Третья потеря: гора Суханиха, 1 мая
Утро началось с кофе разогретого настоявшегося глинта, причем, как не странно, первыми проснулись мы с АВЭ. В бору щебетали птички, несмотря на ранее время, пахло разогретой хвоей. Развели костер, и обнаружили, что вся еда закрыта в машинке. После пинания палатки Макса и требований хлеба и зрелищ, оттуда послышался бжик сигнализации и скорбный голос: «Берите всё!» Откушавши гречи с остатками праздничной трапезы, мы бодро собрались на экскурсию, со стоном сгибая члены и проклиная свою любовь к немотивируемым траверсам.
не правда ли, доброе утро?
глядя на этот снимок АВЭ задумчиво сказал: "Ну за что нам все это?"
лихая попытка заблудиться под командованием Нади
и вот он - "мир, открытый настежь бешенству ветров"
У меня было подозрение, что до Суханихи лучше доехать на машине, ну или, в крайнем случае - на веле, как предлагал Маус. Но сама мысль о том, что тохес войдет в соприкосновение с седлом, вызывала панкулез. Естественно, траверснули - через лесные дебри на дорогу, по которой и побрели, гонимые ветром, в сторону предполагаемых петроглифов. Час брели, два брели. Сверялись с картой, болтали, падали в траву, рожали идеи. Обнаружили в бору на деревьях журавлей, нонсенс, с которым я до сих пор не могу примириться. Виды вокруг открывались шикарные: огромная долина колыхалась как море сухой травой на бешеном ветру, гудели сосны, - не хватало только якорей в траве, была бы иллюстрация к «Заставе на Якорном поле»
Куня
Суханиха
Тепсей
Вышли на берег и увидели Енисейские ворота во всей красе: Оглахтаг, Куня, Тепсей и Суханиха монументально возвышались по берегам полудохлой реки, по дну моря несся самум, поглощая японческого вида деревья на островках. В отдалении задумчиво бродили посуху рыбаки с удочками, на левом берегу торчали какие-то трубы, Суханиха дразнила, но не приближалась, вследствие чего было решено на нее забить. Желающим все же познакомиться с ее петроглифами, рекомендую
http://spps.kspu.ru/petroglif/susaniha.phpКстати, на следующий день в музее нам рассказали, где их искать.
Суханиха там!!!
Надышались мы песком, и пошли обратно через лес по самому берегу, где вовсю цвели цветочки и приумножались кучи мусора. Я, честно говоря, не понимаю, неужели так сложно убирать за собой. Мы увезли все, что не горело, и даже кострище не только залили, но и закрыли дерном. Понятно, что люди в большинстве своем хуже свиней, но неужели у администрации района или кто там следит за бором, нет денег, чтобы поставить несколько баков под мусор, - бор очень популярен у отдыхающих. Почему сотрудники баз не разрешают скидывать мусор в их контейнеры тем, кто не живет на базах? Ладно, мы сознательные, а большинство, не заморачиваясь, кинет все тут же у забора. В деревнях тоже все делают большие глаза, мол, нет, у нас тут мусор деть некуда, везите с собой или выбросите за деревней. Поэтому и украшен каждый русский населенный пункт свалкой, полиэтиленовыми лесами и вечно гниющим дерьмом.
ну нету горы, и что теперь?
чем не Чарские пески?
пытаюсь сесть, но не могу
Пришли в лагерь, сварили обед, доели все вкусняшки, загрузили Долгопята в машину вместе с подарками и барахлом, он все сокрушался, вот, нам с Максом ехать-мучиться семь часов еще, а вы завтра, счастливые, на свежем воздухе будете педальки крутить, по-спортивному. Да, хорошо, когда есть друзья, которым не влом пилить семь часов за рулем, чтобы запустить горящий фонарик в колхоз и эвакуировать юбиляра. В общем, убыли они навстречу лагману, знаменскому хлебу и горячей ванне, а мы занялись обычными делами - трепотней, поисками сосновых дров, чтением книг и распитием чая.
