Велотрип Алтай-Тува-Хакасия 25.07.08.- 10.08.08.

Aug 18, 2008 20:50

Тува горы
Тут в нашем поле зрения появилась Монгун-Тайга, которая сопровождала нас до первого поселка - центра одноименного кожууна.




По зубодробительному спуску осторожно спустились в долину - никто не пострадал, правда, у Сереги начал колбасить багажник, а у Андрея он треснул по сварке еще накануне, когда ехали вообще по ровной степи. И тут первый восторг - яки! По-местному - сарлыки, мякенькие такие, молоко у них жирное и очень вкусное. На меня, кстати, произвел впечатление окрас местных животных - в стаде или в табуне обязательно попадалась одна особь пепельно-серебристого цвета. Тувинцы разводили руками, но объяснить такую мутацию так и не смогли.










При спуске больше всего беспокоились за Витин вел, но испытания он прошел. Если честно, Витек стал для меня героем этого похода. На «Стелсе», городском, с жесткой вилкой и без МТБшной обвески, я такой поход бы не осилила, особенно, если учесть качество дорог. А Витя проехал все! Пусть медленнее, чем остальные, ибо вел его таких скоростей выдать не может, но он ни разу не ныл, не жаловался, а спокойно ехал в свое удовольствие, когда хотел - отдыхал, сушился, рассматривал камушки, фотографировал, при этом, везя такой же груз, как все мужчины. Респект ему и уважуха! В свете этого мне еще более смешными теперь кажутся традиционные вопросы наших велогуру с форума, задаваемые новичкам: «А какой у тебя накат? А средняя скорость? А велик? А опыт?» Витя теперь такие вопросы может перенаправлять на болт, а то и сам задавать. Еще одно подтверждение тому, что катать можно на любом велике - было бы желание и физические возможности, и тому, что новичок на форуме - не обязательно новичок в катании. Ну, ето так, лирика. Но Витя все равно молоток! Тут с мест подсказывают, что Витя точил все время восстановительные смеси для культуристов, поэтому и крутил как заведенный, гы. Они, кстати, и правда, классные, я тоже прикладывалась к этому порошку неоднократно.
Пообедали, сварили чай на последних запасах воды, и искупались в чистейшем озере Ак-Холь("белое озеро"), засранном пернатыми по самое нехочу.







Белое типа из-за обилия птиц. Кстати, из него вытекает река Могун-Бурен (на фото), из которой нам еще не раз приходилось пить, так что теперь мы знаем, как выглядят истоки кристальных горных рек, бугога. Встреченные тувинцы на мотоцикле (явно без пропуска в заповедник), показали нам обходную дорогу к мифическому мосту через, и мы дали изрядный крюк по горкам, благо дороги были мягкие, без камней, катилось легко.




Разведка, в лице Сереги донесла, что моста нет в принципе, а ввиду наступающей темноты, пора уже упасть где-нибудь. Вот так по курвиметру мы нарезали с десяток лишних км, зато полюбовались заброшенными кошарами, видами реки, традиционно - Монгун-Тайгой и камушками. Мне представилась прекрасная возможность бороться со своей даунхилоофобией - после полета шмеля на Чебулаке я частенько очкую спусков, но, думаю, до свадьбы заживет.

Перешли теплый Могун-Бурен, разбили лагерь под звездами - звезды там такие низкие, что хоть в мешок собирай.







После ужина пожаловали гости с классическим вопросом: «Водка-сигареты есть?», и, получив отрицательный ответ, уехали восвояси. Так было потом еще не раз.




До сих пор не понимаю их логики, почему я должна угощать здорового взрослого мужика? Этот вопрос задала одному из попрошаек в магазе в Ак-Довураке, алчно глядевшему на свежекупленные пачки. Чувак не нашелся, что ответить и ретировался. После конников пришли крошечные дети (а идти от юрты до нас было не меньше 3 км), сначала вопрошали, есть ли у нас мотыль для рыбалки, потом перешли на вотка-сигареты, и тоже были отправлены, правда, к мамке за титькой.

28 июля мы выдвинулись к месту, до которого планировали добраться вчера - озеру Хидиктиг-Холь, знаменитому своей красотой, большим двухкилометровым гористым островом посередине, чистой (ну-ну) водой и прочими атрибутами сладкой жизни. В долине обнаружили несколько юрт, ринулись к аборигенам за советом, но завидев нас, они попрятались, видимо турики им попадались агрессивные: «Бля, - подумали, наверно тувинцы: щас начнут - вотка-сигареты-бабу давай…» Один, самый смелый жестами показал что его зовут Хуан мы едем верной дорогой, и поволоклись мы в 6-км очень крутой подъем на перевал, высотою 2450 м. Я думала, на нем и загнусь - жара стояла жуткая, ветер отсутствовал полностью, слепни достали. На полпути слизала с обертки превратившуюся в биомассу шоколадку, бутылочки были пусты, перед глазами все плыло, но до верху таки добралась, а Андрюха с Серегой даже умудрились на него заехать. Оказалось, правда, что до спуска к воде надо пилить еще, так что первый же более-менее чистый заливчик приютил нас на пару часов.










