И вновь недоБорус!

Jun 24, 2010 11:40

БСЭ утверждает, что название хребта Борус (недопокоренного мною в день независимости прошлого года) сформировано из первых слогов фамилий его первых же восходителей - Борисова и Русанова. Мне же, как человеку не чуждому всему, связанному с тюрками южной Сибири, куда приятнее думать, что слово это тюркского происхождения. На волне раздачи старым объектам новых, одобренных советской властью названий, Борус, что в переводе с некоторых тюркских языков означает - «направляющий ветер», «делающий погоду» удачно совпал с фамилиями альпинистов, бесспорно заслуживших такой респект. Кстати, Эльбрус даже у Лермонтова еще называется Эльборусом, так что языковые аналогии напрашиваются сами собой.
Ну да ладно. Борус таки остался неприступным для большинства особей, задумавших взять таки его в День независимости-2010.

Толпа в 24 человека разделилась на три группы: машинки, паровоз и автобус. Я угодила в первую, причем мною распоряжались как рюкзаком, перебрасывая из одной машины в другую в течение недели. В итоге я оказалась на заднем сидении болида Никвалая, причем строго по центру (я, чилавек, бешено трусящий обгонов и вообще автовояжей). Результатом моей дислокации стали синяки на коленках АВ и Кисы, за которые я хваталась, зажмуривая глаза, когда штурман Надя голосила: «Свободно! Можно!». Но как выяснилось, мы еще ехали медленно, ибо начинающие водители Дмитрий и Игорь Палыч, весело подмигивая восклицательными знаками на плоских задах, носились как ошпаренные дихлофосом тараканы. Ну, Дмитрий, понятно, он как встегнулся, так и попер, но от уважаемого инспектора я такого не ожидала…

Как известно, цель любого ква-похода угодить в ква - пожрать от пуза так, как дома никогда не хватит никаких денег. На сей раз, гастрономический тур стартовал уже на выезде из города, мы постоянно что-то харчили, трескали и щелкали. Днем матушка занесла Дмитрию на работу пирожки на всех, потом позвонила мне и сказала, что он изможден почти также как Андрей Владимирович, «и вообще такой интеллигентный мущина, что у него может быть с тобой общего?». Пирожки дожрали только утром.

За окнами бежали леса и степи, и вот у поста ГАИ под Новоселово выяснилось, что наш дорогой водитель просрочил страховку. В освещенном окне было видно, как он о чем-то вежливо беседует с инспектором, мы же нервничали:
- Настя, глянь, что там с Колей?
- Он сел.
- УЖЕ?
Как говорится, не имей сто (пицот) рублей, а имей знакомого страховщика в соседнем колхозе. Полночь застала нас в Новоселово, весело жрущих, мы ждали знакомых Кисы, устроивших в это время суток акт по выписыванию нужного документа. Теперь Никвалай и в Новоселово должен…










Клонило в сон, посему устроились на какой-то меже в чистом поле, не доезжая Знаменки. Ночь была очень теплой, орали всевозможные птицы, и хоть утром завтрак не планировался, избежать его все равно не удалось. Зато быстро домчали до Абакана, естественно, плутанули, поехали через Шушенское, потеряли по дороге две восклицательные машинки вместе с рациями. Потом наступил час топографического кретинизма, когда женщины утверждали, что на Сизую был поворот налево, а мужчины твердили, что прямо. Победили они, посему нам велено было ублажать их по первому требованию. В связи с этим Ухти достала конфеты «Безумная желейная пчелка» и до самой Майнской ГЭС я ублажала АВ, разворачивая ему конфетки.

С первого взгляда Енисей был покрыт типа льдинами, но как выяснилось, это была пена от сброса воды. Не сказать, что река поднялась высоко, хотя уровень водохранилища изрядно понизился. В Туве на одной из скал даже обнажился горельеф Будды, доступа к которому не было почти двадцать лет из-за высокого уровня СШ моря - теперь толпы паломников получили доступ к святыне.













На кордоне мы встретили паровозную часть тусовки, естественно пообедали и побрели в перевал. Не знаю, что случилось, видимо жара и перепад давления подействовал - голову сжимали тиски, глаза, казалось, вылезут из орбит. Мы с АВ кое-как плелись в хвосте, и мечтали только о том, чтобы набежали тучки. И небо нас услышало. По куруму забрались довольно бодро, передохнули по пути несколько раз, обогнали группу школьников, тащивших наверх подушки, одеяла, мангал и водку, позвякивавшую в сумках. И вот, перевал, знакомые по прошлому году виды - Кибик-Кордон и пятиглавый Борус, который с дороги казался весьма заснеженным, а вблизи снегом радовал традиционно лишь пик Кошурникова.






















До Венеции решили не идти (и правильно сделали), снега этой зимой выпало слишком много, в долине его тоже было прилично, везде с шумом неслись ручьи, цветочков почти не было, тепло еще не пришло в этот хоббитский мирок. Причем реки вели себя очень интересно, например, с утра бурный поток заливал все кочки и бурелом, а через несколько часов там было сухо и комфортно.






















Раскидали палатки по более-менее сухим и ровным площадкам и предались обычному делу. В гости пришла автобусная группа с котелком кипятка и ложками, требуя борща девок в бане. С отрога Боруса сверкали фейерверки, запускаемые веселящимися школьниками с подушками (о них ниже). А перед сном по лагерю забегали зеленые чилавечки - это Константин сшил себе флисовую ква-пижамку.

