Прошло немногим больше года, как у выпускников вузов при призыве в армию появилась альтернатива: пойти служить на один год обычным солдатом по призыву, или же «подписаться» на два года контрактником, со всеми вытекающими отсюда последствиями (проживание в общежитии, получка от 25 тысяч и выше, ряд других льгот).
В принципе, наличие любой альтернативы - это всегда хорошо. Но вот данные о том, насколько эта, дошедшая до реализации на практике, идея главы военного ведомства Сергея Шойгу оказалась востребованной среди самих призывников, получивших диплом о высшем образовании, на глаза как-то до сих пор не попадались.
То ли самим военным не было необходимости выносить эту статистику отдельной строкой в итоговые показатели призыва, то ли особо не о чем было говорить по данному поводу.
Но вот, наконец, на днях «наткнулся» на давно интересовавшую информацию.
Конечно, она характеризует не общую картину выбора вчерашними студентами между годом по призыву и двумя по контракту, но охватывает значительную часть России - территорию Восточной Сибири и весь Дальний Восток.
По данным пресс-службы Восточного военного округа, в 2015 году в период проведения призывных компаний желание служить по контракту изъявили более 700 призывников-дальневосточников с высшим образованием.
Много это или мало?
Если учесть, что всего в 2015 году сотрудники пунктов отбора на военную службу по контракту Восточного военного округа уже набрали свыше 23 тысяч контрактников, в том числе около 500 человек - в западных регионах страны, то, конечно, это - мизер.
http://ria.ru/defense_safety/20151209/1338710499.html Опять же, если учесть, что только нынешней осенью войска Восточного военного округа (включая и Тихоокеанский флот с Камчатской флотилией подводных лодок) пополнили более 25 тысяч призывников - тоже, что называется, негусто. Особенно если учесть, что в последнее время доля призывников с высшим образованием в войсках составляет почти 20 процентов от общего количества призванных.
И все же, мне кажется, задумка у Шойгу была вовсе не в том, чтобы всех, кто до призыва в армию успел получить диплом о высшем образовании, таким образом «заманить» на контракт.
По-моему, дело было совсем в другом.
А именно - за счет появления в армии тех же научных и спортивных рот (а скоро появятся еще и промышленные роты), за счет введения в вузах новой программы военной подготовки студентов (по специальностям как офицерского, так сержантского и рядового состава), за счет предоставления права выбора для имеющих высшее образование (год по призыву или два по контракту), за счет улучшения бытовых условий военнослужащих сделать так, чтобы от армии «шарахалось» как можно меньше тех, кто относит себя к лицам мужского пола и любит, когда его поздравляют с 23 февраля.
Неважно, в какой именно форме или по какой именно схеме ты пройдешь эту военную подготовку и отслужишь, важно, чтобы ты не прятался от армии в кусты.
Кстати, данные опроса прибывших на Дальний Восток призывников осени-2015, три четверти из которых отметили, что пошли служить с желанием, как раз свидетельствуют о том, что служба перестает быть «воинской повинностью», превращаясь в нормальную воинскую обязанность.
http://www.interfax-russia.ru/FarEast/news.asp?id=681591&sec=1671 А появление разного рода альтернатив - это как раз «инструмент» для достижения этой цели. Но - не более того.