В этот день у нас была гостья - в велоштаны к Андрею забралась мышь, нашла там пакет с овсяным печеньем и затаилась. Увидев ее, я подняла такой рев, что вместо того, чтобы сфотать забавного грызуна, неожиданно попавшего в гастрономический рай, Андрей начал ее вылавливать. Мышь упорно лезла обратно, но в итоге статус кво было восстановлено.
От озера к перевалу вела разбитая машинами, но вполне просматривающаяся дорога, но мы за каким-то иксом траверснули напрямую в гору, продираясь с гружеными велами через заросли карликовых березок и колючих акаций. В итоге, затрахавшись окончательно, спустились обратно, спросили встреченных тувинцев - куда? И поехали по их следам. На раздолбанной жуткой колее я таки улетела через руль, слава богу, было, кому меня пожалеть. Кстати, буквально за пару часов до этого Валера долго говорил на тему, что ни в коем случае нельзя терять из виду последнего в группе, на него надо все время оглядываться, и вообще, последним должен ехать самый опытный. Ну, мне, конечно, такое заявление польстило бы, при других обстоятельствах, но кроме Андрюхи, на меня никто и не оглядывался, хотя ехал он вторым. В итоге, он так разозлился расхождением слова и дела, что хотел дать кому-нибудь в морду, к счастью, подходящей не нашел. С того дня мы ехали всегда рядом, несмотря на то, что катает он раза в три быстрее меня, пришлось ему за мной присматривать.

Речка под перевалом пересохла, и пришлось штурмовать его из последних сил. Правда, у Сереги они еще были не последние, он залез первым, потом спустился за моим велом, за что ему спасибо отдельное. На перевале нам традиционно сообщили, что мы находимся в заповеднике, мы сфотались у обаа, положили камешки в кучку, и поехали навстречу тучам вниз, в долину.










Спуск был крутым, жозеньким, сыпухи сменялись песком, в общем, было весело. А сразу внизу нам попался ручеек и баночное японское пиво "Асахи", в крохотной таре. Им нас угостили земляки, ехавшие в горы на двух машинах, сплавляться. Утром к пиву добавилась свежая зелень и витаминизированная вода для спортсменов, офигенно вкусная и освежающая. Радостно было встретить коллег, посидеть у костра, а не у горелки, да и виды были апокалиптические - гроза прошла стороной, оставив красивейшие снимки.













Девизом нашего похода стал: «Мы не заблудимся - дорога одна!» Поэтому в карту все утыкались носами только тогда, когда в очередной раз мы понимали, что заблудились, бугага. Хотя Витя предлагал делать это каждое утро перед выездом. И мы таки начали это делать. Все координаты маршрута он забивал в жпс, так что если кому понадобятся, думаю - поделится. А дорог там десятки, и все они выглядят как наезженные - распознать свою крайне сложно. Зато квест получился неплохой.
С утра, попрощавшись с соседями по лагерю, мы двинули в сторону первого (и единственного) в этих местах мегаполиса - Мугур-Аксы («место, омываемое рекой»), райцентра кожууна, в который входит еще одно село Казыл-Хая. 40 км по замечательной грунтовке, почти все время под гору, нет, вру, пару раз ломанули в гору, хотя можно было объехать вдоль реки, но это уже по привычке. Каждая горка блестела на солнце кучами битого стекла и пластиковыми бутылками двухлитрового пива «Большая кружка», называемого в народе «смерть чабана» - очагами особо насыщенного культа. Накануне я спросила у встречного тувинца, есть ли в кожууне культовые места, и он, посмотрев на меня, как на блондинку, сказал: «Милая, здесь вся земля - культовая». Так что имейте в виду…
Перед колхозом Валера предложил разработать стратегию общения с местными, закупиться как можно быстрее и, не привлекая ничьего внимания, покинуть очаг цивилизации. На что Андрей справедливо заметил, что четыре взрослых здоровых мужика не должны забивать себе голову такой хуйней и трястись при виде каждого тувинца, неважно - трезвого или нет. В колхозе нас приняли радушно, единственное, что меня фраппировало - так это цены в магазинах. Я совершенно не подумала о том, что приграничье Тувы, как и Алтая, приравнено к северу, и зарплаты у них с 130% надбавкой, так что продукты там стоят как в Норильске. Так что пара магазинов в Мугур-Аксы, и потом в Саглы весьма пощипали наш бюджет. Но выхода не было - мы сожрали уже все, что брали на автономку, особенно хотелось хлеба (60-70 рэ за булку, нехило). Повеселили и аборигены. Сначала какой-то мальчик попросил у Вити насос, Андрюха начал читать ему лекцию на тему, что вместе с велом надо приобретать… и дальше шел длинный список, в середине которого мальчик сел на проколотый велик и уехал. Увидев такую разговорчивость гостей, к нам стала потягиваться публика (день, заметьте, был будний, время - рабочее), пьяненький дядя просил покататься - ему было предложено прийти завтра в это же время, после чего его увели трезвые товарищи, а девушка, представившаяся окулистом, попросила купить ей пиво. Под глазом у окулиста красовался свежий бланш, видимо намекая на профессию. Страшно подумать, как в тех краях выглядит проктолог.

