Новая схема транспортного обслуживания в Петербурге

Apr 08, 2022 09:49

С наступлением апреля в Петербурге вступила в силу первая часть масштабной транспортной реформы. О том, что она собой подразумевает, как именно будет реализовываться, что изменит для пассажиров и как, мы сегодня и поговорим. Думаю, этот пост будет важным и интересным не только для жителей Петербургской агломерации и более отдалённых частей Ленобласти и соседних регионов, регулярно бывающих в Северной столице, но и для многочисленных гостей города из других городов и весей. А таковых в Петербурге всегда немало среди туристов, приехавших по работе, учёбе, к близким и по множеству других причин, а то и без оных.

Итак, начнём.




Реформа будет проводиться в три этапа. Заключительная её часть будет реализована к 15 июля нынешнего года, когда практически все пункты вступят в силу (какие могут реализовываться дольше, расскажу позднее).

Что собой подразумевает реформа? О, тут деталей очень немало. Давайте говорить по порядку.

Самым заметным изменением, несомненно, является полная ликвидация в Петербурге маршруток. В том числе и тех, которые ходят по пригородным внутригородским маршрутам (скажем, в Кронштадт или в Петергоф). К середине лета маршруток в Петербурге должно не остаться вовсе.

Разумеется, это не делается в одностороннем порядке. Маршрутки будут заменены многочисленными новыми автобусными маршрутами. Кроме того, частично изменятся существующие маршруты некоторых видов наземного транспорта. О том, что именно изменилось уже с 1 апреля и какие новые маршруты добавились, можно прочитать, например, вот тут. Всего новых маршрутов будет введено 92.

Для реализации реформы город закупает 2800 новых автобусов. Подавляющее большинство из них работают на газе. Изрядное число автобусов приедет или уже приехало в Петербург из Беларуси, это машины марки "МАЗ". Будут и российские "ЛиаЗы", "КамАЗы" и "Волгабусы". Наверняка вы уже видели таковые, они имеют приятную бирюзовую окраску. Кстати, в перспективе все городские автобусы будут такого цвета, это должны по плану реализовать до 2024-го года. Я на новых "МАЗах" ездил, и они действительно классные. Там есть климат-контроль, установлены удобные сидения, очень информативны экраны, где в реальном времени показано расстояние до ближайшей остановки, описываются находящиеся поблизости примечательные места. Контраст с маршрутками и даже более старыми автобусами, конечно, разительный. Впрочем, я так заметил, что и на несколько более возрастных автобусах стали появляться такие же экраны - вот это прямо здорово и полезно!

Будет создано более двухсот новых остановок. Смольный обещает, что это будут современные остановочные комплексы.

Вместе с тем, важно понимать, что проведение реформы сделает абсолютно весь городской транспорт социальным, чисто коммерческих маршрутов без льгот внутри Петербурга более не станет.

При этом вводится единая стоимость проезда на всех наземных маршрутах. Это касается и внутригородского пригородного сообщения. Если раньше из Сестрорецка или Ломоносова до метро в автобусе нужно было фактически оплатить двойной тариф, то с 1 апреля этого больше нет: хоть пара остановок в центре города, хоть долгий путь из Зеленогорска до метро будут стоить для вас одинаково: 60 рублей по банковской карте или наличкой и 40 рублей по "Подорожнику".

Уже действует пересадочный тариф на наземном транспорте. Суть его заключается в следующем: первая поездка в автобусе, трамвае или троллейбусе оплачивается целиком (40 рублей по "Подорожнику", для этой цели, вроде бы, подходит только он), а за вторую в пределах 60-и минут с момента оплаты первой нужно будет лишь доплатить 10 рублей. Если в это время уместятся третья и последующие поездки, то за них доплачивать будет уже не нужно, прикладывание "Подорожника" новые средства уже не спишет. Никакие специальные билеты для этого на "Подорожник" записывать не нужно, новый тариф активируется автоматически просто с вашего электронного кошелька. Для вас это будет выглядеть так, что в первую поездку вы приложили карточку к валидатору, после чего списалось 40 рублей, во вторую - приложили точно так же, но списалось всего 10 рублей, а в третий раз, когда вы его приложили, не списалось ничего.

Важно отметить, что пересадочный тариф действует только на наземке, метро в него не входит. Более того, с метро связан и ещё один важный момент. Тут сразу скажу, что я не уверен, в идеале это надо проверить, однако, вероятно, поездка на метро между поездками на наземке обнуляет пересадочный тариф. Ну то есть вы доехали до метро, скажем, на автобусе, заплатив 40 рублей, затем приложили "Подорожник" в метро, заплатив 45, а затем, сев на трамвай в точке выхода из метро, снова, видимо, заплатите 40, потому что пересадочный тариф действует вне метро и внутри него обнуляется, даже если час ещё не прошёл. Чтобы такого не было, рекомендую оплачивать проезд в метро картами "Мир" (в том числе - телефоном, это ещё выгоднее) или покупать разного вида проездные в зависимости от ваших повседневных потребностей. Подробнее о разных схемах оплаты проезда и выгодах каждой из них я писал вот тут, рекомендую почитать, если ещё не читали. Сейчас же лишь добавлю, что, пересадочный тариф действует на всех маршрутах, в том числе по пути во включённые в состав Петербурга пригороды.

