когда грачи вернулись в гнёзда
деревня вымерла уже
один лишь старенький саврасов
бродил с мольбертом меж руин
Перашковое избранное
Я уже писала раньше, что Кодар оказался абсолютно непохожим ни на одни горы, в которых я ранее побывала. Саяны, Алтай, Тянь-Шань, горы Крыма и горы Южной Сибири, Кузнецкий Алатау и Кавказ - никаких ассоциаций. Кодар - горы севера, мрачные, суровые, совершенно неприветливые, они скорее подавляют, чем вызывают восторженные ахи. И при этом Кодар потрясающе красив. На фотографиях в этом посте красоты будет хоть отбавляй.
Когда мы открыли "бортовой журнал" избы ГМС (гидрометеостанции), удивились количеству записей о том, что "а что, здесь всегда такая хреновая погода?", "нам наверно не повезло с погодой", "план был пойти в стопицот мест, но погода не благоволила и сходили всего в три радиалки", и только одна запись порадовала: "Солнце жарит уже третий день, отличная погода", правда, запись датировалась каким-то февраля. И еще понравилось: "Избу удалось прогреть до -21, на улице -40".
долина Сакукана, вид на избу
наледи на реке
Нам избу удалось прогреть пару раз, при этом риск угореть был вполне реальным, с дымоходом там все печально. Среди нас печников не было, поэтому мы пожертвовали денег в копилку на хознужды, может кто-то сможет починить печку, ведь изба - единственный кусок цивилизации в этой части Кодара. Она нас очень выручила, я могу петь дифирамбы ГМС часами, хотя, когда мы зашли туда впервые, желание поставить палатки где-нибудь за бортом было очень сильным. Да и каждую ночь волглое дсп воняло. Но что это по сравнению с возможностью снять с себя всю, насквозь мокрую одежду и натянуть сухую не в палатке размером метр тридцать на два, а в большом условно теплом помещении.
изба ГМС, адрес: Забайкальский край, Каларский район, стрелка Среднего Сакукана и ручья Медвежьего на высоте 1600 м
Немножко бытовухи
Что еще есть на ГМС? Есть баня, которую какие-то уроды загадили по самое не могу - в их адрес лучи диареи слетали с каждой страницы "бортжурнала". Есть вполне пристойный туалет типа "сортир", который плывет после каждого дождя. Есть кострище, правда, дрова на ближайшие пару км вычищены туристами. Есть остатки метеооборудования, которое исправно служило несколько десятилетий, прежде чем изба была заброшена метеорологами и перешла в ведение заблудших путешественников. Есть предбанник, где очень удобно сушить обувь и шмотки.
есть рисованная карта - точно такая же, но мокрая была и у нас
Внутри - самый настоящий музей туризма на Кодаре, все традиционно, карты, флаги, вымпелы, фотографии, поделки, сувениры со всех концов страны, адреса клубов и обращения к потомкам. Изучать можно целый день, странно, что никто не сфотографировал эту летопись. Большой стол возле печки, лавки, гвозди, чтобы подвешивать еду от мышек, за перегородкой двухэтажные нары - справа и слева от столика и полок - если очень плотно, то влезет 20 человек. Мы спали как короли, развалившись, комаров перед сном разгоняли, и единственной проблемой оставался чей-то легкий храп. Выяснить чей, так и не удалось, поэтому все решили, что это Лера, уж очень она потешно отнекивалась.
томный вечер на Кодаре
утро: война с костром
Готовили и на костре, и на газу. С продуктами не просчитались - даже остался мешочек сухого мяса и два пакета спагетти (мы вышли на день раньше) - как раз норма одного дня. Это был первый поход, в котором у меня отсутствовало постоянное чувство голода, несмотря на нагрузки. Не хватало в рационе только зелени, я наивно полагала, что на Кодаре, как в Саянах будет и черемша, и дикий лук, и чеснок... А был только ревень. И грибы!!! Море грибов... Может именно с грибов наша женская часть так распухала по утрам - откроешь глаза, сидит очередной опухлик, расчесывается.
