В ожидании продолжения экскурсии мы немного пришли в себя от увиденного и услышанного во время
археологической части экскурсии. Мне было очень интересно узнать о Пазырыкской культуре, ведь раскопки проходили на моем родном Алтае.
Слегка ошарашенная группа блогеров Instagram, вернулась из художественных залов Эрмитажа. Что же страшного они рассмотрели в картинах старых мастеров? Об этом вскоре узнали и мы, от замечательного специалиста Ольги Георгиевны Махо.
Рыба с картины Бернардо Строцци "Исцеление Товита". Она выглядит устрашающе, но совершенно безопасна. Она уже мертва...
Сразу хочу сказать, что те самые "страхи и фобии" не лежат на поверхности художественного произведения, а скрыты за многочисленными, аллегорическими символами. И обычный зритель, бросив мимолетный взгляд на картину, воскликнет: "Ах! Как живая!" и продолжит осмотр. Так нужно ли каждому посетителю Эрмитажа вникать в тайный смысл экспонатов или достаточно порадовать взгляд внешней красотой? Этот вопрос не раз поднимался в ходе экскурсии, и в конце я выскажу свои мысли по этому поводу.
А пока мы в зале французского искусства XVIII века. Перед нами скульптура Вольтера работы Жан-Антуана Гудона (1781 г.)
01.
Мы видим немолодого, уставшего человека. Философ позировал автору, будучи уже старым и больным, и спустя короткое время после завершения работы ушел из жизни.
02.
Гудон изображает философа с большой долей правдивости и достоверности, не скрывая старческие особенности. Мы видим руки с деформированными суставами, обтянутыми истонченной старческой кожей, провалившийся рот, глубокие морщины, поредевшие волосы. На Вольтере объемная накидка, под которой кроется изможденное старческое тело.
03. Вольтер смотрит на Алексея, Алексей в задумчивости ...
04. Блогеры рассматривают скульптуру через объективы
А скульптура смотрит на них "живым", энергичным взглядом. Такого эффекта автор добился игрой света и тени, прорезав определенным образом углубление в мраморе. И выбрал позу так, что зрителю кажется, что это старческое тело еще полно внутренней жизни.
05.
06.
В зале видим натюрморт Франсуа Депорта, который относится к типу охотничьего. Здесь есть архитектурная деталь, которая создает некую раму в раме. Художники XVIII века говорили языком живости, конкретности и пластической убедительности. И эти убитые птицы и этот кролик, и совершенно живая кошка - все это написано с большой точностью, яркостью живостью.
07. Натюрморт с дичью и овощами от Франсуа Депорта (1743 г.)
В зале французского искусства рубежа XVII - XVIII вв. стоят часы. На первый взгляд, они изящные красивые, и не несут никакого тайного смысла. Нужно отметить, что часы в Эрмитаже преимущественно идут, символизируя продолжение жизни.
08.
09.
Под циферблатом три чудесных персонажа: изящные, элегантные, одеты в костюмы античной эпохи. Но что же они делают? А они прядут нить, нить жизни, и в определенный момент обрубают ее. Так в оформлении часов отражена тема конечности и предельности жизни...
10.
11.
Переходим в другой зал.
12.
13. А за окном пасмурно и сыро. Осень в Петербурге
В следующем зале мы остановились у потрясающей керамики Бернара Палесси, который творил в Эпоху Возрождения. Моделями для его форм служили природные элементы: насекомые, земноводные, рыбы, цветы, растения и живая рельефность его работ поражает до сих пор.
14.
15.
С 1574 года Палисси вел очень активную научную работу, основанную на химических опытах и естествознании. Он читал лекции, вел научные курсы по химии и технологии минералов, которые с большим интересом посещали весьма образованные люди того времени - врачи, ученые, инженеры. В 1580 году Палисси издает трактат «Чудесные рассуждения о природе минеральных вод и источников … металлов, солей и солончаков, камней, земель, огня и эмалей», который считался первым изданием по минералогии на французском языке.
В свое время работы Палисси пользовались грандиозным успехом, потому что в Эпоху возрождения, был огромный интерес к природе и к жизни во всех ее проявлениях. И сейчас они пользуются успехом у блогеров-ценителей искусства.
16.
От яркой керамики мы переходим к мрачной картине Жан-Шарль Белланж "Оплакивание Христа".
На картине рядом перед нами предстает сцена, которая написана с исключительной точностью, с живой достоверностью. Резкие контрасты света и тени , напряженные движения света, изощренная яркость линий - все это художник использует чтобы передать на лицах сильное внутреннее напряжение. Сюжет, правда, несколько мистический, потому что трудно представить, что конкретный человек сидит рядом , почти касаясь руками Христа.
17.
Покидаем зал французского искусства. В переходе совы, и я уже не удивлюсь, что они тоже несут в себе что-то страшное и мистическое :)
18.
19.
20. Оставить на память самую красивую :)
Мы в зале голландского искусства.