Реформа подразумевает полный отказ от оплаты наличкой в автобусах. Насколько я смог понять, пока полной отмены налички в троллейбусах и трамваях не ожидается, однако уже сейчас на многих трамвайных маршрутах нет кондукторов, а билеты за наличку продаёт на остановках вагоновожатый. В автобусах же тотальный безнал будет вводиться постепенно, часть маршрутов стала таковыми уже с 1 апреля.

Как в итоге оплачивать проезд? Самый выгодный вариант, если у вас нет льгот, - "Подорожник". Так получается гораздо дешевле. Ну, или посредством покупки разного рода проездных, но тут каждому следует подсчитывать свои расходы и выгоды от проездного индивидуально. А вот за наличку билеты можно будет купить в кассах метро и специальных киосках компании "Организатор перевозок". Пока их, прямо скажем, не особенно много, но ожидается увеличение их количества. Была также информация в СМИ, что одноразовые билеты можно будет купить в отделениях "СберБанка" и в продуктовых магазинах. Хотя лично я так делать не советую: даже если вы ездите мало, всё равно лучше купите "Подорожник", положите на него немного денег и не парьтесь. Но если очень хочется попариться - я уже написал, что нужно делать :) Впрочем, если вы приехали на пару дней и много пользоваться транспортом не планируете, то "Подорожник" может вам и не пригодиться, да он и не окупится тогда, но в таком случае всё равно куда удобнее просто платить банковской картой. По идее, картами "Мир" даже можно платить через телефон теми приложениями, которые ещё в России эту функцию поддерживают. Да, в таком случае не будет никакой скидки, в отличие от метро, и вы заплатите 60 рублей, но для одного-двух дней в городе и пары поездок в каждый из них этот сценарий вполне подходит.

Следствием отхода от наличной оплаты проезда в транспорте является постепенный полный уход кондукторов. Билеты нужно будет или брать заранее, или оплачивать проезд безналом, а контроль оплаты будут осуществлять контролёры. Я уже несколько раз их встречал, так что их число явно уже увеличилось. И это - вполне логичное следствие проводимой реформы.

Я уже неоднократно сказал о том, что реформа проводится Петербургом. Потому особенности новой транспортной модели Северной столицы не касаются межрегиональных маршрутов из Ленобласти. А раз так, то пригородные маршрутки и автобусы у ближайших станций метро, следующие в область, очевидно, всё равно останутся. Но внутреннего петербургского сообщения это касаться не будет. Таковы особенности того, что Петербург и Ленобласть - два разных субъекта федерации. Насколько я знаю, в Москве ситуация аналогична: там московских маршруток больше нет уже несколько лет как, но пригородные из области к окраинным станциям метро ездят. Так будет и у нас.

***

О том, что подразумевает реформа, мы поговорили. Давайте теперь скажем о том, какое к ней возникает отношение.

Я могу его описать только одним экспрессивным выражением: наконец-то! Нет, ну правда. Мой урбанистический антагонизм к маршруткам огромен. Это самый неэффективный, небезопасный и неинклюзивный общественный транспорт, который часто содержится в ужасном качестве, водители которого часто совершенно плевать хотели на правила дорожного движения и безопасность пассажиров, а преимущественная оплата наличкой в котором делает весьма спорным вопрос финансового контроля за такой деятельностью. Правда, очень рад, что наш город дожил до момента, когда вся эта жуткая некомфортная архаика уходит в прошлое. Петербург в этом плане - далеко не первый в стране город, подобные схемы реализованы уже не только в Москве. И очень здорово, что второй город страны теперь тоже будет в числе транспортно обновлённых.

Любой крупный город не может справиться с массовым автомобилепользованием и неизбежно встаёт в пробках, когда общественный транспорт плохо развит, не имеет приоритета и обладает слабым подвижным составом. Радует, что у нас это понимают и стараются переманивать автомобилистов правильными путями. Работы в этом плане требуется ещё очень много, но шаги предпринимаются в явно верном направлении.

При этом важно здраво и корректно оценивать особенности реформы, дабы не впадать в головокружение от успехов или не смущаться неизбежными на первых порах трудностями и неразберихой в реализации новой концепции.

Лично я вижу у проводимой реформы два существенных, так сказать, бутылочных горлышка, которые могут усложнить её максимально эффективное внедрение. Не сорвать, даже не заставить существенно буксовать, а именно усложнить достижение наиболее хорошего варианта, но не более того. Тем не менее, их важно отметить. Есть, впрочем, также и одна существенная недоработка, о которой тоже нужно отдельно сказать.

