Экскурсия "Страхи и фобии Эрмитажа". Часть 1. Археологическая

Nov 26, 2016 01:38

В прошедшую субботу для блогеров spbblog прошла премьера специальной экскурсии "Страхи и фобии Эрмитажа".
Название, безусловно, интригующее. Но представители музея сразу заверили нас, что Эрмитаж совсем не страшный и никаких фобий у него нет. Но есть некоторые экспонаты и произведения искусства, которые находятся на грани красоты и уродства, прекрасного и ужасного, жизни и смерти. А зритель, гуляя по залам, наполненным, казалось бы, только Красотой и Гармонией, часто не замечает Страха и Ужаса, таящегося в картинах Старых Мастеров.
Как универсальный и энциклопедический Музей, которым и является Эрмитаж, должен показывать "пограничные экспонаты", предметы археологии из захоронений и могильников? Как должен строиться диалог между Музеем, Экспонатами и Зрителем?
Вот небольшая часть вопросов и тем, на которые отвечает или заставляет задуматься эта экскурсия.

Знакомьтесь, Андрюша :)




Экскурсия состояла из двух частей: археологической и художественной.
В археологическую часть Эрмитажа мы отправились с Азбелевым Павлом Петровичем и узнали много интересного и "ужасного" об экспонатах из захоронений и могильников

01.


02.


03. Приятный бонус утренней экскурсии - пустые коридоры Эрмитажа!


04.


Сначала, давайте посчитаем. Общее число единиц хранения в Эрмитаже - 3 200 000, но на экспозиции находится гораздо меньше.
Самая многочисленная категория - это археология. В отделе археологии числится около 700 000 единиц хранения, и археологические отделы есть в каждом из отделений. И получается, что каждая третья вещь в Эрмитаже имеет прямое отношение к археологии. Из этого множества, большая половина происходит из погребальных памятников. Так появляются "пограничные экспонаты", которые находятся на грани прекрасного и безобразного, на грани между искусством и трешем, вокруг которых возникает большое количество дискуссий.
И с этим, условно говоря, трешем мы начали знакомится в зале Древней Сибири. Это зал с самыми сильными эрмитажными кондиционерами, здесь очень комфортно находиться в летнюю жару.

И в первую очередь, Павел Петрович обратил наше внимание на погребальные маски I - II вв., найденные в Аглахтинском могильнике на территории Хакасии. И это настоящие древние лица, так как маски сняты с настоящих человеческих лиц. Фактически, мы смотрели в лицо древности!

05.


На нижней полке более поздние материалы, найденные в погребениях, где хоронили целые роды и большие семьи. Маски сделаны традиционным способом , на лицо умершего человека накладывалась смесь, ее снимали, отливали форму и делали полноценную маску.

06.


Технология изготовления некоторым масок была еще проще - лицо умершего покрывали слоем глины. За долгое время маска буквально сливалась с человеком и сейчас экспонируется с останками костей. Их просто невозможно удалить. Этот момент вызывает много недоумения, возмущения и протеста. Но погребальные маски - важная часть культуры той эпохи, и, в данном случае, экспонируется не смотря на "пограничность".

Затем мы перешли в зал Пазырыкской культуры Горного Алтая. Археологические находки этой культуры отличаются очень удивительно хорошей сохранностью органических экспонатов. Погребения находились под курганами, и в условиях сурового климата там образовывалась настоящая холодильная камера. Таким образом, сохранилось очень много органических материалов: войлок, кожа и т.п. И самые неоднозначные вещи, которые здесь присутствуют - это человеческая кожа с древнейшими татуировками, человеческая голова, и для полноты картины, лошадиная туша.

07. Фрагмент человеческой кожи с древнейшими татуировками


Присутствие здесь этого экспоната также весьма спорно. Споры возникали из аналогии с поведением нацистов в концлагерях во время Второй мировой войны. Многие из них коллекционировали фрагменты кожи с татуировками. Но в случае экспоната, фрагмент кожи был снят с мумии, и имеет важное значение при исследовании Пазырыкской культуры.

Этот фрагмент был найден в 1948 году, и был первый случаем обнаружения древних татуировок. Татуировка присутствовала на правой руке вождя и была нанесена методом наколки, в качестве красителя использовалась обыкновенная сажа. При внимательном рассмотрении можно увидеть рога горного козла, отрастающие как у оленя, каждый отросток заканчивалтся головой хищной птицы с изогнутым клювом. Само тело вывернуто, передние ноги согнуты. Получилось фантастическое животное на основе лошади с рогами, бьющееся в агонии. Кочевники наносили татуировки на тело, желая не украсить человека, а его усилить, поэтому животное изображено погибшим.
Татуировки покрывали практически все тело, и каждый рисунок выполнял задачу улучшить определенное качество человека. Через все тело, на уровне сердца, проходило изображение хищника, которое как бы обнимало человека. На руках изображены фантастические твари бьющиеся в агонии, а на ногах - уникальное изображение рыбы фантастического происхождения и реальные горные козлы и бараны, которые бегут по ноге.

Эта татуировка перестала быть единственной, когда в 90-х годах были произведены знаменитые раскопки на плато Укок. Среди прочего, была найдена мумия женщины с многочисленными татуировками, названная "Принцессой Укока". Но как утверждает Павел Петрович, женщина была представительницей среднего класса, возможно шаманкой, и совсем не царских кровей.