В Мугур-Аксы есть воинская часть, поэтому командировочных русских много, нам пожелали счастливого пути, а тусивший с ними молодой тувинец в штатском предложил нам с Витей показать ему документы. На предложение, показать сначала свои, мальчик захихикал и сообщил, что мы даже до Саглы не доедем - перевалы сложные, и мы загнемся по дороге. С такими напутствиями мы и двинулись вдоль границы до поста. И были вознаграждены! За околицей нас ждало нечто, издалека показавшееся медведом. Но это был памятник тарбаганам - местным суркам, уверена, что единственный в мире.




До поста было 25 км, нас с Витей любезно подбросили работники местной соцзащиты на газельке, у меня от голода сводило желудок. Остальные ребята предпочли добраться сами, на пути был 20 км затяжный спуск по гребенчатой дороге, которым они восторгались потом до самой ночи, пытаясь унять дрожь в руках. Шлагбаум в сторону Монголии был оторван, вдали за холмами просматривалось соленое озеро Урег-Нур (раньше по его монгольскому берегу шла дорога из Хондагайты до Мугур-Аксы, той дороги, по которой мы приехали, еще 10 лет назад не было). Валера метнулся на монгольскую территорию, мы ожидали автоматной очереди, но обошлось. Погранцы проверили наши пропуска, подняли шлагбаум, который специально опустили перед нами, и вот, мы стали лагерем у Каргы, теплая, мутно-бирюзовая вода, заводи, где можно покупаться, отсутствие слепней - только коршуны и стрекот саранчи - это была лучшая стоянка за всю Туву.




Солнце стояло высоко, было время и помыться, и постираться, и поглазеть на завтрашний перевал, который наблюдался прямо из лагеря - 6,4 км подъема на высоту 2370 м по серпантину. Мужчины перегрелись, и до сумерек двигались как вареные - вечер у костра мы провели за обсуждением книг, фильмов, вопросов квантовой физики и нашего расписания. Валера предложил вставать в 6 утра «как это принято делать в походе такой категории». Идея мне не понравилась, ибо ни на какую категорию мы не сдаем, а поехали покататься и посмотреть красивые места, о чем я и сообщила, и что если такой подъем станет реальностью - нам будет не по пути. Слова оказались пророческими, но об этом будет ниже.
Зато подъем в Коге-Дава дался неожиданно легко, местами даже ехали, распугивая самок саранчи - отвратные тетки, ползают, а не летают, напоминают одновременно скорпионов и зародышей чужих.







Двадцатикилометровый спуск тоже не утомил, хотя скорости так и не набрали - встречный ветер и дорога из каменных «кирпичей», торчащих под разными углами не позволяла. Местность резко изменилась - красивейшая река Барлык, зелень травы, лиственничный лес, шокированные нашим появлением коровы…







На очередном мостике я учуяла запах еды. Наконец-то столовка! Все очень дешево, и вкусно, обед из трех простых блюд показался царской трапезой, а следующий перевал Арзайты мы вообще проехали, не заметив.




Места были очень красивые, чем-то напоминающие заставку WindowsXP, народ (по 15 человек на один «Москвич») очень доброжелательный, от каждой юрты махали руками, в общем, настроение было отличным.




Еле успели поставить лагерь перед дождем у небольшого ручья - до самой Саглы воды не предвиделось. Валера, видимо вдохновившись визитом в столовку, предложил на завтрак ограничиваться чаем, а потом полноценно обедать в харчевнях, которых на трассе должно быть много (первую мы увидели в 200 км от этого места у поворота на Чадан, так что его слова частенько нам вспоминались, гы).

Монгун-Тайга, Монголия, Мугур-Аксы, Убсунурская котловина, Тува, пердь, жизнь на колесах

Previous post Next post
Up