Ночью, как и ожидалось, великий Ква пробудился ото сна и все заверте... Слава Ктулху, на этот раз я взяла тент, который натянули на высоте не совместимой с ростом участников, зато все под него влезали, в том числе и костер. После завтрака было принято решение: каждый развлекается как может. Погода была в точности как в прошлом году - Борус окутан туманом, отовсюду капает, платка в которой жили Настя, Денис и Оля получила новое имя - бегемотник, ее окружали лужи, да и под дном грустно хлюпало. А ведь не хотела я на Борус в этом году, хотела на Москву, впрочем, как высянилось позже, на Москве царило такое же ква.

Потусивши у костра, я АВ, Надежда и Игорь Палыч пошли на прогулку - в полуцирк Кошурникова и к озеру. по дороге нас не раз посещала мысль, а не перебраться ли на хребет, как только распогодится окончательно, но небеса не смилостивились. Часть публики осталась батониться, часть ушла переодеваться и застряла в недрах палаток, а Дима, Серж и Костя поскреблись на Борус. Забегая вперед, скажу, что на Малый таки они залезли, попав и в дождь, и в снех, и в туман. Зато Великий Ква вознаградил их двадцатиминутным распогаживанием, за это время они смогли оглядеться по сторонам и впечатлиться видами.














































Мы же забрели в полуцирк по снежникам, которые оказались вполне проходибельны. Если стоять по центру, рокот водопадов (а их стекало со всех сторон не меньше двух десятков) становился очень громким и мрачным. С вершин периодически набегал туман, сыпал то снег, то дождь, но это совершенно не помешало прогулке. Добрели мы до озера, порадовавшего бирюзовой водичкой, и постановили - не карабкаться вниз по скользкому куруму, а катить на хобах, ногах и других точках по снегу. В общем, вымокли прилично, но было весело. Скатились прямо под ноги Абелю и Ко.


































В лагере царил культ бревна. Киса сушилась, поэтому поленница была до небес, за что ей отдельный респект. Упившись чаю и компота, мы приступили к готовке ужина, тут подоспели и остальные гуляющие. Евгений грустно сообщил, что ни одного жука на этот раз не поймал, холодно, все ловушки остались пустыми, зато в усердии он сломал стамеску. Но и под корой подлых гадов не оказалось.







Стоило в лагерь вернуться мокрым и довольным восходителям, погода наладилась как на заказ. И мы пошли собирать сагандали. Борус переливался всеми цветами, облака щеголяли фигурностью и размерами, кисель приятно остывал в кружке, и лишь Надежда уволокла Игорь Палыча на хребет с целью поснимать закат, спустились они уже во тьме, и я опасалась, что Линкс поколотит Надю, потому что она его брата плохому научит. Он вообще, кстати, был какой-то нервный, Игорь Палыч нам днем еще жаловался, что Дима третировал его в детстве…



















Утро было ясным, а день жарким - прошлогодний сценарий повторялся. Абель и Ко, у которых автобус был поздно вечером, решили таки подняться на Малый Борус и поднялись. Как сказали позже, им этого хватит надолго… Мы же традиционно поплутали в трех соснах и очень резво сбежали вниз к обеду. «Бегемотики, пойдемте купаться!» позвала я Олю с Денисом, и она радостно ответили: «Ага, тока полотенца возьмем!» Пока мы перекладывали вещи, из ниоткуда возник Хорст Вессель, которому посчастливилось разделить первую ночь за хребтом с теми самыми дебильными школьниками, пришедшими в горы без теплых вещей, почти без спальников, в городской одежде, без палаток, зато с водкой, шашлыками и подушками. Дождь погнал часть из них на кордон в 6 утра, другие сидели под куском полиэтилена на веранде приюта Банзайка, разрушенного такими же горе-туристами.










И вот, последняя остановка после родника, на капоте Диминой машины куча бабочек. Поравнявшись с нами, Надежда опускает стекло и начинает, восторженно вращая глазами, жестикулировать и рассказывать: «Там столько бабочек! А одна как бабочка-аполлон…» - в этот момент Дима дал по газам, и Надю унесло, а у нас началась истерика. Таковая продолжалась 7 часов с перерывами на исполнение песен. Причем на должном уровне ее поддерживали всякие заявления типа: «Я думала, что она имела ввиду, что бабочка такая красивая, прямо как аполлон среди бабочек!»




На этот раз плутанули в Саяногорске, облизались на арбуз-гидроцефал и довольно быстро катили от лесочка до лесочка. Дима всячески скандалил и требовал, чтобы все ехали без остановок, а на предложение брата поужинать у «Оазиса», заявил, что не пристало купцу первой гильдии в степи искать оазисы, поэтому едем быстро до Предмостной. Ну и поехали. Радио не ловилось, зато удалось поймать сигнал из позади идущей машины уважаемого инспектора, там играла «Любэ». Радуясь тому, что безумные дефки перестали ржать над бабочкой и увлеклись вокалированием, Коля старался держаться впереди Игорь Палыча, не давая ему нас обогнать, а АВ мечтал о берушах. Потом сигнал пропал, диджеи остановились купить черемши. Надя предложила подождать их, и тут АВ пакостным голосом пробурчал: «Я все Диме расскажу!» Пришлось отдавать последние конфеты.

В общем, к полуночи добрались мы до ванны. Хотите что-нибудь декларировать? На Борус ни ногой!

Борус, Шушенский бор, Хакасия, пердь, Западный Саян

Previous post Next post
Up