О том, как Цари историю писали и переписывали.

Feb 25, 2016 11:00

У кого-то театр начинается с вешалки, но в жарком Израиле всё как всегда иначе, и поэтому мой Гешер начинается с закулисья! Внедриться в прохладное здание, мимикрировать под отдыхающие кресла, отключить телефон и, лишь изредка нарушая магию вокруг сцены щелчками камеры, смотреть во все глаза, впитывать энергетику и наблюдать. Я уже знаю все ходы и выходы, шепотом здороваюсь с артистами и вот-вот обнаглею до сэлфи. Ну, да ладно, пора бы уже и рассказать, что же такого захватывающего я увидела сегодня.



Кто не знает царя Давида? А сына его Соломона? Все знают. Правда, кто-то глубже изучал историю, а кто-то просто знаком со "звездой Давида" или же с известнейшей работой Микеланджело, ну а притчу про "соломоново решение" даже в школе проходят. Так или иначе, их имена на слуху, а выдумка или исторический факт, само существование этих персонажей - предмет споров многих поколений ученых.















Стефан Гейм (он же Хельмут Флиг) немецкий писатель еврейского происхождения, в свойственной ему смелой манере, создал мифологическую роман-притчу, призванную сорвать покровы идеализирования и поклонения с личностей Давида и Соломона.
Признаюсь честно, книгу я начала читать, но стилизованный витиеватый язык того времени, мне не совсем по душе. А вот то, что я наблюдала на репетиции нового спектакля театра Гешер "Книга Царя Давида", понравилось и даже очень!
Сразу понятно, что будет динамическая, ироничная и очень необычная постановка. Современная сценография, с использованием и камеры, и проектора, и экрана, будто бы создает еще одну плоскость, на которой развивается параллельное, но четко синхронизированное с основным, действо. Да и вообще, отход от традиционно исторических декораций, только подогревает любопытство и позволяет шире взглянуть на сюжет всего происходящего.

Историка и поэта Эйтана вызывает Царь Соломон, чтобы тот описал историю жизни и царствования Давида, а дальше начинается очень нелегкий и порой даже комичный путь бедного летописца, вынужденного и факты не исказить и властителю угодить. Точно как в той поговорке, чтоб и волки сыты и овцы целы. Где же грань между выдумкой и реальностью, которую перейти нельзя? Эйтан, в исполнении Алона Фридмана, выходит удивительно трогательным, честным, откровенным и очень мудрым. Вообще, в спектакле задействован чуть ли не весь мужской актерский состав: Мики Леон, Дорон Тавори, Гилад Клеттер, Юваль Янай и многие другие.













Когда во время перерыва мне удалось поймать Рои Хена (бессменный сценарист театра) он сказал, что все сделано в лучших традициях фильмов и сериалов про власть, борьбу, предательство и величие. Что-то вроде библейского "Карточного домика". Каким образом Давид из обычного пастуха превратился в царя? Кто ему в этом помог и какой ценой? Скольких неудобных и неугодных людей ему пришлось убрать с дороги? Мифически напыщенные культовые правители предстают перед нами в виде обычных, жадных до власти людей, склонных к насилию, заговорам, тщеславию наконец. И сразу появляется вопрос, а насколько верна та история, которую мы знаем, ведь её тоже кто-то писал, возможно даже под нажимом, и насколько вероятен подлог и обман?





Очень здорово, что даже на репетициях, артисты играют в костюмах, пусть и частично. Мне очень импонирует выбранный стиль, мужчины в длинных юбках выглядят неожиданно брутально и величественно. Сразу и осанка меняется и походка, а у меня возникает настоящее ощущение спектакля, переживаний, интереса и нетерпения узнать, а чем же всё закончится?
Собственно, на этот вопрос все желающие получат ответ 1 марта. Увидимся на премьере!




театр, Гешер

Previous post Next post
Up