Спорт личных достижений

May 21, 2015 21:44


Написала про закаливание, но меня не отпускает тема здорового образа жизни, извините, я продолжу. Сегодня будет про детский спорт. Итак, все знают, что сейчас в спортивные кружки начинают принимать детей рано, в 4-5-6-7 лет. И вот родители воспитанников старшей группы детского сада и первоклашек начинают напряженно думать, куда бы своего ребенка определить. Потому что «о, спорт, ты - жизнь!» и вообще это полезно, закаляет тело и характер.

Для начала я хочу сказать, что спорт есть и для детей до 5 лет. Точнее не спорт, а фитнес и я бы по возможности его не рекомендовала игнорировать. Вы можете легко найти детские фитнес-занятия буквально с рождения - не воспрещается. Но в 2-3 года уже точно пора. Если дети занимаются в зале, то это будут небольшая аэробная нагрузка и простые упражнения, но они очень эффективны, так как тело ребенка в этом возрасте суперпластично. Малыши ходят по «кочкам», перепрыгивают через препятствия, ловят мячики и т.д. и это такой преспорт. Потому что если вы неподготовленного ребенка приведете в 6-7 лет, скажем, на теннис, то он вообще не будет видеть, куда летит теннисный мячик, не говоря уже о том, чтобы его отбить. Фитнес действительно поможет быть чуточку выше, быстрее, сильнее, это хорошая основа, на которую можно и нужно накладывать бОльшую нагрузку и любую специализированную секцию. Кроме того, детский фитнес поможет понять, что нравится ребенку - индивидуальные занятия или коллективные игры; бегать, прыгать, драться или танцевать.

Из фитнес-клуба, конечно, можно и не уходить. Практически в каждом из них есть занятия вплоть до подросткового возраста, и они уже будут по интересам - хореография, хоккей, ролики, гимнастика, плаванье, футбол, дзюдо и т.д. По моим личным наблюдениям требования в секциях фитнес-клубов помягче, они меньше ориентируются на результат, больше на процесс и следят за тем, чтобы занятия нравились ребенку и родителям.

В специализированных спортивных секциях будет строже и возможно результативнее, если вы ориентированы на результат. Про него хочу сказать сразу - родителей затягивает. Если у ребенка начало что-то получаться, то родители включаются в эту игру и тоже начинают хотеть рекордов. В 7-8 лет моя Василиса занималась теннисом в известной детской теннисной школе, и на меня произвело впечатление, как орали родители на своих детей, если те проваливали тренировку. То же самое мне рассказывали подруги про гимнастику и фигурное катание. А может (скорее всего) так везде. Но это я отвлекалась, я сейчас о другом - о муках выбора.

Итак, давайте для начала вспомним, что спорт может быть спортом высших достижений, в котором растят чемпионов, и спортом личных достижений (я не знаю, существует ли такое определение, но оно хорошо по сути подходит к тому, о чем мы будем говорить), который называется массовым спортом. У них принципиально разные подходы. Для спорта высших достижений важны рекорды, поэтому туда отбираются по определенным строгим критериям дети, у которых есть те или иные физические данные и способности. В гимнастику идут гибкие девочки, в баскетбол - высокие мальчики (плюс учитываются еще и другие критерии, но это нам сейчас не важно). На способности накладывается техника, тренировки и таком образом достигается результат.

Если говорить про массовый спорт или спорт личных достижений, то основное его отличие в том, что он подбирается таким образом, чтобы «работать» только на ребенка, то есть компенсировать какие-то его особенности развития и гармонизировать. И именно этот вариант спортивного развития ребенка мне как маме и педиатру более симпатичен. То есть я считаю, что в баскетбол надо отдавать низкорослого мальчика. А на гимнастику - мало гнущуюся девочку.  И ценность этих занятий для ребенка будет не в спортивном результате, а в том эффекте, который окажет спорт на его физические и психические особенности. Потому что речь не только о физике, стеснительные и необщительные дети могут, например, раскрыться в командных видах спорта. Хотя им традиционно в разной литературе рекомендуют заниматься конным спортом. Типа если ты интроверт, то останься наедине с лошадью и не будет у тебя никаких социальных трудностей. А как же учиться общаться с людьми???

Выбор спортивной секции обязательно должен происходить вместе с педиатром. Во-первых, для любой приличной секции нужно заключение врача и обязательное ЭКГ. Если ребенка взяли в какую-то секцию без справок, бегите оттуда - это непрофессионально.

