Забайкальский вояж: немножко БАМа

Aug 13, 2012 16:31

да вижу что у вас билеты
сказал семёну проводник
но остановки здесь не будет
здесь люди больше не живут

Перашковое избранное

В пору моего детства по нашей легендарной трассе мужества ходил экскурсионный поезд. Останавливался он в ключевых местах, причем не только на крупных станциях, публика отвлекалась от пива и курей, шла в музей или к монументу, лезла в тоннель или на видовку. Все это сопровождалось интересными, во всяком случае мне, рассказами о том «кто, куда, почему и в каком количестве». Конечно, такой тур заказывался заранее большими группами, сегодня он благополучно канул в Тубу, Крол, Ману, да в любую реку, что трасса пересекает. Скоростную электричку Красноярск-Абакан, путешествуя которой, можно было также посмотреть на исторические места при свете солнца, давно отменили. Да и вообще, насколько я знаю, экскурсионный поезд нынче ходит только по Кругобайкалке (речь о Сибири), хотя, могу и ошибаться.

К чему эта прелюдия? К тому, что мне давно хотелось проехать от Тайшета до СовГавани по еще одной, не менее легендарной, чем «Абакан-Тайшет» ветке - по БАМу. Желательно, именно на таком вот экскурсионном поезде. Но, видимо, придется на обычном пассажирском, чтобы хоть из окна посмотреть на ту часть страны, которую я еще никогда не видела. Подозреваю, что и от Новой Чары, докуда мы добрались в июле, до самого Тихого океана, виды будут такими же красивыми и мрачными, как в западной части БАМа. Фоток своих мало, пришлось пошерстить Интернет, зато впечатлений много.
Поехали…

Кто-то любит самолеты, ездит на споттинги и всячески восхищается стальными птицами. А я вот люблю поезда и то особое настроение, которое у меня там появляется, особенно, когда едешь на дальние расстояния, да еще и впервые по какой-нибудь ветке. Новые интересные названия, а топонимика - моя слабость, своя особая, чаще всего, драматическая история строительства. Перед такими поездками я всегда много читаю, смотрю карты, так, мне кажется, и ехать интереснее. А бывает еще, что и люди попадаются любопытные в вагоне, родом из этих мест, которые подсказывают где искать полезную инфу. По наводке бамовчан я много чего прочитала уже по возвращению домой.

Первое впечатление от БАМа почти по Гришковцу «и здесь тоже люди живут!». Довольно оживленные места тянутся до Северобайкальска, а потом - болото, болото, болото - и справа, и слева, тянущееся до самых гор. А горы какие!

Типичный вид из окна поезда -болота и Северомуйский хребет, фото с сайта: putnikost.gorod.tomsk.ru




нетипичный вид - озеро Большое Леприндо, авторства strannic1959 (яндекс.фотки)




еще типичный - Удокан, опять фото strannic1959 (яндекс.фотки)




БАМ в этой части пересекает сразу несколько хребтов: Bерхнеангарский, Делюн-Уранский, Cеверо-Mуйский, Mуяканский и Kодарский, а потом, уже за Чарой - Удокан, и дальше еще и еще. Там, где Кодар, Удокан и Патомское нагорье сходятся вместе, находится Муруринский перевал - самая высокая точка на железных дорогах России http://dmitrysh.gorod.tomsk.ru/index-1287699662.php

Впечатляют и реки. Первой мы пересекли Ангару - прямо по гребню Братской ГЭС, где проложена железная дорога. Встреча с Ангарой для меня всегда радость, но здесь за Падунскими порогами, к ней примешивалась и грусть - Усть-Илимское водохранилище, упирающееся в плотину, напоминает о другом, Богучанском, которое уже начало по новой уродовать мою любимую реку. Обратно по плотине мы ехали ночью, и опять было красиво, и опять грустно. Я специально проснулась, чтобы погрустить.

Братская ГЭС, фото с сайта back-in-ussr.ru




Потом была Лена, которая, как оказалось, совсем не женское имя, а река - по-эвенкийски «елюёна». Но сначала была станция Лена, что находится в городе Усть-Кут на пристани Осетрово, - такой вот населенный пункт с тремя названиями.

Станция Лена, фото Михаил Крайнов




Лена в Усть-Куте не показалась мне широкой, не шире Казыра в низовьях, но впечатлил лес кранов, который торчал из-за невысоких домов старинного города - острог Усть-Кут всего на три года младше Красного Яра - это первый русский острог в Восточной Сибири, откуда пошли на Лену в 17 веке промышленные люди. Усть-Кут - единственный населенный пункт на Лене, где есть мосты - автомобильный и железнодорожный. На левобережном основании последнего еще до недавних пор просматривался стих, написанный в 1975 году:
Принимай, БАМ, наш подарок
От бригады Шестака!
Будь, как памятник, опора
Здесь, у Лены, на века!
Шестак был бригадиром монтажного отряда, работавшего над сооружением моста.