Маус реанимировал покрышку и поехал обкатывать ее по лесу, налегке что бы не погонять, а мы с Надеждой открыли пляжный сезон, провалявшись пару часов с видом на Тепсей. Обычно в походах все бегом-бегом, посмотрел, сфотал, ломанул дальше, а тут выпал вечер праздного ничегонеделания посреди планеты Плюк, и так мне понравилось лежать, думать что попало и наблюдать за песчаной поземкой на дне морском.
крик души Мауса
Курсы пожилых шахидок
Попытка дойти до Тубы успехом не увенчалась - увязли в чаче. Потом опять сидели у костра, болтали про всякие околовелосипедные и летнепоходные дела, читали, пока солнце не зашло, спать решили лечь пораньше, чтобы в Минусинске успеть в музей, но, несмотря на усталость, сон не шел, я дождалась смски от АВЭ, что они уже дома, и под шум дождя отключилась от мира. В соседней палатке что-то говорил Маус, иногда Надя вставляла «ага» и трижды «спокойной ночи», опять курлыкали журавли, и шумел на ветру лес. В самом же лагере было безветренно и тепло.
Четвертая потеря: н(Н)адежда, 2 мая
К сожалению, дождь к утру не прошел, а продолжал моросить мелко и нудно. Самое кислое дело, собираться в такую погоду - палатки мгновенно распухают и перестают влазить в штаны, унылая обстановка вызывает зевоту и желание никуда не ехать, но, самое неприятное, что впереди ждет раскисшая дорога, любезно предлагающая намотать на колеса пару кг говен. Нам еще повезло, грунтовку мы довольно бодро, даром, что в гору, проскочили до начала настоящего дождя.
Приятный сюрприз - ветер в спину - был недолгим, не более 7 км под горку, да по асфальту… Летели как птицы, я правда, чуть не кувыркнулась от смеха, ибо впереди неслась баба в развевающемся плаще, аки малютка-привидение, дикое, но симпатишное. Возле колонки Маус зачем-то умылся и окропил вел остатками святой воды типа глина забилась, тут же вспомнилась примета, что нельзя мыть байк перед выездом. Надя снова купила молока, которое мы потом выжрали в поезде с булкой горячего хлеба, причем тетенька напутствовала ее: «Приезжайте к нам чаще, у нас тут обычно тепло!», так и хотелось добавить: «А еще, безветренно и чисто».
В 2010-м мы ехали от Городка до Минусинска почти 6 часов - под ливнем, снегом, градом и прочими капризами погоды. Всем запомнился поворот на поселок Суходол, возле которого было настолько мокро и холодно, что зубы выбивали марш имперской пехоты. Но на этот раз Суходол подкачал, в аккурат перед спуском к нему тучи расползлись и земля, поля, кусты, деревья, кони и мы сами начали парить - дороги не видно было!
Пар стелился так красиво, что пришлось прекратить педалирование и поглазеть на минусинские перди с восхищением и радостью оттого, что погода, а вслед за ней и настроение, улучшается. Стоим на той же остановке с надписью «Суходол», что и два года назад, и ржем, вот щас плюха снега на голову упадет из ниоткуда, чтобы не расслаблялись… В итоге, 30 км за 4 часа при встречном и боковом ветре - неплохо так, и даже, казалось, не устали.
Мне нравится, что со стороны Городка сразу вкатываешь в старую часть Минусинска, везде кирпичные дома начала прошлого, а то и конца позапрошлого века, куры бродят, зелень, красота. Скорость была приличная, и на одном из поворотов Надежда, что-то вещающая про здешние древности, с грохотом расстелилась на границе асфальта и обочины. Причем, все случилось за какие-то секунды, ехали мы плотно, она, бедная сжалась в комок, чтобы я успела проскочить препятствие, иначе веселый многослойный коктейль с Маусом-вишенкой порадовала бы жителей провинциального купеческого города. Впрочем, они и так аплодировали стоя, мы тоже начали ржать, когда подняли бабу и ее велик, потому что катастрофа произошла у входа в магазин «Надежда и мы».
Чуть дальше по направлению к площади встретился любопытный плакат, размещенный к Первомаю на здании местного отделения КПРФ. Добрый дедушка Ленин улыбался публике, говоря «Ну и как тебе живется при капитализме?».