В XVII веке натюрморт занимал нижнюю ступень в искусстве. И, как правило, позиционировался как что-то развлекательное, висел на стене для услады глаз. На картине Балтазар ван дер Аста -замечательные фрукты, красивые цветы, экзотические попугаи и бабочки. Картина приятна взгляду, яркая и красивая, в классическом понимании.
21.
Но при ближайшем рассмотрении, все не так просто и понятно.
Художник вытягивает из центральной композиции ветку винограда, и на фоне стены ясно видно, что ветка уже засохшая. Рядом художник пишет обычный букет из знакомых растений. Но в реальности такой букет существовать не может, потому что у всех этих растений разное время цветения. Художник собирает их вместе, чтобы передать полноту живой природы, отразить все времена года.
Художник пишет в центре много плодов, и каких только плодов здесь нет. Только одного винограда несколько видов , персики и абрикосы, ягоды вишни и черешни - и все это изобилие занимает все центральное пространство картины. Если рассматривать плоды и цветы ботаническим взглядом, то они изображены точно и достоверно. На картине, кроме плодов и цветов, есть птицы и бабочки и даже раковины. Эти предметы символизируют Стихии. Не хватает стихии Огня, но в тоже время на картине есть керамика, которую обрабатывают огнем, обжигают.
22.
В самом центре картины художник изображает муху. А она, как известно, символ греха. И мысль, что мир не безупречен отражена во многих деталях картины. Это и засыхающая ветка, и дефекты на листья и плодах.
23.
Попугаи в картине символизируют стихию воздуха, но в тоже время-пустоту и глупость. Ведь они могут разговаривать, но при этом не понимают что говорят, просто повторяют услышанное.
24.
И теперь, когда мы знаем о всей сложности картины, уже не сможем просто любоваться, восклицая "Ой, какая прелесть! как живые!". Так и в жизни, часто не все открыто лежит на поверхности.
Натюрморт Виллема Клас. Хеда "Завтрак с крабом" (1648 г.) уже совершенно другой, он относится к типу монохромных. Такие натюрморты составили славу голландского искусства середины XVII века.
25.
Несмотря на то, что мы видим великолепие серебра, блеск позолоты, игру рефлексов на поверхности стекла, художник несколько ограничивает себя в красках. У омара красная спина, и художник пишет его бледным брюхом кверху, что красное пятно не давало слишком резкого акцента.
26.
27.
Художник применяет такую технику, чтобы зритель мог рассмотреть все эти нюансы, увидеть все это сложное и тонкое многообразие. Оливковая скатерть и оливки, которые лежат рядом. Оливки на металлической тарелке и оливки на фаянсовой смотрятся совершенно по разному.
28.
И снова жизнь показана так, что она смотрится совершенно достоверной. И в то же время краткой и быстротечной. Тонко прорисованные предметы кажутся хрупкими, и начищенные металлические поверхности не долго будут такими блестящими. А упавший золотой бокал и разрезанный плод символизируют смерть и грех.
А позитивный посыл картины в том, что задумываясь о краткости бытия, мы в полной мере может чувствовать полноту каждого ее момента.
29. Подпись автора
А на картине Питера Класа "Трубки и жаровня" (1636 г) "полнота" жизни показана очень наглядно. Только все эти удовольствия сомнительные, и собирая такой натюрморт, художник предлагает человеку подумать.
30.
И мы уже понимаем, что каждый предмет картины здесь не случайно. В стакане - пиво с пеной, которая скоро осядет, даже если пиво не будет выпито. Огонь в жаровне погаснет, и угли рассыпятся прахом. Все скоротечно, и в картине этот факт принимается как данность. В ней нет мрачности и трагизма, и при беглом рассмотрении она кажется легкой.
31.
Следующая остановка у натюрморта "Цветы в вазе" Ян Давидс де Хема
32.
На первый взгляд, мы увидели здесь огромное количество разнообразных цветов в пышности и живости, но, изучив детали, поняли, что эти цветы не просто разнообразные, но и представлены в разные моменты своей жизни. Есть закрытые бутоны, есть в полном расцвете и увядающие. На картине изображены семена, которые попав в землю, прорастут новыми цветами, и этот цикл бесконечен.
33.
А в самом пышном и красивом цветке мы видим много разных насекомых, не очень красивых. Вот так представлена картина жизни, во всей ее прелести и сложности.
34.
35.
А, между тем, творческий процесс не останавливается ни на минуту :)
36.
Питер ван Свенвейк в картине "Ванитас" совсем не скрывает свое восприятие жизни.
37.
Присутствие мотива Ванитас, т.е. бренности, мы видим в композиции, в которой основным смысловым акцентом стал череп. О чем напоминает нам череп? Конечно, о конце жизни.
В центре картины - свеча, которая практически угасла, символизируя конец жизни, и часы с ключиком, но без стрелок. И не, потому что картина в плохом состоянии и изображение стрелок утрачено. Изображение часов без стрелок часто встречается в композициях такого плана. Часы отмеряют какой-то отрезок времени, тот отрезок времени, который дан нам для жизни.