Бутылочные горлышки - оплата безналом и медленная заправка многочисленных, назовём их для краткости так, газобусов.

Мест приобретения билетов за наличку пока очевидно мало. Некоторым неудобно покупать билет у метро, ведь далеко не все живут от него в пешей доступности. Для некоторых категорий пассажиров это может быть критично. Хотя лично я считаю, что в этом нет никакой трагедии. Ну право слово, у льготников и так на руках транспортные карты, а всем остальным намного выгоднее иметь "Подорожник", а в таком случае наличка в транспорте вообще не нужна в принципе. Из чего, видимо, логично и исходили в выборе модели транспортной реформы городские власти. Тем не менее, этот момент стоит иметь в виду на случай жалоб от пассажиров.

Второе бутылочное горлышко мне известно, так сказать, от людей, непосредственно занятых в сфере транспорта. Я никак не могу это подтвердить, но есть информация, что часть газобусов не смогла вовремя выйти на маршруты 1 апреля по причине того, что газовая заправка занимает куда больше времени, чем традиционная дизельная. В СМИ накануне реформы было немало сообщений о том, что городу не хватает газовых заправок, это может быть тоже одной из причин такого положения дел, но тут мне судить трудно, я совсем не эксперт в вопросе, мягко говоря. Уверен, что эту закавыку вполне можно решить, главное уделить этому время и силы уже здесь и сейчас.

А вот недоработка реформы как раз куда более существенна. И может вызывать объяснимое куда более активное недовольство горожан. Заключается она в том, что в некоторых местах реформа ухудшит транспортную доступность. И вот почему.

Насколько можно судить и из логики самой реформы, и по полуофициальным высказываниям экспертов, Петербург в новой транспортной модели по мере возможности ориентируется на Москву. Что, на мой взгляд, вполне правильно и обоснованно. Но тогда нужно бы ориентироваться на неё в том, как столица обходит узкие места новой транспортной модели. У нас это учтено не во всём.

Мои знакомые транспортники сообщили мне, что у нас были маршрутки, которые ходят там, где общественному транспорту по нормативу ходить вообще нельзя. Это зависит от ширины улиц или чего-то в этом духе, насколько я понял. Разумеется, маршруткам на это было фиолетово, а люди привыкли, что могут возле дома сесть и уехать. Теперь же местами им предлагается идти до остановки чуть ли не более километра, если мои товарищи в этих примерах не ошиблись, и это притом, что по нормативному регламенту расстояние от остановок до домов не должно превышать 600 метров. Вполне понятно, что люди этим возмущены. Но ведь и поделать с этим законно почти ничего нельзя. Это раньше имела место незаконная ситуация, теперь ликвидированная. Но людям парадоксально стало только хуже.

Как это исправить? Посмотреть на ту же Москву. Дело в том, что микроавтобусы и маршрутки - не одно и то же. Первое - просто вид транспортного средства, второе - метод организации движения. Если взять микроавтобусы с низким полом, установить в них те же валидаторы, что и в автобусах, ввести там льготы и включить их в общую систему транспорта, то они вполне имеют право на жизнь в местах со слабым пассажиропотоком или там, где запустить большой транспорт технически невозможно. И именно так сделали в Москве. Там ходят синие микроавтобусы, включённые в городскую маршрутную сеть, именно на таких участках. Так же делают и во многих других странах. Надеюсь, у нас тоже проанализируют этот опыт и введут нечто подобное для ныне обделённых пассажиров.

Да и в целом хотелось бы брать с Москвы пример в плане транспорта более активно. И нет, вовсе не в истреблении троллейбусов, такого примера точно никому брать не нужно. А, скажем, в отношении автоматической активации пересадочных тарифов между наземкой и внеуличным транспортом.

У нас есть билет "90 минут", но для него нужен отдельный "Подорожник", плюс такой билет отдельно нужно специально покупать. При этом, как я уже сказал, пересадочный тариф на наземке теперь работает автоматом. А в Москве, вроде бы, при пересадке из наземки в метро, МЦК и МЦД (и наоборот) таковой пересадочный тариф включается сам, без специального проездного, и вы лишь доплачиваете за пересадку небольшую сумму. Да и бесплатная пересадка между метро, МЦК и МЦД, возможная не только по "Тройке", но и по банковской карте (турникеты понимают, что вы с этой карты уже недавно платили, и пишут "Пересадка", новая стоимость при этом не списывается), весьма впечатляет. Но у нас последнее пока не так актуально, поскольку нет диаметров, да и в целом электрички не включены в городскую транспортную сеть в плане оплаты проезда (за некоторыми исключениями, но это - отдельный разговор).

***

Вот такая у нас новая транспортная схема. Надеюсь, я не очень вас ей запутал :)

Как вам нововведения?

автобусы, урбанистика, маразмы, спб, размышления, транспорт

Previous post Next post
Up