а еще в недрах Кодара таятся до поры до времени коконы Чужих
Теплые спальники, которые мы взяли, пригодились только если бы мы пошли по "плану А" - через перевалы и ледник или, если бы не было избы. Здесь в верховьях Сакукана и в висячих долинах над ним ночью было очень холодно, да и днем пару раз тоже (прибавляем ливень, сырость, туман и ледяной ветер). Одежда "ушла" вся, которую брали, включая трекинги два раза. Почти весь поход прошел в сапогах, и это, я вам скажу - худшее от него впечатление. Может у меня как-то не так ноги устроены, но резиновые сапоги - явно не лучшая вещь для ходьбы, хотя и лучшая для той чачи, по которой пришлось в них идти. Лопнувшие мозоли, под которые попадает крохотная песчинка, превращают каждый шаг с кусок боли. Подошва чувствует каждый камушек и ветку.
с адской ухмылкой баба Надя готовится к вскрытию меня
Мокрые трекинги, однозначно, приятнее, но хотелось чтобы хотя бы одна пара обуви оставалась сухой вечером. В общем, выгуляли мы ботинки. Особенно грустно было Игорю Палычу. Он неосторожно заметил, что его новые ботинки очень тяжелые, так что при каждом удобном случае, этот факт упоминался: "Ну что ты ноешь? Мозольки? А вот посмотри, как Игорю тяжело!" И снимок сие еще раз подтверждает
АВЭ проделал весь путь по ебеням в тапочках для серфинга и очень гордился собой: "Я ходил по пескам в сапогах, по говну - в тапках, а под дождем - в трекингах. Я оригинал!"
Оригинал гладит небесных зайчиков
про маршрут
План А подразумевал выход к избе, радиалку на Мраморный, далее - подъем под перевал Медвежий, пару радиалок оттуда, спуск с перевала, выход на реку Верхний Сакукан и марш-бросок до одноименного разъезда на электричку, дабы доехать до озера Леприндо и там побатониться.
План Б - дойти до ГМС и ходить оттуда в радиалки. Собственно, второй вариант и был осуществлен. На первый не оставалось времени (мы на день задержались в песках и еще на день - на зимнике). Впрочем, когда я увидела воочию спуск в одного из самых простых 1Б перевалов - Медвежьего, через который идет каждая вторая группа в этой части Кодара, я поняла, что причина не только в нехватке времени. Веревки такой длины у нас не было.
многообещающие цветочки украшают спуск с Медвежьего
Ну и была еще одна причина - мы очень устали, пока дошли до ГМС. Требовалась дневка, и каждый об этом говорил, но стоило встать рано утром и увидеть солнышко, мы сразу ломили, мало ли что, пока есть погода, надо идти! После обеда обычно начинало накрапывать, потом наступал апокалипсис, а к вечеру небо радовало голубизной и облачками, правда, ненадолго. Это в нашей долине, в устье ручья Медвежьего. А наверху почти постоянно клубился АД. Кто был с нами под Топографом помнит тьму, наползавшую на лагерь, - вот такая тьма стояла на полкилометра выше в каждом ущелье. Это была еще одна причина, - когда ничего не видно на расстоянии вытянутой руки, смысла в передвижениях нет. Надо ждать погоду, но так и отпуск пройдет. А чё мы зря в такую даль ехали?
вот таким могло быть утро в нашей долине
или таким
Кстати, про рано утром. Это не шутка. Уже с шести утра (по-местному с восьми), все начинали ворочаться, бродить, кхекать, и в конце-концов, вставали - никогда раньше такого за собой я не замечала. Просто мы настолько выматывались, что ни разу за поход не легли спать позже десяти вечера, а на свежем воздухе, как известно, высыпаешься быстрее. Поэтому коронная фраза Ромы: "Встанем пораньше, быстренько соберемся и как вп...м!", хоть и подвергалась троллингу, но неукоснительно выполнялась. Хотя темпы "вп...я" у всех были разные, Лера однажды развила такую скорость, что мы догнали ее только через два часа, да и то потому что она остановилась. Троллинг же происходил примерно так. Сначала Рома говорил про встанем, соберемся и того, а потом АВЭ и Игорь начинали вслух рассуждать, перебрасываясь замечаниями: "Ну да, пока приготовим, надо еще ботинки посушить, я бы рюкзак еще переложил, Надя пока причешется, потом Лера помоется, Вика все равно раньше восьми не проснется...", и тут со стороны Романа неслись звуки горечи и недопонимания, и все начинали ржать так, что стекла в избе дребезжали.