38.
Франсиско де Сурбаран. Святой Лаврентий (1636 г.)
Глядя на эту картину, мы видим огромную фигуру, и широкое одеяние придает ей дополнительную тяжеловесность. Но в тоже время, Лаврентий с рукой прижатой к груди и взглядом устремленным в небеса, как будто его дух рвется из этой массивной оболочки. В свете разговора об ужасах, Ольга Геннадьевна обратила наше внимание на то, что держит Лаврентий в руках. Это решетка, на которой его подвергли мученической казни, просто зажарили. За это изображение картина подвергалась гонениям. Существует некоторая идея о том, что изображение человека, с которым обошлись жестоко, сразу побуждает зрителя действовать таким же образом.
39.
Но после изучения картины ни у кого из нас, не возникло желания зажарить товарища, и мы продолжили осмотр :)
40.
41. Интересно несет ли эта статуя какой-то тайный смысл? Если только смысл совершенной Красоты :)
Хосе де Рибера. Святой Севастьян, исцеляемый святой Ириной (1628 г.)
42.
Когда мы подошли к этой картине, возникло ощущение абсолютной реальности изображенного на ней. Но присмотревшись внимательно, мы увидели, что все изображено в предельной форме, и это не совсем бытовая ситыация. Тело Себастьяна вытянуто, локтевой сустав деформирован, почти выламывается, запрокинута голова. Судя по тому как лежат его ноги, человек в бессознательном состоянии. Мученик остается привязанным, в очень неудобной позе. Задача художника - показать Себастьяна страдающим, и он использует эти приемы воздействия на зрителя. И воздействие происходит независимо от того, что об этом думает сам зритель.
Кажется, запахло жаренным. Мы подошли к картине Джованни Баттиста. Муций Сцевала в лагере Порсенны.
43.
На ней изображен момент, когда юноша подошел в горящему алтарю, положил на него правую руку, и сказал, что найдется еще множество юношей, готовых принесли себя в жертву ради спасения Рима. Порсенна снял осаду с Рима, а Сцевала остался левшой. Каждый добился своего...
44.
На первый взгляд, на картине Бернардо Строцци "Исцеление Товита" изображен вполне мирный сюжет.
45.
История изображенная на картине, начинается с того, что юноше явился ангел и велел выловить рыбу и ее печенью исцелить слепоту отца. Художник раскрыл перед зрителем сцену, наполненную роскошным цветом, от золотисто-желтого до рыжевато-лососевого.
46.
Ангел на картине не совсем типичный. У него яркие, рыжие волосы, тонкая кожа, и красноватые пятна на лице. Красив ли Ангел или нет? Его внешность никак не совпадает с идеалом красоты того времени. Это низменное, но приведено художником в сферу высокого искусства. Вопрос, насколько это допустимо, вновь повисает в воздухе.
47.
На картине внизу убитая рыба, она повернута так что мы видим ее открытый рот, и на тарелке лежит ее печень. Она выглядит устрашающе, но совершенно безопасна. Она уже мертва... И красота этого момента снова под большим вопросом.
48.
Часто в картинах, связанных с христианской тематикой, присутствуют сцены чудовищной жестокости. Мы стоим перед картиной "Мученичество апостола Петра" художником которой указан Лионелло Спада, но его авторство под вопросом.
49.
Петр, один из первых и ближайших учеников Христа, был приговорен к казни через распятие. Он считает себя недостойным погибнуть как учитель, просит перевернуть крест, чтобы быть распятым вверх ногами. На картине - момент, когда Петра пригвожденного к кресту , поднимают молодые люди.
Перед нами старик с грубыми, простоватыми чертами лица, с грязными руками, с обрюзгшей кожей, кровь прилила к голове и надулись складки на лбу, глаза почти выходят из орбит. Это простой и очень старый человек , который чрезвычайно страдает. И зритель буквально ощущает это страдание исходящее от картины. Кроме того, крест развернут так, что страдающий Петр буквально обрушивается на зрителя.
50.
51.
В картине есть моменты, из которых она могла вызывать отторжение у современников. Крест поднимают молодые люди, и они это делают энергично и легко, со спокойным, любопытным выражением лица. Кажется, что они поглощены своей работой и не осознают весь ее ужас.
На современного зрителя это никак не действует, но надо понимать , что современники картины воспринимали это иначе. Персонажи одеты в костюмы того времени, и когда зритель той эпохи подходил к картине, он как бы видел себя. И одновременно не хотел быть похожим на участников события. Это и вызывало отторжение от картины простых зрителей и заказчиков.
52.
Отношения зрителя с искусством в чем-то очень простые. У каждого есть право любить одного творца, и не воспринимать творчество другого. Также зритель не обязан вникать в тайный смысл каждой картины. Но, что касается меня, я радостью получила новую информацию о привычных вещах. И мое восприятие искусства уже не будет прежним.
Я благодарю
spbblog и лично
upsya за возможность посещения этой интересной экскурсии.
Благодарю за прочтение!