08. А эта голова вождя здесь прежде всего ради музейной традиции


Голова была найдена во втором Пазырыкском кургане в конце 40-х годов, и находилась отдельно от туловища. В музей ее поместили как пример погребального обряда той эпохи и самого раннего появления монголоидов в Южной Сибири. Этот вождь погиб насильственной смертью, по всей видимости с него сняли скальп. Соплеменники похоронили его со всеми почестями, а почести включали в себя мумификацию, которая была необходима для длительных прощальных процедур . Как известно, у скифов, после смерти вождя его возили по всем племенам, чтобы каждый мог с ним попрощаться. Без мумификации эта процедура была бы невозможна. Курган был разграблен, и голова отделена от тела, поэтому вождь представлен в таком, "сокращенном" виде.

09. Туша лошади, найденная в первом Пазырыкской кургане в 20-х годах, тоже являлась частью погребального обряда


После смерти хозяина, лошадь заводили в могилу, убивали и оставляли. Она также оставалась во льду и не истлевала. К лошади относилось седло с красивыми подвесками в виде голов хищников, на седле была мягкая аппликация в виде хищника, была найдена нагайка, нагривник с изображением петухов, и самая знаменитая часть этого сопровождения, маска.

10. Эта маска превращала лошадь в оленя, V-IV вв до н.э.


На маске можно увидеть синий мех с золотыми блестками, на морде изображен барс. Вся эта композиция образует сцену терзания, эти сцены у древних кочевников ассоциировались с жертвоприношением. Таким образом, надевая подобную маску на лошадь, ее назначали жертвой.

11. Другой вариант маски


Павел Петрович показал нам, как перед смертью могла выглядеть лошадь. В таком наряде ее заводили в могилу, убивали чеканом и оставляли вместе с умершим хозяином...

12.


Мы перешли в зал, посвященный пятому Пазырыкскому кургану. Зал знаменит тем, что практически каждый экспонат в нем уникальный, единственный в своем роде. Но мы не стали рассматривать ни древнейший в мире ворсовый ковер, ни крупнейший в мире древний войлочный ковер, ни единственные сохранившиеся фигурки войлочных лебедей. Мы подошли только к одному экспонату - Знакомьтесь, Андрюша!

13. Мумия вождя


Никто и не знает, в честь какого Андрея первые смотрители этого зала стали называть так мумию вождя. Но имя уже стало нарицательным :) Мумия вождя отлично сохранилась, грабители только смогли сорвать с нее одежду и переломать ноги. Мумия находится на этой экспозиции с 1950 года, и с тех пор показывается как диковинка и прекрасный источник информации по погребальному обряду. Ее можно рассматривать как наглядное пособие по мумифицированию. Видно как мозг извлечен через трепанационное отверстие, извлечены все внутренние органы, и при этом не перерезано ни одно сухожилие. Так мумия оставалась мягкой и гибкой, ей можно было поднять руку или ногу. В те времена ритуалу прощания после смерти придавалось огромное значение, в некоторых племенах покойник мог оставаться со своей семьей до полугода. Кочевники имели четкое убеждение, что жизнь на Земле только подготовка с другой настоящей жизни, которая наступает после физической смерти.

14. Цвет кожи мумии сильно зависит от биохимических обстоятельств, у этой мумии кожа абсолютно темная


Когда кожу темной мумии сфотографировали в отраженных инфракрасных лучах, обнаружили многочисленные татуировки. И что характерно изображения перекликались с татуировками вождя из второго кургана. На частях тела также изображались символы , усиливающие качества человека.

15.


На мумии женщины, которая была захоронена вместе с вождем, тоже были обнаружены татуировки. Ту мумию грабители повредили очень сильно, и ее невозможно экспонировать. Но татуировка найденная на ней, абсолютно уникальная. На фотографии ниже рисунок татуировки в натуральную величину, которая оборачивала правое предплечье. Сложнейшая композиция со сценами терзания, где бьются в агонии огромный лось и олень со сломанной спиной, которых терзают барс и тигр. Сцена заведомо фантастическая, так как эти животные вместе не пасутся и не охотятся. Аналогичное изображение было на левой руке. Есть предположение, что женщина исполняла обряды жертвоприношения, как жрица или шаманка.

16.


Таким образом, художественная, на первый взгляд, работа имела сугубо практическое значение. Изображая определенные образы и композиции на предмете или человеке, усиливали его качества и эффективность. И такая изобразительная практика сильно отличался от дальнейшей художественной практики человечества. Она ушла вместе с завершением эпохи кочевников, оставив после себя уникальный след...

Перед выходом из зала, успеваю рассмотреть немного безусловной красоты из того же кургана.

17. Уникальные войлочные фигурки лебедей IV-III вв. до н.э.


18. Фрагмент войлочного ковра из погребальной камеры IV-III вв. до н.э.


19. Современные технологии заботятся о древних экспонатах - в каждом стенде поддерживается необходимая температура


На этом первая часть нашей экскурсии была завершена и мы вернулись к лестнице, чтобы приступить ко второй ее части. В ожидании нового экскурсовода, можно созерцать классическую красоту :)

20. Здесь все понятно - совершенный красавец - мужчина!


21. И красивая женщина


Конечно, некоторые материалы из могильников порождают противоречивые чувства. Но они несут в себе много важной информации о давно ушедшей эпохе, и достойны быть частью экспозиции Эрмитажа.

Мы поблагодарили Павла Петровича за очень познавательную и совсем не страшную экскурсию и отправились рассматривать "пограничное" в картинах Старых Мастеров. Нас сопровождала Ольга Георгиевна Махо, заведующая сектором. Но это будет уже другая история !

Благодарю spbblog и лично upsya за приглашение и оказанное доверие!

Благодарю за прочтение!

блогеры СПб, Эрмитаж, экскурсия, фотографии, Cообщество Питерских блогеров, Музеи Петербурга, копилка впечатлений

Previous post Next post
Up