Роман Пола Остера "Мистер Вертиго" я не открывала до прошлого вечера. Когда на афише театра "Гешер" появился новый спектакль по этому произведению, я достала свой блокнот со списком всего, что хочу прочитать и внесла туда имя американского писателя. У меня есть некоторое негласное правило - сначала смотрю экранизацию или постановку, и лишь потом беру в руки печатный вариант. Не знаю, может это потому, что после книги у меня уже есть абсолютно четкие образы героев и они очень часто не совпадают с видением режиссеров, может быть я так экономлю время и за пару часов просмотра понимаю, стоит ли продолжать вникать в эту тему дальше, а может быть, я всё-таки настоящий визуал, в любом случае, каждый раз убеждаюсь в том, что это правильная привычка. Так вот, ночью я одолела пятьдесят семь страниц жизни Чудо-мальчика и должна сказать, что спектакль мне понравился гораздо больше.
Уолтер Клерборн Роули живет в Сент-Луисе, обыкновенный девятилетний мальчишка, не особо воспитанный, глуповатый и постоянно страдающий от физического насилия со стороны дяди-алкоголика. За окном начало "Великой Депрессии", на обед суп из гороха, стейк из гороха и мороженое из гороха, да и то, всё больше воображаемого.
Во время очередных побоев, появляется странный мужчина в шляпе, представляется Мастером Иегуди и покупает Уолта у дяди за пять долларов.
Так начинается невообразимо яркая сказка с примесью фантастики, мистики, философии, экзистенциализма и реальности.
"Ты не лучше, чем любое животное, если останешься здесь, то не переживешь эту зиму, если пойдешь со мной, я научу тебя летать" - Мастер Иегуди знает всё о человеческой психологии и о том, как в сердце брошенного ребенка поселить надежду. Кто бы из нас отказался уметь летать? Верно, вот и Уолт, хоть и сомневался и говорил, что только птицы парят в небе, заразился этой идеей.
На большой ферме, куда Мастер привел мальчика, жили индеанка Мама Су, покалеченный расистами умнейший эфиоп Эзоп и владелица дома, которую Иегуди выиграл в карты вместе с землей, госпожа Уитерспун. Уолт, никогда раньше не видевший еврея, индеанку и эфиопа, ведет себя очень грубо, подстать тому обществу, в котором он рос. Однако, потом, он узнает этих людей и по-настоящему начинает считать семьей, радуясь и переживая с ними и за них.
Потрясающий Гилад Клеттер, лучше которого никто бы не смог передать одновременно жадного до денег, расчетливого, но безумно чувствительного и добросердечного Мастера Иегуди, на сцене просто блистал. Я не зря сначала упомянула его, а не главного героя Уолта, в исполнении молодого и нам не очень известного Хилеля Капона. На мой взгляд, это история об отношениях еврея, изгнанного своей общиной за дьявольские трюки, и его Б-га, с которым он всё время соревнуется и пытается что-то доказать. В спектакле, как и в произведении нет лишних героев, каждый из них прописан четко, живо и очень подробно, у каждого своя роль и предназначение.
В какой-то момент, я просто отключилась от своего десятого ряда, от языка, на котором идет спектакль, от чихающих и кашляющих соседей рядом и даже от камеры, лежащей на коленях. Бесконечно впитывала поток энергии, исходивший от актеров, потрясающую сценографию, свет и тени, которые являлись полноправными участниками повествования, и конечно, музыку. Настолько сбалансированного и гармоничного спектакля я давно не видела, будто все уже известные приемы смахнули с подмостков, и свежим потоком фантазии вдохнули необычные мысли, новые идеи и смелые решения.
Хочется останавливаться на каждом моменте и каждом диалоге, описать всё детально и поделиться каждым охом и вздохом, как только ты начинаешь думать, что всё понятно и сейчас будет так-то и так-то, случается очередной кульбит в сценарии, твои умозаключения-кубики падают с грохотом, и ты снова сидишь в поисках смысла, нити и сути происходящего.
Само собой, мальчик полетел. Он проделал огромную внутреннюю работу, чтобы это случилось. Мастеру Иегуди в свою очередь, пришлось порвать небо на куски, чтобы его Уолт преодолел страхи, страдания, переборол страсть, ненависть, злость и стал считать смерть лишь переменой места. Несмотря на сразу разительно отличавшуюся от других спектаклей внешнюю составляющую, я почему-то ждала, что героя сейчас прицепят к стропам и он полетит... И как же здорово, что гешеровцы нашли тысячу и один другой способ заставить меня поверить в чудо. Они лишь давали легкий толчок фантазии зрителя, и она поднималась гораздо выше, чем Уолт.
Йоав Шотен-Гошен и Ирад Рубинштейн очень красиво и лаконично закончили спектакль. В книге есть еще части из жизни мальчика, после того, как он лишается способности левитировать, сотворив одну из запрещенных Мастером вещей, но это уже история без магии и волшебства, без необычного учителя, без бесконечных возможностей и свободного полета, и именно поэтому она совершенно не нужна в этом настоящем триумфе театра.