Снова о пиратстве

Jun 08, 2014 18:45

Относительно недавно я на эту тему уже писал. Сегодняшний же пост будет значительно подробнее, многограннее, глубже, насыщеннее. Приглашаю каждого из вас принять участие в обсуждении поднятых тут вопросов в комментариях, мне очень важно и интересно ваше мнение!

И да, пожалуй никогда я не готовился так скрупулёзно к написанию поста. На это ушёл не один день, между прочим! Разве что к научным статьям я готовился дольше и объёмней в плане поднятого материала, никакая аналитическая журналистика тут и рядом не валялась!

Итак, начнём.



Фотография с сайта aisjournal.com

На новые размышления о сути современного цифрового пиратства меня натолкнула пара видео с участием известного литературоведа, писателя, телеведущего, преподавателя ВШЭ Александра Архангельского. Вот, собственно говоря, эти видео, если есть время - рекомендую! Особенно первое, оно и точно в тему нашего сегодняшнего разговора попадает, и вообще очень любопытно в плане пищи для размышлений:

image Click to view



image Click to view



С одной стороны, со всем, о чём говорит Архангельский, не то, что трудно, а зачастую просто невозможно поспорить. Но в любом правиле есть всяческие "но"...

Предлагаю для начала снова обратиться к "разделам" пиратства по сферам интеллектуальной собственности, а затем уже подытожить все размышления некоторыми общими наблюдениями.

ЛИТЕРАТУРА

Пожалуй, одна из самых противоречивых сфер в нынешнем контексте. С авторами, умершими более 70-ти лет назад, всё предельно ясно, всё их творчество является мировым культурным наследием и может совершенно свободно распространяться где угодно, кем угодно и зачем угодно. Хотите - покупаете книгу в магазине, поддерживая наследников автора и издателей, ставите её на полку и радуетесь пополнению библиотеки. Хотите - приобретаете электронную или аудио-версию. Ну, а если хотите, можете скачать её на той же, скажем, Викитеке, и в этом вообще ничего предосудительного не будет. А вот с остальной литературой вопросов куда больше...

Сегодня мы находимся на том временном отрезке, когда бумажные книги, вроде бы, постепенно падают в тиражах и продажах, а вот электронные носители (не только ридеры, но и планшеты, смартфоны, даже полноценные домашние ПК) всё сильнее и сильнее набирают популярность и, распространяясь, становятся всё доступнее для огромных человеческих масс. Однако всей структуре тиражирования чего бы то ни было ещё достаточно трудно резко переключиться на новый этап существования как литературы, так и произведений культуры вообще. С этим связано то, что далеко не полностью ещё оформился рынок электронных версий произведений искусства. А уж о менталитете людей я вообще молчу...

Но людей этих можно понять. Конечно, пиратство - это всегда плохо, тут, как мне кажется, оговорок быть не может. Тем более, если мы говорим о коммерческом пиратстве, когда распространитель ворованного контента ещё и получает с него неплохие финансовые барыши. Впрочем, с повсеместным распространением интернета это уже перестало быть столь очевидным - я наличие барышей имею в виду...

Хотя ладно, вернёмся к книгам, обобщать будем потом. Что мы сегодня имеем на рынке литературы в России? Есть масса книжных магазинов, в которых, правда, ценники растут совершенно неуёмно, если не говорить об акциях или точках перепродажи книг вроде лавок "Старая книга" или блошиных рынков а-ля "Удельная". Есть также только начинающий развиваться, но всё же уже имеющий место рынок электронных книг. Самым популярным на сегодня подобным ресурсом России является ЛитРес. Он уже достаточно внушителен размерами и предлагает как бумажные, так и аудио- и электронные версии книг. Кроме того, существуют ресурсы вроде Biblion и Плати.Ру - там тоже ассортимент не так уж и мал, а временами попадаются и очень низкие цены. Можно также приобретать книги посредством iTunes или Google Play, там часто проходят акции и книги действительно стоят совсем не дорого.

Кроме того, постепенно развиваются электронные библиотеки, предоставляющие право на временное хранение книги либо неограниченный доступ к любой литературе за ежемесячную абонентскую плату. Лидером в последнем сегменте является изумительный Bookmate: всего 150 рублей в месяц - и вам открыт доступ к десяткам тысяч книг, причём закладки в них синхронизируются между ПК и любыми гаджетами, на которых доступен сайт! Я считаю, что это супер и за этой технологией, наверняка, будущее!