жд мост через Лену с сайта ust-kut.org




пристань в Осетрово. источник: pribaikal.ru




Именно с Усть-Кута началось в 1974-м строительство БАМа - всесоюзной комсомольской стройки, хотя работы на магистрали стартовали еще раньше в 30-х гг. Ветка Усть-Кут-Комсомольск-на-Амуре считалась на БАМе железной дорогой первой категории - то бишь, основной.

Еще был Витим, знаменитая река, оспаривавшая у Нижней Тунгуски право называться Угрюм-рекой. Витим с эвенкийского - «тесный извилистый путь ». Там, где железная дорога пересекает Витим, ничего извилистого не наблюдалось, просто могучий мутный поток. На Витиме в этом районе есть и раритетное сооружение - автомобильный мост, сохранившийся, по-моему, со времен строительства БАМа. Полотно его - это плотно уложенные и уже местами прогнившие шпалы, никаких ограждений и освещения не предусмотрено. Автолюбители пересекают его на свой страх и риск.




Конечно, проезжали мы и вдоль Байкала, БАМ огибает его от Северобайкальска на восток, проходя через Мысовые тоннели. Здесь больше всего монументов и стел эпохи строительства. Фото Михаила Крайнова










Стелы - еще одна любопытная вещь на БАМе. Разбросаны они вдоль железной дороги - самые разные и удивительные, в плохом и хорошем состоянии, на станциях, разъездах и просто на пригорках, на обочинах очередной «условнопроезжабельной» дороги, что тянутся бесконечно по марям - так тут называют разлившиеся по вечной мерзлоте болота. А вокруг на многие километры, как правило, ни жилья, ни селенья...




У Витима, граница Бурятии и Забайкальского края, фото Михаил Крайнов




станция Ния, фото Михаил Крайнов




монумент близ Таксимо




возле Новой Чары, фото Михаил Крайнов




БАМ строился усилиями всей страны, причем каждую станцию строила отдельная Республика, область, край или город. Тщетно искала я узбекские черты в Куанде и Леприндо, азербайджанские в Ангое и латышские в Таксимо - странных местах симбиоза эвенкийских названий и братских народов. Ничего не нашла, как и ленинградского в Северобайкальске. Зато вокзал Новой Чары да, на шапочку казахскую отдаленно был похож. Продублирую из поста про Пески.




На каждой станции обязательно есть памятник, памятный знак или еще что-то, повествующее о том, кто ее строил. Казахстан - БАМу, Ставрополье - БАМу, Грузия-Россия, и много других конструкций, напоминающих о временах, когда мы были большой и сильной страной, где имелось место для дружбы народов, которую сегодня принято обливать грязью или вообще отрицать наличие таковой. Я, как человек, выросший в СССР, не испытываю ни малейшего страха, путешествуя по бывшим республикам, - для меня это все еще одна страна.

Ленинградцам, строившим Северобайкальск




Ключевая станция на БАМе - Куанда (с эвенк. - встреча), чье название символично. Именно здесь в октябре 1984 года было уложено «золотое звено» и официально завершилось строительство БАМа, которое на самом деле, продолжается и сегодня.

красивые часики в Куанде




памятник "золотому звену"







А вот почему у БАМа две даты укладки золотого звена, написано здесь: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3428

Еще один интересный объект на БАМе - Северомуйский тоннель, пробитый в одноименном хребте. И опять символика - название реки Муи переводится с эвенкийского как «конец тропы» - именно о Северомуйский хребет споткнулось в свое время строительство магистрали.

Северомуйский обход, Чертов мост, фото с сайта bam.railways.ru




портал тоннеля и памятный знак, фото с сайта alltrains.ru




Тоннель был сдан в эксплуатацию в 2003 году, он строился с перерывами 26 лет. Вот как пишет об этом википедия:
«Северо-Муйский хребет являлся одним из самых сложных участков БАМа. До открытия Северомуйского тоннеля поезда следовали по обходной железнодорожной ветке, проложенной через перевал. Первый вариант обхода длиной 24,6 км был сооружён в 1982-1983 годах; при его строительстве допускались уклоны до 40 ‰ (то есть до 40 метров подъёма на километр расстояния). В силу этого через эту линию могли следовать лишь грузовые поезда длиной в несколько вагонов; движение пассажирских поездов было запрещено (через перевал людей возили на автобусах). В 1985-1989 годах была построена новая обходная ветка длиной 54 км, состоящая из многочисленных крутых серпантинов, с высокими виадуками и двумя петлевыми тоннелями (старый обход впоследствии был разобран). Известность получил «Чёртов мост» - виадук, расположенный в крутой кривой на уклоне через долину реки Итыкыт, стоящий на двухъярусных опорах. Поезда двигались по извилистому пути между сопками с максимальной скоростью 20 км/ч, рискуя попасть под сход лавины. На подъёмах возникала необходимость подталкивания поезда. Участок требовал больших расходов по содержанию пути и обеспечению безопасности движения».

