.
Мы познакомились с одним из простых, но при этом самых трудных в исполнении цирковых номеров - подкидными досками. Акробаты под руководством заслуженного артиста России, Сергея Анатольевича Трушина, показали мастер-класс, а сам Сергей Анатольевич рассказал о цирковой жизни.
Сначала немного об истории легендарного цирка.
Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк на Фонтанке - первый каменный стационарный цирк России - открылся 26 декабря 1877 года. В то время, это был один из красивейших цирков Европы. Инициатором его постройки был итальянский подданный, глава большой цирковой семьи, артист цирка (наездник и дрессировщик лошадей), составивший себе громкое имя в Европе, - Гаэтано Чинизелли.
01.
Здание цирка является уникальным техническим сооружением, выполненным на основе передовой для того времени инженерной мысли. И очень красивым, с архитектурной точки зрения.
02.
Впервые в мире при возведении купола рекордного по тем временам пролета (49,7м) не были применены поддерживающие внутренние колонны, что создало необычный пространственный эффект. Принципиально новая сетчато-ребристая конструкция купола как гигантская опрокинутая чаша накрывает зал. Это новое техническое решение стало впоследствии широко применяться в строительстве подобных сооружений.
03.
Диаметр манежа 13 м, и этот стандарт был определен опытным путем в конце XIX века и существует до сих пор. Это связано с тем, что для конной акробатики требуется, чтобы спина бегущей лошади была всегда под одним углом к центру манежа. Этого можно добиться, только поддерживая чётко заданную скорость лошади при определённом диаметре манежа. Данное условие потребовало стандартизации всех манежей, на которых работали конные номера. К началу XX века все манежи для конных номеров имели одинаковый диаметр.
Но есть исключения. Например, Бартабас, французский режиссер и деятель цирка, использует другой диаметр. Его формат конных представлений выходит за рамки классического конного цирка.
04.
05.
Оформление зрительного зала было выполнено с роскошью. В его убранстве сочетались малиновый бархат, золото, зеркала. Ложи и места в партере были рассчитаны на 1500 человек, а общее наполнение зала, за счет вместительной галерки, доходило до 5000 зрителей.
С 1919 года здание цирка, перешедшего в ведение государства, претерпело множество переделок, которые привели к ряду архитектурных и эстетических утрат, как в его внешнем облике, так и в интерьере. А в результате капитальной реконструкции в 1959-1962 годах декор лицевого и боковых фасадов был уничтожен.
Во время недавней реставрации все интерьеры были восстановлены и сейчас цирк выглядит так, как его видели зрители XIX века.
06. Императорская ложа
07. Фойе цирка
Прогуливаясь по коридорам цирка, легко погрузится в атмосферу конца XIX века. На ретро афишах - знаменитые представления того времени. Во времена Чинизелли представления шли каждый день и каждый раз было что-то новое. Он приглашал самых известных артистов из разных стран мира.
08.
Ни одного сезона не прошло в цирке Чинизелли без постановки пышной по оформлению пантомимы - циркового спектакля, где можно было устроить красивую феерию, показать впечатляющую батальную сцену при участии пеших и конных войск.
09.
В этом спектакле, под названием «Четыре стихии», вода низвергалась в манеж каскадом, била фонтанами в разных местах арены. В манежном озере плавали олени, слоны и лошади со всадниками. Здесь же демонстрировались и всевозможные технические новшества.
10.
11.
12.
13.
Более подробно о истории цирка можно узнать в Музее циркового искусства. Он был открыт в 1928 году при Ленинградском (ныне Большом Санкт-Петербургском государственном) цирке. Инициатором его создания и первым директором был преподаватель сценического движения в театральной школе, один из основателей Театрального музея в Ленинграде - Василий Яковлевич Андреев.
Посещение музея возможно только по предварительной записи по номеру телефона: +7(812) 570-54-13.
А нам уже не терпится узнать, как живет современный цирк на Фонтанке, и какие чудеса он готовит зрителям. Отправляемся на манеж.
14.
15. Артисты готовятся к репетиции
16. Готовят оборудование
17. И разминаются сами
18.
19.
Пока артисты номера разминались Сергей Анатольевич, руководитель труппы, охотно рассказал нам особенностях цирковой жизни, о секретах акробатических номеров и еще много интересного.
20.
Наверняка каждый из вас видя в цирке акробатов восхищался их мастерством и чувством баланса. Поражало, как они легко и смело взмывают под самый купол ловко вставая на плечи своему партнеру, а бывало, что и на «человеческую» пирамиду или крутят невозможные сальто на ходулях. Но что же стоит за этой внешней легкостью исполнения? Прежде всего, бесконечные длительные тренировки.
При нас ребята готовились к номеру с подкидными досками. Особенность и сложность работы на этом оборудовании в необходимости поймать отход с доски. Т.е. сойти с доски в нужный момент, но при этом сработать немного на опережение. Если акробат задерживается на доске, его может подбить и это болезненно для ног. Правильный навык вырабатывается долгими тренировками. И когда он закрепляется, акробат может выполнять любые сложные элементы, которыми владеет. Причем на высоте некоторые элементы выполнить проще.
21.
В цирк приходят, как правило, из спорта. Кто-то приходит в возрасте 16 лет, кто-то в более осознанном возрасте решает посвятить себя нелегкому цирковому искусству.
22.
Сергей Анатольевич работает в цирке уже 41 год, а пришел как мастер спорта по спортивной акробатике. Он работал и Союзгосцирке, и в Росгосцирке, и последние три года работает в Большом Московском цирке на пр. Вернадского.
23.
24.
25.
26.
27. Любознательные блогеры)
Началась репетиция. В номере все артисты взаимосвязаны, и с уходом одного может развалится весь номер. Успех зависит от каждого артиста и совместной слаженной работы. Не время болеть и хандрить!
28.
29.
30.
31.
32.
33.
В этом году акробатическая труппа Сергея Трушина получила самую престижную цирковую награду статуэтку «Золотой клоун» на 41- ом Международном цирковом фестивале Монте-Карло. Они показали удивительное шоу в стиле Mad Max, представив сложные акробатические номера и заставив публику не раз затаить дыхание. А изюминкой представления стал уникальный трюк - 4 сальто -мортале на одной ходуле. Его выполнил акробат Артем Грицаенко, первый и пока единственный исполнитель трюка. Зрители смотрели в полной тишине.
Интересно, что дочь Сергея Анатольевича получила «Серебряного клоуна» на детском фестивале в Монте-Карло за свой номер с эквилибром во французском стиле.
34. Лучшие мужчины Большого Московского цирка!
Репетиция завершилась и нам предоставили возможность почувствовать себя Vip-персонами - посетить Императорскую ложу.
35.
36.
Посмотреть представление из императорской ложи может любой желающий при наличии свободных 6 000 рублей. А желающие находятся всегда :)
37.
38.
39.
40.
Зал притих в ожидании зрителей, а вечером здесь будет аншлаг. С 4 февраля показывают новую программу «ЦиркUS 2.0». Это новая версия циркового представления, где традиционные цирковые жанры объединяются с новейшими технологиями. Успевайте купить билеты!
41.
Я не считаю себя большим поклонником циркового искусства, но было очень интересно прикоснуться к легенде. Заглянуть за его кулисы и услышать из первых уст цирковые истории.
Благодарю пресс-службу цирка в лице Елены,
spbblog и лично
upsya за предоставленную возможность. Также благодарю любознательных блогеров
tvoy_agent ,
olegkolobov ,
olnik_y за компанию.
Всем добра!
42. До новых встреч, Цирк на Фонтанке!