Музей Мартьянова, почитать о котором можно тут:
http://www.krasplace.ru/minusinskij-kraevedcheskij-muzej расположен на стратегически важном городском пятачке. Рядом куча старинных зданий, недорогие столовки (одну из которых мы объели, вследствие чего пришлось идти в музей глубоко беременными едой), красивая церковь, парк, лавочки с гопниками, всяческие скульптуры и другие приятности, что так радуют глаз заезжего путешественника.
Надежда была отправлена в музей на поиски руководства, но нашла Тимофея, моего старого товарища по раскопкам. Он выделил нам место под велики во дворе и пообещал напоить чаем, как только мы покончим с культурным променадом. Нас сфотографировали - «Туристы из Красноярска, Омска и Березовки проехали 200 км против, чтобы увидеть один из старейших музеев края!», указали азимут на столовку и всячески нами восхищались. Кирилл уехал в Абакан, дабы успеть на свой паровоз, а мы с Надей пошли в музей, в котором я последний раз была в 1988 году. Поясница у меня болела так, что я даже не могла сама надеть бахилы, старушки-смотрительницы умилялись, глядя на то, как баба меня обувает и разувает, водит под ручку по 120-летним половицам.
Про музей я даже не знаю, что написать. Это был полный восторг. Все экспозиции очень лаконичны, но при этом - информативны и насыщенны. То есть, нет ощущения, что ты в лавке старьевщика, когда в одну витрину впихнули все, что нашли по данному периоду. Очень понравился макет старого города, где на нужных улочках, переулках и площадях стоят пенопластовые двойники сохранившихся старинных зданий и других объектов, с наклеенными на фасад их же фотографиями. Посмотрел макет - пошел на экскурсию по архитектурным достопримечательностям. Фотографий вообще в Мартьяновском много, причем некоторые настолько качественные, будто сделаны на какой-нить навороченный цифровик. А в запасниках есть и такие кунштюки
Шикарный стелариум, - его я помню еще с детства, отличный зал для занятий археологической школы: расписанные петроглифами «песочницы» на ножках, куда зарывают артефакты, а потом дети по всем правилам это раскапывают и камералят. На месте и мой любимый костяной китайский кораблик, и зал геологии, и фигуры насельников Хакасско-Минусинской котловины. Помню, экскурсовод рассказывает легенду, как красивый хакасский юноша полюбил красивую хакасскую девушку, а я смотрю на жуткие лица манекенов, тяну ручонку и спрашиваю: «А где он такую нашел?». Бабушка мне подзатыльник отвесила тогда.
В зале достижений сельского хозяйства я почувствовала дикий приступ голода, даже не знала, что столько всего вкусного тут производят, я кроме печенек, сока и водки ничего и не пробовала. Но на ужин планировалось только молоко с хлебом.
Попили мы с Тимохой чайку, посидели на лавочке в уютном музейном дворе, и стало понятно, что своим ходом сил ехать уже нет, усталось навалилась внезапно и буквально пригвоздила к земле. Вызвали такси, перепугав диспетчера требованием выслать за нами «универсал» - выслали самый большой, который нашли, естественно, ничего в него не влезло, вот у Линкса универсал был, ето да, упихали все в разобранном виде кое-как.
И вот, до поезда еще час, как вдруг к вокзалу подкатывают два здоровенных буса и из них начинают вылазить дети. Много детей разного возраста с барахлом - я насчитала больше пяти десятков. Паника-паника! Надежда на спокойный сон, тишину и отсутствие суеты улетучивалась со скоростью света… К счастью, дети ехали в прицепных вагонах до Иркутска, нам же достался самый последний вагон, который остановился даже не на перроне, а на насыпи - туда мы и чесали увешанные скарбом, ибо поезд стоял всего 2 минуты. С соседями повезло - нам всячески помогали распихивать вещи, пристегивали и отстегивали на ночь, а увидев, как я корячусь при попытке залезть на полку, любезно предложили вставать на стол и не стесняться. Молоко, хлеб, сон, ааа, станция Злобино, сортир уже закрыт, до конечной всего 20 минут, мы дома!
Покатушкой я осталась очень довольна - во всех отношениях. Хорошая компания, интересный маршрут, более-менее сносная погода, я не раз говорила, что эти три составляющие - залог успеха любого трипа. Засим откланиваюсь.
фото:
krazymouse,
esperanza_sib,
patolografer