Сегодня Северомуйский тоннель является самым длинным в России - 15 343 м. Проезжать через него было прикольно. А кроме него мы проехали еще и другие тоннели: Байкальские, Мысовые, Обходные и Кодарский.

Что я не сделала на БАМе? Не купила себе ничего, сделанного из чароита - камня, единственное месторождение которого «Сиреневый камень» расположено здесь, в среднем течении реки Чары. На вокзале в Новой Чаре продавался чароитовый магнитик, но почему-то с надписью «Чита». Понятно, Забайкальский край, то, сё… Брать не стала.

вот такую плашечку я бы заимела




Впервые чароит был обнаружен в 1948 г. на Мурунском массиве в западной части Алданского щита, на границе Иркутской, Читинской (ныне Забайкальский край) областей и Якутии. Месторождение начало действовать в 1960-м году, и есть мнение, что выбрано оно уже почти до конца. Жалко.

В обратный поезд мы сели чистыми и красивыми, тут же сожрали половину того, что купили на станции и, поглазев на красоты Кодара и Удокана, расползлись на предмет вздремнуть. Или почитать свежеприобретенные в ларьке Новой Чары книги. Надя штудировала «Трое из навигацкой школы», а Лера читала вслух «Кима», при этом чесала за ухом АВЭ, который тут же начал ковырять в носу, видимо от удовольствия.

Порадовала станция Таксимо. Когда ехали туда, сходили здесь в сортир за 80 рублей, единственная станция, где с билетом бесплатно в сортир не пускают. Зато на обратном пути именно с Таксимо начался алкофлэшмоб под девизом «Инкерман рулит!». Виноват во всем был Игорь, который пел дифирамбы «инкерману» весь поход. В Таксимо приехали, когда уже смеркалось, в туалет не хотелось, выходить было лень. Лежу, дремлю, тут меня кто-то хватает за руку и сквозь беруши в мозг врывается вопль восторга: «Инкерман!». Пришлось спускаться и присоединяться. Когда вторая бутылка подходила к концу, а разговорам конца все не было, в мозгу АВЭ, которому наше, ностальгирующее по Крыму трио, мешало спать, зародился новый флэшмоб. Лера неосторожно похвалила за что-то Рому, щас и не вспомню за что, и Долгопят предложил всем по очереди будить предмет восхваления, и сообщать ему, что он молодец. Не помню, что нас остановило, наверно тот факт, что кроме нас все уже спали. А так, думаю, было бы весело.

Если не считать Новой Чары, то больше всего времени мы провели в Северобайкальске - специально взяли билеты с пересадкой, чтобы откушать рыбки на берегу Байкала. Рыбки набрали столько, что еще и домой привезли. Северобайкальск - первая точка на Баме (если смотреть с востока), где цены уже вполне красноярские.

Для начала подкрепились позами.










а те, кто плохо читал по ролям - салфетками




Северобайкальск мне очень напомнил своего южного почти тезку - Байкальск. Пока блудили по его улочкам, рынку и парку, ощущение, что я на южном берегу не покидало ни на минуту. Только вода в озере была грязнее.







"девочки неистово едят" (с) Киса




хоббитсы, мерские хоббитсы, сожрали нашу рыппку, голм-голм




к пиву подавали инкерман и апсны




Вечно голодные, жирные байкальские чайки скандалили, как обычно из-за рыбьих голов. Самую злобную и склочную зафотали




так выглядят ноги типичного покорителя Кодара







И пошли мы в сторону паровоза, который обещал увезти нас домой, туда, где почти нет комаров и болот, где бесстыковые рельсы, конечно, тоже поют, но не так адски, с подвываниями и стонами, как на участке Кюхельбекерская-Новый Уоян.
В общем, поход удался. Как и афтепати…

Фото: esperanza_sib, rvs_buratina. Остальные фотки вконтакте

краеведение, БАМ, Байкал, потаскания, пердь, Кодар

Previous post Next post
Up