Кроме того, есть и совсем бесплатные библиотеки. Помимо указанной Викитеки, относится сюда и, скажем, знаменитый (и имеющий самый высокий трафик среди всех конкурентов) Lib.Ru. У них иногда возникают проблемы с авторскими правами, но администрация библиотек сразу удаляет любой контент, по которому у правообладателя имеются претензии. Из этого легко сделать вывод, что к остальному контенту, таким образом, никаких претензий нет и он на указанных ресурсах равен лицензионному, каковым и является, не так ли?...

Всё вроде бы отлично и о пиратстве можно не переживать, верно? Ну... Вроде бы, верно, да не совсем. Сейчас расскажу, почему.

Такие ресурсы, как Bookmate изумительны и очень доступны. Только вот они требуют наличия минимум ридера с доступом к интернету, либо смартфона/планшета/ноутбука/ПК/Smart TV. Нет, конечно, у меня много всяких гаджетов, но... Однажды я уже писал, что (за исключением редчайших случаев, которые можно пересчитать по пальцам одной руки) книги на мерцающих экранах не читаю. Это и вредно, и утомительно для глаз (особенно с и так ослабленным зрением), и неудобно - надо либо за компом сидеть, либо постоянно приглядываться/листать страницу горизонтально на не самом огромном экране смартфона, а планшета у меня и вовсе нет и никогда не было. Вот дисплей E-Ink для глаз гораздо полезнее, он фактически по минимизации вреда равен обычной бумаге, оригинальному виду книги. И тут встаёт проблема - подписку-то ради поддержки литературы оформить можно, только пользоваться ты ей, увы и ах, не будешь, если ты такой как я и у тебя старый, прекрасно работающий ридер, но никакого интернета в нём, разумеется, нет :(

Что до iTunes и GP, тут история такая же. Оплачивать книги можно, но читать в таком виде я их всё равно не стану. Да и многие, думаю, тоже, к чему это, имея в наличии ридер?

А вот тут вылезает ещё одна проблема. Даже две. Во-первых, рынок легальной электронной литературы у нас ещё развит слабовато, многого из интересующего/необходимого для работы и учёбы просто не достать. А то, что есть, зачастую стоит столько же/даже ДОРОЖЕ, чем книга в бумажном варианте. Возникает вопрос, в чём же тогда смысл подобного её распространения?...

Как мне кажется, электронная книга должна стоить ну хотя бы раза в полтора дешевле бумажной. На её производство не тратятся материальные ресурсы, доход, в идеале, должен идти по большей части самому автору, а не посредникам - правообладателям и издателям. Так почему же цена тогда всё же столь велика?..

Поймите меня правильно, я не поддерживаю пиратство и даже не оправдываю его. Но, с другой стороны, считаю, что существование его вполне объективно и полностью оно никуда не исчезнет. А в ближайшее время, боюсь, и вовсе будет расти, несмотря на явный прогресс в технологиях. И вот почему.

Как ни парадоксально, сегодня пиратскую электронную книгу достать зачастую проще лицензионной! Вбил название и нужный формат, нажал "скачать" - и вуаля, всё на месте! Притом, заметьте, совершенно бесплатно. А легальные магазины с нужным товаром всё ещё часто надо искать, аки иглу в стоге сена в ночное время, да ещё и впоследствии, разумеется, платить за это деньги. Не у каждого хватит на то альтруизма... Вот и Александр Архангельский считает (тут уже смотрите второе видео из начала поста), что если автор и издатель не позаботились о том, чтобы книга была доступной для читателя, то чья это вина и проблема, как не их самих?..

И всё же сегодня ситуация уже не так плачевна. Да, есть пока очень много неработающего, но процесс запущен, и это хорошо. Надеюсь, через некоторое время за 100-150 рублей можно будет купить почти любую лицензионную электронную книгу! Ну и бумажные, конечно, никуда не пропадут. Всегда, когда есть такая возможность, покупайте книги либо берите их в (электронных) библиотеках! И только если ничто не позволяет это сделать... И не всегда...