Понятно, что родители и педиатр могут иметь какие-то свои планы на развитие ребенка, а у ребенка планы на себя могут быть другие. И ему может банально не нравится тот вид спорта, куда его предполагается отдать. В данном случае к ребенку надо прислушаться. Возможно предложить ему вариант тестового периода занятий, чтобы понять, что к чему.

Если мы выбираем спорт как вариант занятий для гармоничного развития, мы должны учитывать и тот факт, что ребенку, у которого нет тех или иных врожденных способностей, может быть непросто, так как его результаты будут хуже, чем у сверстников. И тут нужна мудрая позиция родителей, которые смогут объяснить, что занятия дадут ребенку. Сами родители в том, что дадут, должны быть, конечно, 100-процентно уверены. Вы знаете, я вот и с музыкой, например, так считаю, не только со спортом. Музыкальному человеку музыкой заниматься не так принципиально с медицинской точки зрения (он так или иначе к своей музыке придет, откроет ее для себя) как тому, кому медведь на ухо наступил. Музыкальность развивается и здорово меняет человека. Со спортом аналогично. Спортивность - это не только врожденное, но и чаще приобретенное качество. Чем более неспортивно выглядит ребенок, тем внимательнее его родители должны быть к его физическим занятиям. И не должны их радовать взамен пятерки по математике. Разные вещи - физическое и умственное развитие, абсолютно не взаимозаменяемые.

Ну и коротенечко напомню вам про основные виды спорта:
Плаванье и водное поло
Гармонично развивают все группы мышц, практически не имеют противопоказаний, кроме некоторых заболеваний кожи, а также болезней глаз, ушей, носоглотки.
Плаванье отлично подходит эмоциональным, гиперактивным детям, астеникам, часто болеющим с ослабленным здоровьем и хроническими заболеваниями.

Игровые некомандные виды спорта (большой теннис, настольный теннис, бадминтон)
Укрепляют мышцы, улучшают координацию движений и работу дыхательной системы. Не рекомендуется детям с плоскостопием, сколиозом и плохим зрением.
Хорошо подходят для малышей с лишним весом. Отлично, если таким видом спорта займется ребенок, который плохо умеет концентрироваться - будет развивать в себе такое качество.

Командные виды спорта (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол)
Развивают выносливость, ловкость, быстроту реакции, тренируют мышечную систему, координацию, способствуют пониманию командного взаимодействия.
Противопоказаны детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в том числе плоскостопием, сердечно-сосудистой системы, бронхиальной астмой, болезнями крови. Надо также учитывать, что эти виды спорта травмоопасны.

Силовые единоборства (бокс, борьба)
Не рекомендуются детям с неврологическими заболеваниями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, болезнями крови. Очень травмоопасны. При этом развивают выносливость, координацию, учат контролировать эмоции, поднимают самооценку. Оказывают общее оздоровительное воздействие на детский организм.

Спортивные танцы, гимнастика, аэробика
Развивают координацию, пластику, способствуют формированию правильной осанки. Отлично дисциплинируют. Увы, эти виды спорта не рекомендуются детям с плохим зрением и рядом других заболеваний, например, сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Легкая атлетика, велосипедный спорт, беговые лыжи, беговые коньки, ролики
Обеспечивают общую физическую подготовку, тренируют быстроту реакции, выносливость. Рекомендуются детям со сколиозом, а также детям с крайними степенями темперамента - как «живчикам», то есть гиперактивным детям, так и «медленным» ребятишкам. Зимние виды спорта являются отличным закаливанием. При этом легкая атлетика не рекомендуется при бронхиальной астме и заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Я все виды спорта, конечно, не перечислю, но, думаю, что смысл понятен. Спорт так многообразен, что обязательно можно найти такой его вид, который подойдет каждому конкретному ребенку. Необязательно для достижения чего-то там, а исключительно для улучшения себя.

То есть чем более неспортивный ребенок растет, тем с большей энергией надо его оттаскивать от стола-дивана и вести в спортзал. И не надо бояться, что из него там будут растить спортсмена. 3-4 тренировки в неделю - это не много, это нормально. Он просто будет расти спортивным. И не забывайте, что есть такая медицинская специализация как спортивные врачи (встречаются они в спортивных диспансерах) - они знают о медицинских аспектах физических тренировок все, поэтому если у ребенка есть какие-то особенности или заболевания, то это все туда. Не игнорируйте профессионалов и лучше потратить месяц, два, полгода на то, чтобы осмысленно выбрать для ребенка адекватно его потребностям спорт, чем начинать и бросать, начинать и бросать. Такая история. Какие у вас вопросы?

мама, педиатр, мысли, я - мама, врачи, здоровье, медицинское, детство, я - педиатр, дети, полезное, воспитание

Previous post Next post
Up