Именно так говорят о главной достопримечательности Казачинского района те, кому повезло добраться до одноименного порога на Енисее. Нетрудно догадаться, что столь «развитая дорожная сеть» в глухой тайге существует по одной простой причине - ни одной нормальной, пусть не асфальтированной, ну хотя бы отсыпанной дороги, сюда не ведёт. Но это, конечно, не останавливает желающих увидеть точку на карте где «волны падают стремительным домкратом», трудится крупнейший в Европе единственный в России туер, а рыба ловится по щелчку.
А теперь обо всем по-порядку.
На Енисее было три знаменитых брата-порога - Большой, Казачинский и Осиновский.
Через Большой Порог Енисей прорывался сквозь Западный Саян, - там в узком каньоне река набирала скорость до 40 км/ч (при средней скорости течения 3 км/ч), ревя среди гигантских обливных камней и разбивая в щепки баржи и плоты. Ныне Большой порог погребен под стометровой толщей вод Саяно-Шушенского моря, а из Тувы в Красноярский край теперь ездят по трассе М54.
Осиновский порог был и остается самым северным на Енисее. Здесь в Туруханском районе края Енисейский кряж опускается до самой низкой своей отметки в 30 метров - эту высоту и преодолевает река со скоростью до 15 км/ч. Порогу предшествует целых 40 км проток, ериков, банок, островов и островков, а сразу после Осиновского Енисей стискивают гранитные «щёки», отмечая самое глубокое место на реке - 60 м.
Если Большого Порога больше не существует, а до Осиновского можно добраться только по воде, то средний брат - Казачинский Порог - доступен и по воде, и посуху. Водные прогулки оставим тем, у кого есть плавсредства, а сами - на колеса и в путь. Лесные грунтовки с бродами, лужами, гатями и развороченными колеями до трусов начинаются прямо от Енисейского тракта. После поворота на Дудовку едем по тракту еще пару км, после чего замечаем справа гигантскую лужу, плакат Казачинского лесничества и развилку, уводящую в тайгу. Выбираем правый зубец, и, помолившись Ктулху, ныряем в лес. Дорога, разной степени убитости, будет раздваиваться еще не раз, потом сходиться, пересечет гать, глубокий ручей и выведет к висящему на дереве телевизору. Налево пойдешь - прямо к середине Порога попадешь.
Казачинский тоже обязан своим существованием вышеупомянутому Енисейскому Кряжу - одной из древнейших горных систем России. Отроги Кряжа пересекают Енисей по всей ширине в 30 км выше по течению от села Казачинского. А ширина Енисея в районе Порога всего 350 м.
Еще немного цифр:
- длина порога порядка 4 км
- общая высота падения реки - 3,8 м
- порог состоит из двух больших перекатов и двух сливов
- ширина судового хода - всего 70 м
- скорость течения колеблется от 18 до 22 км/ч, в зависимости от уровня воды.
Правда, с берега ничего из этого великолепия не видно. Порог выглядит как обычные шиверы, а каких-либо видовок тамошний рельеф не предусматривает. Так что коптер будет нелишним. На ютубе есть видюшки прохождения Порога караваном судов - с воздуха открываются и подводные гряды, и белые барашки пены, и тот самый, загнутый буквой «зю» судовой ход, создающий дополнительные сложности при движении. Википедия пишет, что Порог является участком со светофорным регулированием движения судов, и прохождение через него осуществляется под руководством капитана-наставника. Огромное количество буев, бакенов и створных знаков в этом месте тоже какбэ намекает... Ночью так тут вообще Лас-Вегас.
У нас коптера не было, так что просто гуляли по берегу, лазали на черные и белые валуны, ковыряли забитые в них могучие кованые кнехты, заныривали в ледяные волны, восторгались крохотными песчаными пляжиками, где в прибое колыхались золотые кусочки слюды.
Конечно, чтобы оценить мощь Казачинского порога надо оказаться на воде (с мест подсказывают, что лучше - за штурвалом). Или хотя бы увидеть, как это делают другие. Нам повезло. Стоило только заскучать, как на штурм перекатов ринулся буксир, а чуть позже вниз по течению проскользнул груженый капустой плавмагазин.
А вот туер не порадовал. Нет, он был на месте, спокойно стоял у берега, и мы даже хотели сказать капитану, что нам звонили из Подпорожья, просят спуститься и забрать пару барж, - уж больно хотелось посмотреть его в работе. Ограничились фотосъемкой.
Дизель-элекроход «Енисей» - сегодня единственный в России туер, судно-буксир, которое движется вдоль натянутого по дну троса. А в 1900 году в нашей стране был целый туерный флот, состоящий из 23 пароходов. На Большом пороге Енисея туер трудился еще в 30-х гг прошлого века.
Заменяя бурлаков, туер «впрягается в лямку» там, где недостаточно обычного буксира или толкача. Например, на Казачинском пороге, на котором, как уже было сказано выше, не только высокая скорость течения, изогнутый и узкий судовой ход, обилие подводных камней и водоворотов, но и вишенка на торте имеется. Здесь поток воды идёт под углом к судну, что увеличивает опасность сноса на камни. Туер же следует вдоль проложенного точно по фарватеру троса, и без затруднений вписывается в таковой.
Туер «Енисей» проводит пассажирские и грузовые суда через Казачинский порог с 1964 года, а до него эту службу 61 год нёс туер-пароход «Ангара».
Не хочу обидеть поклонников Порога, но, если честно, самостоятельная достопримечательность из него пока так себе. Чтобы подышать свежим таежным воздухом и послушать рёв Енисея, не стоит ехать так далеко, да и не каждой машине под силу финальный спецучасток. Ради рыбалки или рассекания волн на моторке - да. Чтобы посмотреть с берега - нет. Я давно хотела побывать на Пороге (но я гид, а значит, должна знать достопримечательности края в лицо), и даже, несмотря на бездеятельность туера, рада, что добралась, но бензино- и человекозатраты зрелищность мероприятия, увы, не окупает.
Самым сильным впечатлением от поездки стал туристско-информационный центр, обнаруженный в деревне Шапкино в 55 км к северу от Порога. В Шапкино, Карл! Как и положено, он был закрыт.
P.S. Указатель на Казачинский порог, коричневый такой, в фирменных цветах туристской навигации, стоит на Енисейском тракте в районе деревни Пятково. Если у вас нет навигатора, запаски, шанцевого инструмента и олимпийского спокойствия, то просьба, считать его недействительным.
Фото АВЭ