Впрочем, есть тут одна крамольная мысль... Заранее простите меня за неё, и всё же считаю нужным её высказать... Понимаете, когда не было интернета все ходили в библиотеки, давали друг другу свои книги на "почитать", ну и так далее. Больше того, часто книги перепродавали (да и сейчас весьма активно перепродают за смешную цену как в интернете, так и на разных барахолках и в букинистических лавках - к слову, якобы ли нет, но под видом полной легальности). Что это значит на практике? Некий человек покупает один экземпляр книги, а потом его читают также несколько других людей, которые за это автору ничего не платят. В библиотеке ситуация и того ярче - есть книга, один её экземпляр, а прочитать его могут десятки, если даже (в исключительных случаях) не сотни человек. Один и тот же экземпляр! Их редко в библиотеках так уж очень много, если это не Публичка в СПб или Ленинка в МСК.

Сегодня же это выглядит иначе - некий человек, опять-таки, приобретает одну книгу, потом её оцифровывает и... да, по сути - даёт почитать другим, как библиотека или литературный кружок. Вы тут разницу видите? Я, если честно, нет... Если заблуждаюсь, пожалуйста, просветите меня, буду благодарен.

Другое дело, если пират с этого имеет деньгу, а ведь он наверняка её имеет... Другой вопрос, что проверить это не так просто. Да и явно есть всё же те, кто действительно просто желает поделиться тем, что у него/неё есть, не стремясь получить за это деньги.

Лучше бы таким путём не следовать. Но и осуждать людей, пользующихся такими книгами, у меня пальцы на клавиатуре не поворачиваются. Да, пиратство - это плохо. И всё-таки...

МУЗЫКА

Ну, тут всё ещё прикольнее. Пишет музыкант песню, готовит альбом, продаёт его и... получает копейки, потому что основные деньги уходят "правообладателю", некоему Мистеру Х (именно так, читать "Ха", а не "Икс"!), а музыкант остаётся малость с носом... Конечно, не совсем, и всё-таки... Совершенно очевидно, что любой музыкант получает основную выгоду с гастролей и даже с того же мерчендайзинга, а не с записей, сегодня это уже очевидно. Впрочем, это не значит, что записи покупать не надо. И всё-таки.

В плане музыки наблюдается самая шизофреническая ситуация. Вы на разных устройствах вынуждены платить за композиции несколько раз! Ну не бред ли? А ведь так и есть, между прочим...Так нужно делать, если не хочешь мучиться с лишними действиями. Ведь иначе надо покупать альбом исполнителя, оцифровывать его, выкладывать на Google Play/iTunes... А если всё и сразу - плати несколько раз, дружочек!

Я честно скажу, мне все эти подписки на неограниченную музыку (в отличие от книг) непонятны. Если кто-то слушает совсем неадекватное количество западных групп - тогда да. А я вот больше по российской музыке, её же там пока маловато, прямо скажем, всё равно надо доставать отдельно и заливать самому. Тут, правда, и ещё один нюанс есть. Такой же, что и с Bookmate. Здесь музыка доступна только при наличии интернета. Что само по себе неплохо, но совершенно неудобно с точки зрения использования разных устройств и прослушивания её в дороге. Мобильный интернет у нас местами, как известно, никудышный, да и немало трафика он жрёт даже на безлимитке, если слушать через него музыку... Если же всю её хранить в закэшированном виде... Много же на гаджете должно быть памяти!

Кроме того, лично я часто в пути слушаю музыку на плейере, там никакого интернета нет. И это очень даже удобно, у него отличный звук и мощная батарейка. А это значит, что, если я перевожу музыку в сеть, то слушать на нём её не смогу :(

Это же, кстати, относится и к хорошо известному Last FM, который, как мне кажется, ещё и страшно неудобен нагромождением сложных настроек, в которых я так и не разобрался, плюнув и уйдя с совершенно неудобного ресурса. Так сегодня, к сожалению, часто и выглядит лицензионных контент, работающий по принципу "юзеры матерились, кололись, плакали, но продолжали жрать кактус"...

Отдельно отметим Яндекс.Музыку. Как мне кажется, для прослушивания онлайн этот сайт сегодня в рунете едва ли не лучший. Да, там всё ещё многого нет, но он каждый день пополняется, что отрадно. Мне лично нравится, сидя за ПК, очень активно его использую, чего и вам желаю!

Только вот и тут есть фэйл - в мобильной версии он требует денег за подписку, в то время как на ПК можно, по сути, бесплатно делать всё. Ну и опять же, есть не все любимые исполнители + не послушать без интернета.