Небольшая справка про Кодар
Кодар в переводе с эвенкийского - «камень», «скала». Топоним введен в обиход русским географом П.А. Кропоткиным, который первым составил карту горного обрамления реки Чары. Кодар - район современного горообразования, здесь часты землетрясения, рельеф его резко расчлененный, альпинотипичный, со значительными перепадами высот. Образованию остроконечных пиков и зубчатых вершин способствовали омоложение в четвертичное время, деятельность ледников и избирательное выветривание. На Кодаре встречаются и столовые вершины.
остроконечные и зубчатые
Самая большая достопримечательность Кодара (геологического памятника федерального уровня) - ледниковый массив, сформировавшийся в совершенно нетипичных для ледников условиях резко-континентального климата. Специфичность Кодарского ледникового района в его удаленности от побережья морей и океанов (1200 км от Тихого океана и около 2000 км от Северного Ледовитого), где формируется антициклональный тип погоды, не способствующий аккумуляции снега. Мало того, ледники располагаются существенно ниже расчетной климатической снеговой линии: она должна проходить здесь на абсолютной высоте около 3300 м, самая же высокая вершина хребта, пик БАМ, - 3073 м. Эти «климатически неоправданные» ледники существуют за счет лавинной деятельности и метелевого переноса снега.
лавстори на фоне ледника Азаровой и заоблачного пика БАМ
Забеги по камням
В первый день на ГМС сходили к истоку ручья Золотого, притоку Среднего Сакукана. Идти нужно было на запад от избы, по набитой тропе, которая так и норовила увильнуть в сторону.
За час стланики достали так, что топор сам просился в руки. По-моему тропы по лесу - главная жопа Кодара, пока добредешь до гольцовой зоны, вымотаешься в хлам, промочишь ноги, навернешься в какой-нибудь ручей, накормишь всю мошку в округе (она обожает сидеть в кустах и только и ждет, чтобы ты сдвинул ветку), а не дай бог отправиться в путь после дождя - тогда сухой тряпки на теле вообще не останется.
слева от тумана пик Чара, справа - Читинец
верховья Среднего Сакукана
И вот они, камушки! А силы уже на исходе, завтрака как будто в животе и не было, поднимается ледяной ветер, а все, что ты хотел увидеть, прямо на глазах заволакивает туманом, моросью и тьмой. На Золотом, правда, обошлось.
верховья ручья Золотого
вид на пик Трон
и дама на троне
распогаживается
и горы задышали
а потом опять стало мрачно и замогильно ужасно
Вторая радиалка у нас была в Мраморное ущелье, о ней я уже писала. На третий день мы разделились. Альпинисты пошли на перевал Сюрпризный с палаткой и с намерением забраться на какой-нибудь соседний с ним пик, а козерог с компанией выдвинулись в дневную радиалку к леднику Азаровой, дабы подняться на перевал Три жандарма и заценить высшую точку Кодара - пик БАМ (3073 м). Выход предварялся долгими размышлениями на тему "а стоит ли" и "а может все-таки дневка", но солнце припекало и надо было пользоваться моментом. Да, хочешь насмешить бога - расскажи ему о своих планах.
вверх по Медвежьему
Тропа в нужную всем нам сторону шла от избы по правому берегу ручья Медвежьего, и до стрелки с ручьем Сюрпризным нам всем по пути. Дальше расходимся - альпинистам налево и в гору, нам прямо и тоже апхилл. Тропа отличная - широкая, каменистая, конечно же со всеми радостями и даже с небольшим верховым болотцем. Виды во все стороны красивые, и даже указатели имеются.