Мне очень близка система распространения музыки, как на тех же Кругах. Там ты скачиваешь альбом и сам платишь столько, сколько считаешь нужным. Как показывает практика, так музыкант часто зарабатывает даже больше обычного, ведь тут ВСЕ деньги идут ему безо всяких там посредников! Рекомендую, если там есть ваши любимые коллективы!

В целом, сегодня цифровые версии музыки стоят дешевле дисков, что оправданно и логично. Я с радостью заплачу за любимую группу рублей 150, а вот если с меня попросят 400р, удивлюсь и пройду мимо, потому как за эти деньги могу купить полноценный диск с кучей дополнительных материалов, который приятно поставить на полку. По-моему, весь цифровой контент должен быть дешёвым, потому как платим мы именно за контент. А за то, что можно поставить на полку, что можно потрогать и чему долго после покупки радуешься, пусть и стоит тех немалых денег, которых оно стоит сегодня, это вполне нормально.

Ну и да, совершенно, думаю, ненормально, когда концертные записи той же "Металлики" стоят по 400 рублей в MP3-версии, мне это не кажется оправданным. Чего тут потом пиратству удивляться? Мало кто такие деньги имеет, чтобы даже за концертники столько платить, не говоря про альбомы, ведь свежего искусства хочется всегда и всем, а его прячут от людей ценниками вместо того, чтобы сделать доступным...

Кроме того, скажу честно, есть группы, музыку которых я качаю с торрентов безо всякого зазрения совести. Есть коллективы типа "Кирпичей" и "Оргии Праведников", которые лично сливают на торренты свои свежие альбомы, есть же музыканты, которые просто совершенно не против этого. Такова, например, АлисА, Кинчев много раз говорил прямым текстом: "Качайте диски с торрентов, нам они почти ничего не приносят и мы даже не знаем, сколько они стоят!"... А ведь именно "правообладатели" Алисы выпилили кучу её песен даже с Яндекс.Музыки, не говоря про великий флибустьерский ВК, да и диски группы стоят очень дорого, не менее 500 рублей за обычную, не подарочную версию... Но при этом, вот совпадение, у меня масса лицензионных дисков Алисы, хорошо дружить с АлисАманами, любящими делать приятные подарки! :)

Под конец отмечу, что тут картина такая же, по-моему, как с книгами в некоторой степени, на том же Lib.Ru. Если были гонения на "ВКонтакте", который удалил массу музыки, то, выходит, та, что осталась, уже правообладателями пиратской не считается, потому как они к ней претензий не имеют и удалять её не заставляют? А ведь логичный же вывод, согласитесь! Со всеми вытекающими...

КИНО

Тут всё, по-моему, неплохо. Постоянно увеличивается количество покупателей, кинотеатры полны... Да это и логично. Кинотеатр тут - как концерт для музыканта, это и прибыль максимальная, и совсем иные эмоции для зрителя, и другое качество этих эмоций. Тут переживать не о чем. Экранки, говорите? Ну, полноте, это несерьёзно... К тому же, билеты в кино нынче недорогие, даже IMAX стал большинству городов, где он есть, относительно доступным, а о 3D я вообще молчу, 2D же и вовсе ценником смешон, попкорн иногда дороже стоит такого билета!

Кроме того, появилось уже больше десятка онайн-кинотеатров с приемлемым качеством картинки, неплохим подбором картин и низкой ценой их просмотра. Иногда они (даже достаточно свежие) и вовсе доступны совершенно бесплатно! Супер! Плюс "аренда" кино в том же Google Play, которая стоит как парочка чизбургеров в "МакДаке".

Есть, правда, и тут проблемы. Наиболее ярко они проявляются в плане западных сериалов, но и относительно "отдельных" фильмов это тоже бывает. Их в сети невозможно легально достать в английской озвучке. То, что доступно на Западе, у нас регионально отключено, а купить версии с массой языковых дорожек и сабов на диске возможность есть не всегда. К тому же, даже устаревший давно DVD стоит с таким содержанием почему-то заметно дороже среднего билета в кино, а на современный и красивый Blu-Ray и вовсе смотреть от цены страшно...

Ну и да, опять похожая ситуация с ВК и Lib.Ru. Если мы, скажем, можем посмотреть фильм на ТВ (а это бывает совсем не сразу после проката, создатели картины ещё и на дисках успевают получить знатный доход) и за него уже заплачено рекламой + самой телекомпанией, то почему мы тот же фильм не можем в то же время посмотреть в интернете, ведь так мы тоже никому не платим, не только пирату, но и правообладателю, как и при просмотре ТВ? Если делать это через те же условные полгода по выходе фильма (как я это часто и делаю, ибо в плане кино слоупок), будет ли это вопиющим пиратством, или окажется лишь иной платформой просмотра, по сути равной теле-версии? Вопрос, на самом деле, не насколько прост, как это может кому-то казаться...

СОФТ

Пожалуй, последний пункт, и так слишком много вышло, вряд ли всё кто это до конца дочитает :) Но всё-таки)

Во многом, тут странное ценообразование. Купить легко, но далеко не всегда доступно по деньгам. Так, у меня на Android все приложение лицензионные, ибо даже в платном виде стоят они копейки. А вот с ПК сложнее...

В основном, я использую бесплатный софт, но тут есть нюансы. Так, мой любимый Word 2003 лишился уже поддержки Microsoft, а новый я покупать на хочу, так что мне в этом плане хорошо) Тот же, напротив, Windows у нас дома весь лицензионный, кроме одного... На десктопном ПК. Всё просто - ноуты мы всегда берём с уже поставленной лицензионной ОС, но для большого компьютера у меня нет 10 000 рублей каждые полтора-два года на новые "Окна". Потому признаюсь, "Винда" на основном компе у меня пиратская. Если, кстати, кто решит мне проспонсировать покупку лицензии Win 8.1, а можно и Win7, если его ещё продают, буду бесконечно благодарен... :-)

Но тут проблема решаема легче, упираются пока только монстры вроде Adobe и Microfost, ведь понижение цены пропорционально увеличит продажи среди уже давно готовых для покупки, но не имеющих на это достаточно денег пользователей, вынужденных обращаться к пиратам.

ВЫВОДЫ И ИТОГИ

Поймите меня правильно, я тут и близко не пытался выгораживать пиратов! Однако, не скрою, местами пытался выгораживать тех, кто к их услугам прибегает... К сожалению, сегодня борьба с пиратством выстроена местами хоть и логично, но совсем не демократично, по принципу - "нет денег - пошёл к чёрту отсюда, нищеброд!", какое отношение всё это имеет к искусству, всегда призванному к просвещению масс, непонятно... Тем, у кого зарплата в рублях составляет в месяц шестизначную (или хотя бы "высокую" пятизначную) сумму, возможно, покажутся надуманными нюансы о пиратстве, которые я тут описал. Не могу сказать, что у меня нет средств на лицензии, но я и живу в Петербурге. Хотя, кого я обманываю... А тем более где-нибудь в провинции, вполне допускаю, человек, любящий музыку не может себе позволить покупать всё, что слушает. И вовсе не только потому, что в его местности не продают желанные ему альбомы...

Кроме того, трудно обвинять также достаточно обеспеченных людей, которые часто пользуются пиратской продукцией, объясняя это удобством и быстротой, нежеланием "танцевать с бубном" в попытках приобрести и насладиться лицензионной копией.

Хотя есть и положительные тенденции. Рынок электронных экземпляров искусства ширится, пиратство с каждым годом действительно, на деле, а не только на словах, снижается, и это здорово. Значит, у населения вырастает покупательская способность и правосознание, а может ли это не радовать? Да и то, что у пользователей появляется выбор по доступной цене, совершенно прекрасно, что тут скажешь! Со временем это разовьётся как следует! Уже и сегодня всё на не столь уж и плачевном уровне, как иногда пытаются показать.

Проблем, конечно, ещё масса. Я постарался все их указать. Но теперь хорошо понятно, к чему стремиться. Надеюсь, что и бесплатный/дешёвый доступ к искусству будет развиваться, но и сегодня уже не в отсутствии доступа проблема, хотя бы это следует отметить.

Однако... вы знаете... Мне вот не кажется, что сегодня пиратство - до такой степени чудовищная проблема. Да-да, я столько всего написал в том числе и для этого!) Ну правда, оно есть и полностью никогда не пропадёт, но чем лучше, развитее и доступнее способы и варианты получения лицензионного контента, тем больше людей будут обращаться в его сторону, уверяю вас! А пираты уже и сейчас, конечно, отнимают часть рынка, но... по-настоящему качественное искусство всё равно находит путь к почитателю, принося не так уж и малый доход, который будет только увеличиваться. И это самое главное!

музыка, интернет, книги, кино

Previous post Next post
Up