Рома и Лера бодренько доскакали до взлета на перевал, где, наконец-то почувствовали себя в горах - ни тебе болот, ни насекомых, ни зеленки. Вокруг камни, лед, вода и пики встают, красота...
Сходили до перевала Сюрпризного, оценили так сказать, степень... И тут-то "тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город".
Забегая вперед, скажу, что примерно в это же время она наступала нам на пятки в соседнем ущелье. И легли ребята спать в 7 вечера. А что еще было делать? Дождь лил стеной, а наутро все заволокло туманом. Не дождавшись погоды, почапали они обратно.
Опухлики просыпаются
а вокруг мрак и камни
и поближе
верховья ручья Сюрпризного
Ну а мы менее бодренько поскакали до морены под ледником Азаровой.
АВЭ героически спасает меня и Игоря тоже пытается
Покидали меня через пару ручьев, немножко дождя подцепили, но в целом все шло прекрасно. И тут, в лучших традициях Кодара, перевал Три жандарма окутала мгла, которая довольно резво заполнила пространство над ледником Азаровой и замерла, чернея на глазах. Ну его к Ктулху, этот перевал, подумали туристы и полезли на соседний Медвежий (2174 м).
Надя на фоне ледника Азаровой
мы тоже горделиво приосанились
баловались пультом для фотоаппа
победили его
забрались повыше, а тут опять мошка!
где-то там наш домик
кому понадобилась лейка в этой жопе мира?
последний рывок
и мы у перевального камня
а там привет из Канска!
С Медвежьего, как и обещали все отчеты "открывался великолепный вид на Центральный Кодар".
Слева пришли мы - там ледник Азаровой и вдали кусочек пика Бам, в центре пик Сагыкта (Черт), слева от него в глубине ледник Советских географов, справа от Черта долина речки Ледниковой, в павом углу - пик Гляциологов. Красота...
Зашли спокойно, по камушкам и зеленке, заглянули вниз, отото, ёпт... Видимо, это особый местный шик, каждый перевал 1-й категории заканчивается или наоборот, начинается (зависит от того, с какой стороны смотреть) кулуаром с уклоном в 90 градусов (ледяным, гладким как колено или сыпучим от плевка), или просто вертикальной стенкой - каменной или ледяной. Веревки судя по всему, цеплялись за перевалный камень, но куда уж нам с нашей 30-метровой...
на самом деле мы там прячем от дождя последнюю живую карту
Пока изучали карту, идентифицируя окружающие пики и перевалы, тьма с ледника Азаровой, заскучав, ломанулась в ущелье Медвежье. Пришлось ускориться. Перед спуском сделали доброе дело, прикрепили к перевальному камню фотографию Сергея Витера. Не знаю, прыгал ли он с такой высоты, наверняка прыгал, теперь частичка его останется на Кодаре
Пока обедали под камушком, начался дождь, плавно переходящий в ливень, а потом мы очутились во мгле.
назгулы тоже любят сыр
и колбаску
а потом впадают в анабиоз
Надя удовлетворяла свои эстетические запросы
но в кадр упорно лезут лишние элементы
физкультминутка
ежики в тумане
Шли очень быстро, мечтая о тепле от печки, о сухих ногах и трусах, но АД был быстрее, затягивая в свою воронку все, что встречалось на пути. Я еще раз порадовалась, что есть изба, и что кроме нас в ней никого нет. Да ладно, временами казалось, что планета вымерла, и мы последние люди на Земле. После возвращения с Медвежьего стали по-особенному близки и понятны муки человека, нацарапавшего на нарах в избе «Мама, прости меня».
Утром следующего дня появились альпинисты - мокрые и веселые. И наконец-то было решено устроить дневку, с полноценным обедом и регулярными проверками Сакукана, не поднялся ли. Несмотря на непрекращающиеся ливни вода упала, что не могло не радовать. Дневка была относительно солнечной и теплой, комары и мошка исчезли, мы много мылись, развлекались сушкой ботинок, перепаковывались, смотрели фотки, болтали, впрочем, болтали мы беспрерывно, я дочитала "бортжурнал" и пожалела, что не взяла с собой даже ква-наклейку, оставить кроме записи в нем было нечего. Это, кстати, был единственный день похода, когда у меня были сухие ноги.
из двух кастрюль есть завсегда приятнее
И вот с утра мы прощаемся с гостеприимной избой, и пока погода шепчет, отправляемся в обратный путь по уже знакомому маршруту. Брод через Сакукан, который все это время висел над нами тучей, оказался несложным, хоть и ледяным, перешли так же стенкой, по солнышку и даже трусов не замочили. Омрачился он лишь забытой на базе шляпой Долгопята, с которой он прошел не один поход. Обратно идти АВЭ не пожелал, решили, что шляпа будет жертвой духам Кодара, ну, чтобы они выпустили нас.
Шли мы, шли, фотались, орешки грызли, и тут видим - люди! Поболтали, рассказали про шляпку, попросили забрать, оставили телефон. Через две недели шляпу нам вернули лично в руки. Но видать, великий Ква придерживал дождь до того момента, пока культовый головной убор не был взят в руки туристами из Москвы. Мы догадались, что шляпа найдена по грому и последовавшему за ним кап-кап-кап.
наконец-то небо позволило увидеть яркий Кодар
и настроение сразу поднялось
"Лопайте орешки ИгорьПалыча, он не против" - разрешила Надя
"Левее, еще левее!"
"Неа, левее очково!"
зимовье чарского охотника Володи
олешки пришли на Сакукан
последний прыжок заставил поучаствовать в процессе всю компанию
выход на горизонте
На ночевку остановились на выходе Сакукана из ущелья, рядом с дорогой. О боже, мы совсем отвыкли от комаров в горах, да и пока шли, весь день светило солнце и дул сильный ветер, а они скучали и ждали нас! Твари! Даже полный котел каши с грибами не смог меня порадовать - комары чуть ли не стеной стояли, если бы не костер.
Наутро все было традиционно, ну там пораньше встанем... Через пару часов бодрого шага по болотам и по развороченной машиной дороге, мы вышли к своей первой стоянке, пообедали, посидели у костра и - в последний рывок!
Там, где Сакукан рукавом подходил близко к дороге, нами был замечен человек на велосипеде. Это вызвало целую волну эмоций и идей об организации велопохода по этим пердям. Потом мы миновали три самых гнусных болотины, гать и наконец-то переобулись в босоножки! Вот это было настоящее счастье. Идти стало намного легче, и я все вглядывалась, ну где же, где же крыши Чары, и даже обещала целовать первого попавшегося человека. Первой оказалась бабушка с тесаком, вышедшая по грибы.
В Чару мы вошли свиньёй двумя группами, первая в 13:30, вторая через час. Я была последней. Конечно, первым делом мы вынесли ларек, даже крымского вина бутылку купили на радостях, потом пометались между остановками, залезли в маршрутку, и пялясь в окошки, помчали в Новую Чару. А ведь мне казалось, что эта минута (когда зад можно будет опустить на мягкое сиденье) никогда не наступит. На вопрос аборигенов, мол, как отдохнули, Рома ответил: "Сильно хорошо!", - вызвав этими словами бесконечный восторг публики.
До поезда оставалось три часа. АВЭ и Рома ушли мыться на реку, а мы с дамами - в привокзальный душ. Потом туда же отправился и Игорь Палыч, еле выгнав Леру, которая вытиралась столь тщательно, что он уже разволновался, что придется прямо в полотенце сигать в вагон. Стоит отметить, что в том месте, где тщательно мылись наши мущины, река через два дня поднялась и чуть не снесла мост.
Ну а дальше все было в лучших традициях - два пакета еды, дневной дожор и досматривание того, что не досмотрели, когда ехали сюда, благо поезд уходил засветло. Но про то, как мы ехали по БАМу, будет в завершающем посте о кодарских потасканиях.
фото:
esperanza_sib,
rvs_buratina